Сергей Кургинян. Откуда-то взялся вдруг

Как бы похож на всех этих «прохановых», «кара-мурз», «дугиных», но всё же очень отличается от них.
Не только научен. Он, скажем так, неантимарксист. А если сравнить его с марксистами (не знаю, если такие ныне), он  умело и решительно вводит  новые понятия в свой «марксизм»: мегапроект,  когнитариат, сверхмодерн. Я бы даже сказал, что он - марксист, но не боится отталкиваться от Грамши, Фромма. Он защищает Сталина, но совсем не защитник репрессий. Очень нужен-важен применяемый им принцип «смеси».  Внутри сталинских и прочих советских «безобразий» был альтернативный модернизму русский проект. Реально был. Вопрос об искажении большевиками Маркса в целом у Кургиняна не ставится, потому что  и не должен ставиться. Социализм – исторический процесс, не «марксистский проект». У Маркса и меньшевиков социализм наступает как революция пролетариата, который на роль могильщика подготовила буржуазия. Но Россия отлична от европейского Запада. Кургинян говорит: «почему-то» Россия отвергает модерн, отвергает слом коллективизма,  отбрасывание традиции, классики, доминанты культуры.
Ойкумена рассматривается как пространство. Например, Кагарлицкий также пишет о России как о «периферийной империи», учитывая пространство-миросистему. Мир представляет собой миросистему, где страны не только развиваются не синхронно, но также распределяют разный набор функций,   разные типы ментальностей. В отличие от Запада Россия сохраняет Традицию с её коллективизмом, этикой и т.д. В отличие от архаического Востока и Юга Россия привержена Развитию. Маркс также отреагировал на оценки русскими революционерами-народниками сельской общины, как социалистической предпосылки. То есть, социализм возникает не там, где быстро развивается и «загнивает» капитализм, а там где есть особые геополитические условия: развитие + традиционный коллективизм и патриотизм. Кургинян это называет русским неприятием Модерна, русской АЛЬТЕРНАТИВОЙ.
В современном мире по Кургиняну обрушается  классический модерн или моно-модерн (где матрицей были закон, капитализм, научное мышление, гуманизм). На Западе возникает пост-модерн, где ни закон, ни гуманизм уже не выступают в качестве МАТРИЦЫ. Модерн в форме суррогатного модерна выстраивается на Дальнем Востоке. Суррогатный - в том смысле, что этот  «жёлтый модерн» сохраняет лишь принцип «топки», когда крестьяне, порывая с общиной, уходят в город, создавая дешевую рабочую силу для индустрии. На Ближнем Востоке  развивается тенденция установления Контр-модерна (чего-то похожего на фашизм Гитлера). В России и бывших республиках СССР возникает отчасти периферия пост-модерна, при мощном развитии контр-модерна. Модерна в России определенно нет. Россия не может присоединиться к этим трем основным трендам: пост-модерн, суррогатный модерн, контр-модерн, - без ликвидации страны как культурно-цивилизационной общности, как независимого государства. 
России остается по терминологии Кургингяна «сверхмодерн» (он же «четвертый проект»), так он называет новый уровень коммунизма-социализма. СВЕРХЪМОДЕРН Кургиняна - это «Достройка» советского проекта, но также и реализация «русского альтернативного модерна» вообще. Сверхмодерн – одновременно и русско-российский проект, и мировой.
Трагедия ленинско-троцкистского большевизма была в том, что тогда Революция Сверхмодерна была ещё невозможна.  Октябрьская революция, Вторая Мировая война  дали модернисткому капитализму новые подспорья к развитию, исчерпание модерна наступает лишь  сейчас и особенно после распада СССР.
Одновременно становится ясным, что левое движение пришло в тупик, причина которого по Кургиняну - идейно-теоретический застой, боязнь понять то, что не поняли и не видели Маркс, Ленин.
Капитализм может развиваться, не развивая массы пролетариата, а напротив, прибегая к их архаизации, в чем и состоит задача Мегапроекта.  Оппозиция рабочие – капиталисты вульгаризирована, да и сам Маркс говорил о механизме отчуждения в классовом  разделении. Маркс призывает не ликвидировать неравенство  и сделать рабочих буржуа, он стремится на смену некрофильной системе Капитала привести класс прогрессивно образованных «некапиталистов». У Маркса, Ленина этот класс назывался пролетариатом и отождествлялся с промышленными рабочими. Но Кургинян, подымая тему доминанты сектора «АНТРОПОС»  над сектором «технологии и институты», говорит о необходимой гегемонии «КОГНИТАРИАТА», или класса социалов. Этого класса, этой макросоциальной группы покамест нет в России. Кургинян считает, что её можно создать за несколько лет. Да по факту Октябрьскую Революцию и Строительство Социализма в качестве «возвывшающегося класса» осуществили не кочегары, плотники, монтажннки-высотники, а «партия», которая создала (также и из энтузиастичной верхушки рабочих) создала некий «строящий социализм» класс советских управленцев, который не был ни буржуазным, но и ни феодальным.
Ко времени перестройки этот класс, а особенно его верхушка, потеряла свою идею и рассыпался. Но всё же в большевиках Кургинян видит своеобразную предтечу КОГНИТАРИАТА.
Логика кургиняновской идеи: альтернативный русский проект существовал в России  18-19 века как великодержавный православный абсолютизм, который оформлял русскую патриархальную общину, во времена Екатерины Великой даже возник термин «просвещенная монархия». СССР дал альтернативный индустриальный  проект. Необходима для России и пост-индустриальная АЛЬТЕРНАТИВА.  Нельзя, невозможно и не должно повторять Запад, это будет не «повторением», а «подчинением», «обвалом». Суть  матрицы «англосаксов» - порабощение мира. Повторение могло бы  означать, например, то, что Россия также поработит  мир или какой-то его большой сегмент.  Но это невозможно. Невозможно и «братство народов» просто на основе резолюций ООН (там такое «братство», можно сказать, и так уж номинально существует). Но  реально такое братство  может быть предложено сначала неким одним отдельно взятым большим этносом, таким именно у которого к  тому ещё и есть объективные предпосылки. Неумирающая, а модернизирующаяся русская община всегда  делала Россию «кривой козой». У неё был не такой феодализм, не такой капитализм. Советский строй тоже не вполне осознавал своей цивилизационной специфики. В советской конструкции, несмотря на огромное значение в СССР культуры, образования и идеологии, превалировал технократизм, а развитие Человека, происходило без динамичного развития методов этого развития.
Русская АЛЬТЕРНАТИВА может стать полнокровной АЛЬТЕРНАТИВОЙ, СВЕРХМОДЕРНОМ лишь в современной ситуации, когда «МОДЕРН откидывает копыта».               
                ***      
               2018 год по Кургиняну  – последняя черта. После неё уж - всё. Смута не может продолжаться вечно. Боливар не выдержит «Перестройки-2». 

ПОДРОБНЕЕ ТУТ:
http://www.proza.ru/2011/08/10/888
   А оказалось:
http://www.proza.ru/2012/02/06/1218


Рецензии