Ох уж эта зависть!

Ох уж эта всепоглощающая зависть.
Люди почему-то делят её только на две категории: чёрную и белую.
Знаю я их обе: страдал и от той и от другой. Почему страдал? А как это ещё можно описать? Разве не иссушает зависть душу? Разве не молишь о покое? Разве не злишься на того, кто породил в тебе это чувство? Разве не жалеешь себя и не ругаешь одновременно?
Да вообще, мне лично кажется, что зависть нельзя характеризовать только этими двумя цветами. Глупость какая-то! Чёрная зависть – это такая сильная вещь, что готов убить того, кому завидуешь, а белая – так, докука, вроде одного комара (вот только не говорите о ночных войнах с одним единственным комаром, который может с ума свести и породить желание полететь, например из окна, и чтоб этаж был повыше, и чтоб как у Макаревича в песне не вверх а вниз!). Нет, про комара я это слишком круто завернул, даже, если это день, бодрствуешь, а он вьётся и вьётся, а ты его прихлопнуть не можешь. Пожалуй, пусть это будет дрозофила, такая маленькая и безобидная, но всё равно: летает и летает перед глазами, медленная, но така-а-ая маленькая, что, когда пытаешься её поймать, между пальцами проскакивает.
А вот как бы вы назвали промежуточные степени зависти. А почему вы не подумали о разных цветах? А не поленитесь-ка открыть иконку «Цвет шрифта». Открыли? Посчитали? Ну как? Не так чтоб очень много вроде бы? А достаточно! Вот они разные зависти! А то: «Ах, я ему завидую белой завистью!» Вздор! Это вообще равнодушие! А с чёрной и так всё ясно.
Неужели ещё не убедил? Хотя, не очень то и хотелось…
Речь я веду к тому, что мы все завидуем цветной завистью тем, кто умеет что-то делать лучше нас, и как не старайся, не учись, не тренируйся, а, что там лучше, даже догнать не получается. Или тем, которые умеет то, чего нам бог вообще не дал. А это желание обладания чем-то желанным и зависть к тому, у кого это заветное есть?
О великое разнообразие оттенков цветной зависти! О их завораживающая игра! Чего это я? Какая игра? Кто ею может насладиться? Тот, которому завидуют? Да он часто и не догадывается, что ему завидуют? Так кто же видит эти всполохи цветов? Мда!
А почему я о цветах? Это для меня болезненная тема! Всегда хотел рисовать, а не умею. Ну, великим я никогда не завидовал: смотришь на картины Куинжи, Брюлова, Рембранта (не буду дальше перечислять) и восторгаешься, и причитаешь про себя: «Ах, мне бы так!», – нет, наверное, какой-то оттенок, чуть-чуть меняющий белый цвет, да есть. А вот художники, которые хуже? Уж там-то радуга! Уж там-то сполохи северного сияния в полную силу, а не того, которое я видел в конце августа 1985 в Новом Уренгое, серо-зелёного.
И по-настоящему я всегда страдаю, когда что-нибудь напишу и к этому всегда хочется иметь иллюстрацию. Пошёл шарить по Интернету, и ничего, что нужно нет, только похожее. Ох как накатывает: «Ну почему-у-у?» И столько этих «у», что и не счесть.
Был у меня ученик, как же он меня всегда выручал, объяснишь, что хочу, 2-3 минуты, и вот, оно, в простом карандаше… Как же он меня чувствовал! И никогда я ему не завидовал! Было такое ощущение, что мы одно целое! В издательстве, сказали, что к моей книжке иллюстрации нужны, предложили несколько профессиональных иллюстраторов, а на их работы взглянул и понял – не сработаемся, и иллюстрации мне Андрюшка сделал. А предложил его взять в издательство, начали носом вертеть.
Закончил Андрей школу, пошел учиться на инженера – бросил, сейчас в какой-то платной шарашке учится, что-то в сфере турбизнеса. Я его уговаривал идти учиться на художника, не захотел, так и мается. А мне тоскно: «Такой талант у парня, а не ценит!»
И в такие моменты меня больше всего терзают крамольные мысли: «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, то почему не всем передал свой гениальный талант творца? Ну почему некоторых он одарил, а других нет? Как это так: изгнал из рая Адама и Еву, а потомков, которые этого рая и не вкусили, ещё и обделяет талантами? Специально что ли? Чтобы мы через зависть множили грехи свои? А может всё намного сложнее? А может только немного сложнее?»
Мне всегда представляется картина, которая описывается африканской сказкой. В ней Бог даёт всему живому в Африке бадью с белой краской и говорит человеку: «Ты самый ловкий. Крась каждого по его вкусу». Человек и стал красить, размазывая краску ладонями. Всем хватило кроме самого человека. Так что у африканцев только ладони белые. Зави-и-идуют наверное. Тьфу ты! Обрадовался что ли? Да нет.
С африканцами Бог так подшутил. А здесь как? Объявил, что будет дождь, который будет всех наделять художественными талантами? Все повылазили в радостном ожидании-предвкушении, да вот дождик на человечество пролился такой жидкий, что на кого-то попало несколько капель, на других – одна-две, а на некоторых – ни шиша? Ну ладно, если бы так, но зачем же на единичных экземпляров вылил не меньше ведра? Это что, тогда поговорка родилась «С миру по нитке, голому одёжка»? По принципу «Тебе твоя одна нитка не нужна, не жлобься, а так на дело». Не тогда ли народилось понимание, что обделили.
Мда… начинал с того, что гениям не завидую, что это в высшей степени глупо, а закончил тем, что какое-то возмущение в отношении их в душе присутствует. Одним словом, дорассуждался!
Ну хоть бы одну капельку… ну малюсенькую… можно и сейчас, ещё не поздно… до сих пор мечтаю… Господи, ну неужели не слышишь? Знаю, что слышишь! И не притворяйся! Слушай, ты не скупись: от гения не убудет.
А ВЕДЬ ЕЩЁ КАК УБУДЕТ!!!
Ну тогда, Господи, не суди нас за зависть так строго…


