Друзья детства

    


- Надо же такому случиться! – открывая дверь в купе, воскликнул Валера, - десять лет не виделись, а встретились в одном поезде, в одном вагоне, да ещё в одном купе!
Крыков, приподняв нижнюю полку, поставил чемодан. Он открыл сумку с едой, которую ему почти насильно сунула в последний момент тёща, стал доставать вареную курицу, помидоры, огурцы. Подмигнув другу детства, достал бутылку водки:
- Я сам не пью, но за встречу…

Поезд на станции Будукан, стоял одну минуту. Вот за окном замелькали дома железнодорожного посёлка, а вот уже и склон сопки, на котором располагалось кладбище.
Виктор, который тискал в своих объятьях друга детства, увидев кресты на могилах, глубоко вздохнул, посмотрел в лицо Валере:
- Да, десять лет прошло! А ты, я знаю, в армии служишь, капитан! Молодец! Мне говорили, у тебя сын и дочь. А жена откуда? Здесь как оказался?

- Да, ты вопросами засыпал. Был у тёщи, - он кивнул на закуску, - вот наложила мне в дорогу. - Ты, говорит, похудел! А что тут ехать то до Уссурийска. По делам службы был рядом и заглянул.

Виктор улыбнулся:
- Разъяснил чётко, по военному! А я вот, - он опять глубоко вздохнул и, разливая водку в освобожденные от чая стаканы в подстаканниках, продолжил, - ездил в Колесово. Помнишь нашу деревню?

Валера даже вздрогнул. Как не помнить, там он родился. Из этой деревни они переехали в Кабаново, когда ему было тринадцать.

Он посмотрел  на Виктора, друга детства.
То же круглое лицо, большие карие глаза. Хотя на лбу, уже прорезались глубокие морщины. И волос на голове тот же, густой и черный. Вот только прическа стала короткая, под «канадку».
Валера знал, что Виктор окончил мореходку и живёт во Владивостоке. Много раз бывал за границей, да, впрочем, Валера ему не завидовал. Каждый сам выбирает свой путь!

- Да, что ты меня всё разглядываешь? - Спросил Виктор. - Давай, за встречу.

Выпили, стали закусывать курицей и овощами.
 
Молчание несколько затянулось, Валера хотел задать вопрос о деревне, но Виктор его опередил.

- Умирает наша деревня! Хотя о сёлах в России, особенно малых, Москва давно забыла.
Проживает в Колесово человек сто, одни старики. Давно нет школы, Дом культуры развалился, его разобрали на дрова. Есть небольшой магазин только. Молодёжи в селе не осталось. Из наших ровесников, один Иван…
Да, а ты помнишь Ивана, он через два дома от нас жил, на болоте?

Сразу, вспомнить Валера не смог.

А Виктор, не ожидая ответа, продолжил:
- Его мать, работала фельдшером, а дом ей поставили без фундамента, прямо на болоте. Насыпали гравия, а болото пучит, вот и прозвали мы их дом «играющим»!

Валера припомнил дом на краю села, в который его посылала мать, когда болела сестра.
Однажды, Валера вошел в этот дом и увидел, что полы в комнате валиками,  вспучились. Ходить было очень неудобно. И как они там жили? 

- Иван к пятнадцати годам, стал самым красивым парнем в нашем селе. Мы все ему очень завидовали.
А уж женщины и девчата, те просто липли к нему. Рано Иван познал женскую ласку.
Часто его били обманутые мужья. Да и парням не нравилось поведение Ивана. Только они начнут встречаться с какой девушкой, а Иван её и соблазнит.

Сам-то Иван, здоровенный был, плечищи во! - Виктор показал руками на уровне своих плеч, но прибавил еще сантиметров десять. - Короче, бугай здоровый! Он никому не спускал обиду. Как-то в групповой драке, покалечил он человека три, сделал их инвалидами. Его и посадили на десять лет.

Виктор замолчал, посмотрел в окно.

Огромные сопки, заросшие лиственницей и кедром, сменяли одна другую. На несколько секунд стала видна дорога, которая извивалась по распадку между сопок, словно змея.
Поезд стал притормаживать, остановился около станции.

- А вот и Бира! -  констатировал Виктор. - Ты не устал от моего рассказа? Так вот, я тридцать лет не был в деревне, у меня там родичей не осталось. Да, лучше бы и не приезжал!
Первым, кого я увидел, был старик, который подметал тропинку перед магазином. Он подходит ко мне и просит закурить, а сам так пристально смотрит, что мне стало не по себе.
Потом и говорит: «Что ты, Витя, меня не признал»?

А кого я должен признать?
Ему по виду под семьдесят, зубов нет, лысый, по лицу сплошные морщины, одет в какие-то лохмотья.

Я и говорю, что не признал. Старик опустил голову, еле переставляя ноги, отошел. Через день, умер он. На похоронах я узнал, что это был наш красавец Иван!
Дом после смерти его матери сгнил. Иван стал жить у какой-то восьмидесятилетней бабки, рубил ей дрова, носил воду. А в магазине, работал за сигареты и хлеб.
Пожалела его предприниматель, владелица магазина, схоронила за свои средства.
А ведь Иван и в школе был первый, а видишь, как жизнь сложилась.

Валера, налив в стаканы по глотку водки, предложил помянуть Ивана и сказал:
- Нет, в этом я с тобой не согласен. Причём тут жизнь? Каждый сам выбирает свою дорогу. Вот Иван и выбрал. А ведь мог бы  и по другому.


Рецензии
"- Нет, в этом я с тобой не согласен. Причём тут жизнь? Каждый сам выбирает свою дорогу. Вот Иван и выбрал. А ведь мог бы и по другому." - так пишете вы, Владимир.
А как бы сложилась жизнь Ивана, если бы он прочитал пару-другую таких рассказов в школьную пору? Нет, не на уроках литературы, на факультативе. Или, так неожиданно, вдруг, ему бы предложил учитель русского зыка написать изложение на указанную тему... Почему изложение? Да потому, что первый раз он бы услышал историю жизни, а потом изложил её на бумаге так, как воспринял. Вот, глядишь, и сложилась бы жизнь Ивана по-другому...
В Омске в начальной школе изредка проводят встречи с местными писателями, поэтами, как жаль, что в старших классах такая практика не принята, А жаль... Очень поучительный у вас получился рассказ. Спасибо!

Зинаида Тузова   21.08.2011 12:10     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам!
Я встречаюсь со школьниками,читателями,действительно, получается односторонняя подача своих мыслей и переживаний.
Вот если бы педагоги поступали, как предлагаете Вы, совершали меньше в жизни ошибок. Но...
Читателей и в библиотеках, и в школах, значительно уменьшилось, особенно последние пятнадцать лет.

Владимир Винников   22.08.2011 04:05   Заявить о нарушении