о. Тихон
Умер во сне после причастия без боли и явных физических страданий. Его хоронили и отпевали монашеским чином и погребен он на монастырском кладбище…
Его звали Лешей. Белокурый, долговязый с приятной улыбкой и постоянно опущенными глазами, при разговоре он всегда отводил взгляд. Мы познакомились в паломничестве, он был послушником и его благословили в поездку.
Потом мы часто виделись в монастыре, он нес послушание в пещерах. Худой, в длинном черном халате, он почти без смены стоял у врат, всегда застенчиво улыбаясь, был вежлив и приветлив с паломниками и посетителями пещер.
И вот как-то вдруг, почти без перехода, я встретила Алексея уже в рясе и увидела на нем монашеский пояс.
- Леша…, - только и молвила я,
- Отец Тихон, - тихо ответил он.
В тот раз мы поговорили.
- Ты не представляешь себе даже, - почти шепотом говорил он, - что ощущает человек при постриге. А потом это необыкновенное ощущение Присутствия. Я почти не спал , я понимал, что так потом не будет, что оттымется , как я мог спать в это время. Я шел к источникам и просиживал там до утра, - когда он говорил, взгляд был устремлен куда-то вдаль и был он далеко.
Потом потекли будни монастырские. Я не знала его жизни, я не знала его проблем, я ничего о нем не знала, просто приходя в пещеры я всегда имела возможность и записку ему подать, и с праздником поздравить и к святыням приложиться.
Как-то на меня накатила волна уныния, в своей печали и в своих проблемах я побрела в пещеры, но было уже поздно. Пещеры были закрыты. Я в рассеянном и неприкаянном состоянии бродила по территории монастыря и неожиданно встретила
о. Тихона. Пожаловалась ему на свое горе-злосчастье и услышала:
- Пошли за утешением,- и повел меня в пещеру.
Открыл двери, подвел к мироточивым главам, взял одну из чаш, открыл ее и протянул ко мне:
- Прикладывайся, молись.
Я нагнулась к темной, маслянистой, почти мягкой , как плотный воск главе святого и … как нырнула в вечность, даже голова закружилась.
О. Тихон меня не подгонял, не торопил, он молча стоял, давая возможность мне полностью погрузиться в молитву. Мне было так легко молиться может быть потому что и он молился вместе со мной, не знаю…
Я долго потом вспоминала это чудесное утешение.
А еще перед операцией, когда я шла на молебен в пещеры и, увидев о.Тихона вдалеке , на нижней террасе, крикнула:
- о. Тихон, помолись за меня у меня скоро операция!
И услышала:
- Обязательно помолюсь, не бойся, преподобные помогут, все будет хорошо.
И тихой радостью и уверенностью легло на сердце это его « Все будет хорошо».
А потом он вдруг стал молчаливым, необщительным, неразговорчивым, замкнутым. Даже здороваясь, отворачивался, чуть кивая головой. Я узнала, что он уже принял мантию. Я его почти перестала видеть .
Хорошо помню его на Панагиях – крестный монашеский ход после службы на трапезу в воскресные дни. Высокий, да еще в клобуке, в мантии, развевающейся на ветру, слегка, как обычно, наклонив голову, он пел вместе с братией тропарь к празднику, весь в себе, не глядя по сторонам.
И вот сегодня я узнала, что умер о. Тихон. Я даже не поняла , не поверила:
- Кто? Леша? Почему?!
Я ничего не знала ни о его болезни, ни о том, что в больнице.
А потом его привезли в монастырскую небольшую церковь.
Я зашла попрощаться с большой восковой свечей. Церковь была почти пустая. Стояла женщина, как оказалось мать, и о. Епифаний читал Канон на исход души.
О.Тихон лежал в мантии, по-монашески с закрытым воздУхом лицом.
Я мысленно попрощалась с ним и услышала голос чтеца:
- Спаси, Господи, брата нашего Тихона и прости ему грехи его.
Я вышла.
Умер Леша, умерло греховное, изъеденное коварной страшной болезнью тело, но жива душа, очищенная покаянием, таинством монашеского пострига, болью предсмертной болезни, раскаянием - Душа монаха Тихона.