Ноябрь 2010.


Рецензии
"И в такие моменты меня больше всего терзают крамольные мысли: «Если Бог создал нас по своему образу и подобию, то почему не всем передал свой гениальный талант творца? Ну почему некоторых он одарил, а других нет? Как это так: изгнал из рая Адама и Еву, а потомков, которые этого рая и не вкусили, ещё и обделяет талантами? Специально что ли? Чтобы мы через зависть множили грехи свои?"

Константин, приведу вам начало притчи из Евангелия в изложении Матфея (глава 25, стих 13-25) - это как раз в тему разговора - притча о талантах: "...человек, который отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его; и тот час отправился. Получивший пять талантов, пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего."

Далее в притче говорится, что господин вернулся и потребовал у своих рабов отчета о том, как они распорядились полученными талантами. Похвалил первых двух рабов, и, узнав о поступке третьего, разгневался: "Господин же сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый!....надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов..."

От себя добавлю, что нет людей, которых бы Господь не наделил талантами. И мы должны приумножать то, что нам дано, чтобы держать в свое время ответ перед Господом. Когда зависть проникает в мое сердце, вспоминаю, что самый первый завистник - Денница - Ангел света, который как только позавидовал Богу, так сразу и превратился в сатану. Так и нам бы не уподобиться ему. Память об этом помогает бороться с завистью.
Вот такой совсем не шуточный отзыв получился ))) С уважением.

Виктория Белькова   10.03.2016 11:47     Заявить о нарушении
И еще. Обратите внимание, почему господин (т.е. Господь) дает разное количество талантов рабам своим. В притче говорится, что он дает "каждому по силе". Вот и весь ответ! Понимаете? Нам дано столько талантов, сколько у нас есть сил их правильно понести и приумножить. Прежде всего, конечно, во славу Божию и на пользу ближнему. Новых творческих Вам успехов. Виктория.

Виктория Белькова   10.03.2016 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.