Далай лама в таллине день первый

Эстонский институт изучения буддизма прислал мне приглашение на встречу с Далай-ламой в отеле «Радиссон». В приглашении слояло 15 фамилий, и я по простоте душевной подумал, что это и будет тот узкий круг приглашенных на относительно камерную встречу с Его святейшеством. Я подготовил несколько вопросов по новейшей истории Тибета и по пониманию Далаем принципов пути к Освобождению, а также о современной культурной ситуации в мире. В приглашении было сказано, что надо явиться за час до начала встречи и принести удоствоверяюший личность документ. Когда я подошел к гостинице, весь парадный вход, лобби-бар и этаж конференц-зала был забит тибетофилами. Зарегестрировался, получил на запястье оранжевый пропуск и вошел в конференц-зал. Сел в третьем ряду с краю. Зал постепенно заполнялся людьми. В основном была богема. Подошел даже наш прославленный певец Тынис Мяги. Основных политиков на встрече не было. Некоторые должны были встретиться с Далаем днем позже в рамках полуофициальных встреч. Например, министр обороны Март Лаар, который в виду отсутствия премьер-министра Ансипа, выполняет его обязанности. Китайское посольство тут же заявило официальный протест и обозвало встречу грубым вмешательством во внутренние дела Китая. Но эстонцы-то в душе всегда поддержат свободолюбивый Тибет, муссируя его сходную окуппационную историю с историей освободившейся из-под советского гнета несчастной Эстонии.
В первых рядах сидели разного рода эстонские духовные учителя, руководители различных спиритических кружков и школ, экстрасенсы и йоги. На самых почетных местах тибетологи и представители эстонского Дрикунг Кагью (местного буддийского собрания тибетского толка). Странно. Потому что Далай официально относится к Гелугу.
В памятке было сказано, что всех заставят выключить сотовые телефоны, диктофоны и не разрешат проносить на встречу фотоаппараты. Я, как послушный гражданин, не взял указанные девайсы. Оказывается можно было всё: снимать, записывать, хоть портреты маслом писать. Перед самым появление Далая организаторы разрешили тем, кому не в лом, сесть перед первыми рядами на пол, типа пришло больше, чем планировали. Естесственно туда устремилась прихиппованная молодежь в потрепанных штанах и блузах, типа изношенных в продолжительных хаждах по святым местам. Рванулись даже несколько модельных дам на высоких каблуках и в мини, сели было даже на коленки, но, видимо, впившиеся им в зад каблуки-шпильки заставили их подняться и поискать свободные стулья.
С появление Его святейшества все встали, вход замигал фотовспышками, что стробоскопом. Далай уселся на возвышении в компании помощника и переводчицы. Дунул и посмеяляся в микрофон «Гы-гы-гы!...» Зал нестройным хором тоже снял напряжение: «Гы-гы-гы!...» К залу лицом повернулся директор Эстонского института буддизма Свен Грюнберг. Он был в желтой косовортке и белых штанах, а лицо у небо было пунцовым. Он начал что-то мямлить о буддизме и о том, что в этом учении нет места чуду... Тут где-то у входа что-то завалилось с металлическим стуком и разлетелось по полу. После слов об отсутствии чудес зал как-то особенно затих и напрягся. Даже Далай привстал со своего места, подался вперед и взволнованно выдохнул в микрофон «Ого!» Это «Ого!» разрядило обстановку. Гости расслабились, по рядам пробежало очередное гыканье «Гы-гы-гы!...» Грюнберг сказал, что главное чудо – это появление в Эстонии Далай-ламы, что он и есть Авалокитешвара (какие там эманации и воплощения!), и что да здраствует Тибет и его независимость. Потом Далаю был подарен триколорный сине-черно-белый зонтик и три книги Трипитаки на эстонском языке.
Настала очередь говорить Далаю. Он произнес несколько митинговых штампов о Тибете, сострадании, любви и счастьи. Сказал, что очень рад во второй раз посетить Эстонию, и что из трех прибалтийских стран в Эстонии ему больше всего нравится. Аудитория благоговейно внимала. Такая публика обычно присутствует на всех эзотерических лекциях по восточным вероучениям и в сотый раз старательно вычерчивает в своих конспектах круг тайцзиту, делит его на две половинки и старательно подписывает за лекторами: это –инь, а это –ян.
