Трудный путь в науку

Он с детства видел, как его дядя, доцент ВУЗа, сидел
за письменным столом и занимался наукой, писал красивым
почерком свои длинные формулы.
Потом он в школьном возрасте занимался техническим творчеством,
собирал модели кораблей, самолётов, радиоприёмников,
поэтому и пошёл в технический ВУЗ по стопам отца и дяди.
Интересовался также математикой и физикой, побеждал
на школьных олимпиадах. Школу закончил почти на отлично,
с одной четвёркой по русскому языку.
В студенческом возрасте он проявлял интерес к научной работе,
выполняя исследования на кафедре. Выступал на научных
конференциях, у него появились первые публикации,
которые могли бы составить задел для диссертации.
По окончании ВУЗа он получил диплом с отличием и рекомендацию в аспирантуру.
Казалось, что путь в науку для него был открыт.
Но перед самым окончанием института сменился заведующий кафедрой,
а прежний зав. кафедрой был его научным руководителем.
Новый зав. кафедрой сделал всё, что удалить его от мечты
поступить в аспирантуру, так как не был в нём заинтересован.
И вот он пришёл работать инженером в НИИ, стал разрабатывать
новые медицинские приборы, которые были одобрены ведущими врачами.
Но и здесь его ждало разочарование - его начальник, весьма довольный жизнью
человек, не хотел лишних хлопот и был не заинтересован в продолжении
его исследований, противился, чтобы он поступил в аспирантуру.
Пришлось ему уйти в другой НИИ и заниматься новой тематикой.
Конечно, смена тематики отдаляла его заветную цель о защите диссертации,
но зато расширяла его кругозор и закаляла его характер.
И здесь, на новом месте у него тоже были несомненные успехи - появились
первые изобретения и внедрения его приборов в серийное производство.
Но и здесь начальник, старый практик, видевший в нём конкурента, грудью
встал на его пути и всячески мешал его научной карьере.
Он и раньше пытался найти научного руководителя, который помог бы ему,
но, не смотря на рекомендации, никто не хотел брать его к себе в ученики.
Даже когда у него уже была своя тема и задел для диссертации.
Но помог его старый зав. кафедрой и нашёл ему научного руководителя,
задача которого была пробить ему защиту практически уже готовой работы,
которую он сделал полностью сам.
В аспирантуре он так и не был, и с трудом оформил соискательство,
которое было ему необходимо, чтобы иметь легальный статус.
Было ещё много драматических событий на пути его защиты, пока он,
наконец, не защитился и его утвердил ВАК.
Об этом можно было бы написать отдельный целый роман.
Но всякий раз он задавал себе один и тот же вопрос, почему одним создают зелёную
улицу - аспирантура, научный руководитель, тема диссертации, докторантура,
должность доцента и профессора, должность зав. кафедрой и так далее, всё выше и выше.
Другим же, как ему, незаслуженно создают всяческие искусственные преграды.
Да, путь в науку не должен быть слишком лёгким, но зачем создавать лишние трудности?
В итоге силы и лучшие годы жизни уходят не на науку, а на преодоление этих преград.
И он прекрасно знал ответ на этот риторический вопрос.
Причина такого явления - протекционизм в науке, когда берут в аспирантуру
только своих, нужных людей, то есть по знакомству, по связям и по блату.
И не важно, талантливы они или нет. Есть научные заслуги или нет.
Главное, чтобы ты был свой, от своего человека, тогда тебе все пути открыты,
или закрыты, если ты чужой. Таков путь формирования у нас научных кадров,
который, в том числе, и привёл к тому плачевному положению науки,
которое она теперь занимает.


Рецензии