Ему было 38 лет.
Свидетельство о публикации №211081700924
Прошу Вас меня просвятить. Монастырь мужской. Этот монастырь посещают поломники, посетители и прихожане. Женщинам вход невосприщен. Вы прихожанка. Что меня смущает? Женщина в мужском монастыре. Вы общаетесь с монахами, делитесь своими душевными переживаниями, они отвечают Вам взаимностью. Как монахам заниматься аскетикой, когда вокруг постоянно находятся женщины? Прошу Вас на меня не обижаться! Много чего не знаю, поэтому и прошу Вас о помощи.
Спаси Вас Бог
Дмитрий Брехов 30.11.2012 13:57 Заявить о нарушении
Послушание и молитва – это два крыла монаха, это то, что еще можно увидеть, внутренний же мир их знает только их духовник и Бог. В монастырских храмах, как правило, нет венчания и крещения, т.к монахи берут обет внебрачия. Но в этих храмах правятся службы каждый день, в некоторых (монашеских) особым монашеским чином (долгие, неторопливые, около 5-6 часов службы), певчие поют древними распевами. На службах (всегда) очень много прихожан, все они исповедаются и окормляются монахами, приходят и на духовные беседы, просят советы, общаются.
В послушание монахов и входят в основном исполнение служб,треб и духовное окормление чад. Монахи еще работают в иконописных мастерских, пошивочных цехах, типографии, паломнических службах, у них подшефные тюрьмы, больницы, интернаты.
Но в монастырях, особенно больших, очень много работы - это стройки, трапезная, магазины, скот. дворы, огороды, сады, мастерские и т.д. и потому в монастырях работают еще и трудники. Трудники, конечно, не живут по монастырскому уставу, живут они по домам, ходят в монастырь на работу, но, как правило, являются прихожанами и имеют среди монахов своих духовников.
Все трудники соблюдают (если можно так сказать) определенный дрес код – это внешний вид и благочестивое поведение.
Кстати, кроме монахов и послушников в монастырях не ночуют посторонние, даже паломнические гостиницы находятся вне монастырской ограды.
Кроме того, часто древние монастыри (каким является наша Киево-Печерская лавра) это не только духовные центры, но и архитектурно-исторические памятники. В частности большая часть монастыря (всего 28 га) и сейчас культурно-исторический заповедник со светскими музеями, учреждениями, екскурс. бюро и т.д. Т.е. в монастыре огромное количество не только паломников, но совершенно неверующих, мирских, праздно гуляющих и вольно ведущих себя посетителей. Конечно, существуют какие-то распределяющие потоки для разных групп приходящих, но монахи постоянно находятся среди бурного потока вездеснующих людей и потому не стоит обижаться, если они проходят мимо и не реагируют на твое обращение типа: «Извините, можно спросить?» или «Батюшка, вы батюшка?»
Но если ты проработал трудником в монастыре 15 лет и знаешь послушников еще мальчишками, они выросли на твоих глазах и из Леш, Жень, Саш становились отцами Лонгинами, Фегностами и Никонами, совершенно при этом меняясь и внешне и внутренне, но поначалу еще тянется ниточка прежних дружеских отношений, а потом они все отдаляются и уходят в свой мир, а ты уже переходишь с ними на «вы» и ходишь к ним на исповедь.
Так из мальчишек становятся воины Христовы. Именно становятся, так как монахами не рождаются, монахами СТАНОВЯТСЯ.
А «о. Тихон» - это собирательный образ, основанный на действительном небольшом факте. Это первый мой такого рода рассказ, может быть не совсем удачный, но я не буду его переделывать, так как это выплеск из сердца.
Спасибо, Дмитрий, за внимание и интерес к этой для меня очень близкой темы.
С благодарностью и наилучшими пожеланиями.
Храни вас Бог!
Маргарита Мон 03.12.2012 00:50 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за подробный ответ на мой вопрос.
Спаси Вас Бог!
Дмитрий Брехов 03.12.2012 09:26 Заявить о нарушении