Неожиданно Далай закончил свою речь и предложил задавать ему вопросы. Зазомбированная публика еще не вышла из гипнотического транса. Возникла небольшая пауза. Штатный спрашивальщик тоже еще не успел среагировать. Я поднял руку первым. «Йес, плиз,» – кивнул мне Далай. Его помощники тоже мне заулыбались. Наверное, потом пожалели... Потому что я встал, сложил руки в намасте и сказал:
- Ваше святейшество! А этой аудитории практически все знакомы с основами буддизма. Поэтому нам, интересующимся новейшей истории Тибета, хотелось бы прояснить некоторые темные пятна того времени, когда вы были еще ребенком и жили в своем дворце в Лхассе. Все мы посмотрели замечательный фильм о вашем друге и учителе Генрихе Херрере «7 лет в Тибете», знаем, что он был обершарфюрером СС и чинил там вам радио. Кроме того мы слышали о посещавшем Тибет штурмбанфюрере Эрнсте Шефере и слышали, что была установлена прямая радиосвязь между Лхассой и Берлином. Сейчас в литературе существует много спекуляций на тему связи тогдашнего Тибета и нацистской Германии. Не могли бы вы прояснить ситуацию? Спасибо.
По аудитории прокатился возмущенный шепот, типа: как можно?! Помощник что-то уточнил и подсказал Далаю. И Далай достаточно бодро стал рассказывать, тонко уходя от конкретного ответа. Но и этот ответ, я думаю, будет интересен (я не конспектировал и не писал на пленку, поэтому пересказываю, как запомнил):
- Да, действительно, в период 2 мировой войны у нас было много фотографий солдат фашистской Германии ( Nazi soldiers). Они производили тогда на меня большое впечатление. На снимках они всегда выглядели мощными и решительными. Их героическая внешность мне импонировала. И только после войны в 50-е годы, когда мы узнали об ужасах холокоста, говорили и виделись с выжившими, мы стали понимать, насколько всё это было ужасно... Херрер действительно был мне другом, немецким офицером и нацистом. Но потом он сожалел об этом. В Тибете, Индии и других странах свастика действительно является важным религиозным символом, нацисты тоже взяли этот символ себе на вооружение. Но они были приемниками, т.е. теми, кто использовали его уже позже и, как выяснилось, использовали не совсем правильно... Моё знакомство с портретами фашистских солдат произошло одновременно со знакомством с основами демократии... Так что никаких тесных связей между Тибетом и фашистской Германией не было. Это всё домыслы и спекуляции.
Тут я подумал, что если задам наводящие вопросы о регенте Еше Гьямцо, том самом, который написал известное письмецо Гитлеру (Уважаемый король Гитлер... и т.д.) и передал его с Эрнстом Шефером, и об этом письме в частности, или о Херрере, который по его книге и фильму якобы вынес из Лхассы всего лишь музыкальную шкатулку в подарок от Далая, а по слухам целую библиотету и кинопленки с секретными бонскими ритуалами, которые в Австрии были тут же конфискованы МИ5, то Далай сошлется на своё малолетие или меня зашикает аудитория, и не спросил.
Зато тут же подал голос штатный спрашивальщик и задал вопрос об уровнях медитации. Далай прочитал ему стандартную книжную лекцию, остановившись отдельно на трудностях концентрации, как начальной стадии медитативной практики и переходе после этого к випассане. Причем он особенно проакцентировал сложность длительной концентрации на объекте, проиллюстрировав его примером из практики некоего своего американского друга, который якобы достиг высочайшего уровня, удерживая объект в сознаниии до получаса. «Сам я так не умею, - сказал Далай. – Не научился, да и времени на это не хватает. Хе-хе-хе!...» Аудитория отозвалась понимающим «Хе-хе-хе!...» в ответ Далаевой шутке. Потом кто-то спросил о демократии. Что демократия не соотносится с традиционными формами власти в Тибете между народом и главой Тибета. Далай сказал, что уже давно задумывал реформы тибетского общества (и сангхи в целом). Что теперь всё будет строится на демократических принципах выборности, а себе он дает политический самоотвод и останется только духовным лидером.
Потом он как-то быстро засобирался и покинул аудиторию. Те, кто рванул из-за пазухи белые шарфы для благословления, ничего не получили. Его святейшество удалился к себе в нумера.


Рецензии