Часть четырнадцатая

ГЛАВА 4. Образование в остроге
И вот, наконец, этот долгожданный день. Куплено все необходимое, дома суета, цветы и проводы. Максим шел гордый, и казалось, даже улица знала, что сегодня необычный день. Встречные кошки и собаки завидовали ему – ведь он идет в школу. Маленький человек переживал, ведь он шел туда, где найдутся ответы на все вопросы, и это приближение к неизвестному вселяло в Душу трепет и надежду. Такого переполоха всех чувств и эмоций мы с Каплей еще не видели. Торжественная линейка, радость, гордость за себя и чистая зависть к старшим переполняли Максима. На какое-то мгновение все «я» угомонились и уступили место несмелому «Я», показавшемуся из полуподвала сознания и непривычно щурившемуся от солнечного дня.
Но все это довольно быстро кончилось. Первый же урок вселил неясную тревогу – строгая учительница, сразу потребовавшая не  шуметь (а как же тут не шуметь, когда внутри все бурлит!), дисциплина и порядок тут же загнали «Я» на его привычное место, и на трон уселись по очереди разные «я», примеряя на себя окружающую обстановку.
В школе все было безумно интересно. Портреты серьезных людей на стенах, доска почета с фотографиями лучших учеников, проглядывающая иногда в приоткрытые двери кабинетов тайна в виде таблиц, приборов и карт не оставляли сомнения в том, что наконец-то все станет ясно и понятно.
Но дни тянулись однообразно, монотонно, и к неведомому пока не приближали. Вскоре появились первые замечания в дневнике, и это событие стало очень важным, поэтому задержим на нем свое внимание. Шел урок, учительница говорила о цифрах и действиях с ними, было довольно скучно. Но открытое окно привлекало внимание, там фонтаном била жизнь, и маленькая Душа тянулась к ней изо всех сил. И вдруг на ветвях стоящего рядом дерева завязалась птичья перебранка по какому-то важному для них поводу. Это так увлекло Максима, что он позабыл и класс, и учительницу. В этот момент он услышал свое имя и требование повторить только что сказанное педагогом. Растерянно поднявшись, мальчик испытал жгучий стыд: смеялся класс, он ничего не мог вспомнить, и презрительно смотрела на него учительница. На наших с Каплей мониторах все ожило, обида и непонимание, жалость к себе и разочарование в надеждах смешали все мысли и чувства, и из этого хаоса постепенно начало расти еще одно «я» - «прилежный ученик». Оно вобрало в себя накопленное ранее лицемерие, умение изворачиваться, и довольно прочно устроилось на первую роль в ближайшие школьные годы. Уступало оно свое место другим личностям только на переменах и вне школьных стен.
Конечно, Максима ждало горькое разочарование. Он старательно учился, имел неплохие отметки, но к тайне не приближался совершенно. Все, чему их учили, было мертвым, скучным и непонятно зачем нужным. Но взрослым виднее – и малыши старались – кто больше, кто меньше.
Поражали воображение маленького ученика и сами учителя. Они были особенные. Строгие, всегда требовательные, представлялись мальчику какой-то отдельной группой людей, живущих обособленно от других своей искусственной жизнью. Здесь был непонятный секрет. Однажды Максим в приоткрытую дверь учительской увидел, как молодая преподаватель плакала. Он и подумать не мог, что она умеет плакать. В следующий раз на улице, прогуливаясь с родителями, Максим заметил учителя в компании друзей, веселого и шумного. Это было неслыханно, ведь на уроках тот ни разу не улыбнулся. Еще когда-то он наблюдал учительницу, когда зашел с мамой в магазин. Та с увлечением выбирала сумочку, радовалась покупке и была очень живой. Но это был совсем другой, незнакомый по школе человек. Такие мелочи постепенно формировали в голове мальчика убеждение, что существует два мира – один школьный, а другой – за ее пределами, и это касается не только их, учеников, но, что было непостижимо, - и учителей то же. Отсюда очень логично последовал вывод, что в разных ситуациях даже взрослые играют совершенно разные роли. Заключение такое было очень значительным, и мы с Каплей увидели, что после него Максим начал сознательно примерять разные свои «я», приноравливаясь к обстановке. Он стал актером, при этом тщательно репетируя ту или иную роль. Это положение так шокировало нас, что мы кинулись посмотреть, а что же с Душой? Увы, она продолжала покрываться пылью. Лишь очень редко вспыхивала лампочка Желания, когда Максим слышал Музыку, но оно уже не звало, и не светило, как маяк. Все это вызывало тоску…
Еще несколько событий в первые школьные годы совершили своеобразный переворот в наблюдаемой нами картине.
Однажды учитель решил повести учеников на природу. Они волновались – это было необычно, готовились и обсуждали предстоящее приключение. Волновались и родители – ведь сбивался обычный режим, но и они почувствовали какое-то приятное ожидание. И вот – лес на берегу реки. Все знают такие походы, жаль, что они все реже и реже бывают. Но в тот момент, когда дети вышли из школьного автобуса и разбежались по поляне, что-то щелкнуло в маленьком организме, и мы оторопели: мониторы «я» погасли полностью, все личности куда-то улетучились, а наверх поднялось уже полуслепое «Я». Оно не привыкло к такой роли и несмело жалось в углу; моментально заглох центр отрицательных эмоций, и целые реки здоровой энергии хлынули в тела Максима. Господи, ну почему это было только однажды?!


Рецензии
Неее, пока что ваш Максимка мне чегой-то не нравится...
Выражаясь языком американских кинокомедий - "слизняк какой-то" ))
Растёт, можно сказать, в тепличных условиях, а к жизни приспосабливается почти полностью со знаком МИНУС. Что же тогда более неблагополучным делать?!
И родители показаны как-то неестественно. Вроде заботливые и любящие, и в то же время будто бы совершенно бездушные. Так же, наверное, не бывает? ))
Ну, посмотрим, ещё четыре главы осталось, может, исправятся...

А, если серьёзно, Анатолий, ваши произведения мне очень интересны, я, кроме данной повести, читала у Вас и многое другое.

С уважением,

Ирина Борзилова   17.09.2011 18:31     Заявить о нарушении
Спасибо огромное - рад созвучию!

Анатолий Образцов   17.09.2011 18:47   Заявить о нарушении