Степной. Анцибориха. Колядки. Зима начала 1943 г

   (события в зерносовходе Степной Краснодарского Края,недалеко от Кущевки).
   
Зиму 1943 г. прожили терпимо. Иногда Степка помогал мне рубить дрова; чтоб мать не ругала его за это, он вперед перерубит все свои дрова, а потом говорит:"Ма, я пошел гулять, только сперва научу Галю дрова рубить." Мать улыбается, знает, что и Гале он сам порубит все дрова. Лена ходила помогать лущить кукурузу совхозным рабочим. Иногда она ходила к Наташе Андрющенко. Их 2-х летняя Зиночка такая была кудрявая, потешная, мы всегда любовались ею. Иногда мы одевали ее и вместе со Степой, ее братом, и Наташей  наша Лена и я брали санки и катались с горки. Уже замерзнем, а домой идти не хотим, пока Зиночка не заплачет громко:"Татася, ина оце тасю,"- что кроме нас никто не понимал. Она говорила:"Наташа, Зина хочэ кашу,"- по-хохлацки. Тогда мы все бросали, тащили санки домой, Зину в охапку и бегом кормить. Степа Андрющенко был меньше, чем Степка Махота, потому он играл с маленькими детьми. А Махоте было лет 12, он уже поглядывал на девчат. И хотя я была старше на два года, он это не признавал и считал меня малышкой. Он был крупного телосложения и на меня смотрел свысока, но уважал, считался со мной и заступался за меня.
   Наташа, Аня Сидячко и я ходили колядовать под окна. Уже стемнело и мы подошли к окну Анциборихи. Поколядовали, а ни ответа ни привета. Сквозь занавески была видна голова её матери старушки. А самой Анциборихи  и внука дома не было. Анька толкает меня под бок, мол, Галя, сочини ей что-нибудь, чтобы в другой раз не жадничала. Ну, я, дурочка, под ее дудку и спела:"Чтоб скот не плодился, чтоб хлеб не родился, чтоб этому хозяину весь двор провалился." И расхохотались, и убежали. Хотя церковь немцы разрешили открыть, но нас никто не учил, как надо себя вести по-божески. Библию не читали, ее у нас не было. Я не знала, что так нельзя колядовать, что это грех. Ну, не дали ничего за колядки, ну и пусть, дальше иди, к другим. А я пошла на поводу такой нехорошей девчонки, как Анька. Меня мучила совесть, а что если бабка расскажет дочке про эти слова и скажет моей маме, что Гале проклинала и желала плохого ей в окно. Анцибориха  или её мать могут сказать моей маме, что же вы за соседи такие, я, мол, считала вас за хороших людей, а вы оказались зловредными. Но, зря я боялась. На другой день случилось то, что затмило все мои беспокойства.
   Утром я проснулась рано, глянула в окно из кухни, а там гвалт какой-то и женщины показывают пальцем на двери Анциборихи. Я думаю, такого шума еще не хватало, пожар что ли... Я открыла свою коридорную дверь и обмерла.  Вся дверь у Анциборихи была облита дегтем и струи дегтя лились в нашу сторону, на 3 метра не доходя до нашего коридора. Бр-р-р, что это такое? Я тогда еще не знала, что бывает такой обычай у народа: если женщина гуляет с женатым мужчиной, то жена обливает дегтем дверь любовницы, чтобы все видели и знали, что она из себя представляет. Это было как раз в воскресенье. За нашим домом был самый лучший колодец в совхозе, неглубокий, вода близко была, метра 2 всего, поэтому со всех концов к нашему дому шли женщины за водой.
   А Анцибориха, молодая женщина, отсыпалась, может от сладостной ночи. Оказалось, что она  гуляла з зав. складом, по фамилии Сорокатяга. Он недавно вернулся домой с фронта подчистую, у него левая рука была без 2-х пальцев, стрелять не получается. Ну, и работать стал зав. складом, как и до войны. Жена работала в поле, у них была дочь Катя, ровесница Лены. Они дружили. Вот эта Катя и рассказала все подробно Лене, моей сестре.
  Как только Катя с матерью проследили, куда отец пошел, следом за ним, незаметно, не теряя его из виду они пошли и увидели, что он зашел в дом к Анциборихе. Сперва Катя успокаивала маму, подождем, может он по делу, скоро выйдет. Но он не вышел даже через час. Они пошли домой, взяли ключи от склада, где в бочке хранился деготь. Налили целое ведро. Мать несла и спряталась, а Катя стала стучать в окно:"Папа, иди скорей домой, тебя мама ищет." Отец вышел и пошел с Катей домой, надеясь, что девочка не выдаст папу. А мать подошла к двери Анциборихи, кружкой черпая из ведра деготь и хорошо-хорошо облила наружную дверь.
   Когда Анцибориха проснулась от шума, увидела меня и спросила:"Что такое случилось, Галя?" -то, высунувшись из окна, сама увидела свою дверь. Она наскоро повязала платок и с топором и ножом начала соскабливать деготь. Она крикнула:"Чего рты пораззявали, какая то дура не по адресу попала, ну, я узнаю, кто это сделал, все волосы повырываю!"
   Вот тут я впервые узнала об измене жене. Мужчин в совхозе было всего несколько человек: Сороотяга, Каменский - хромой бухгалтер и Калиниченко - староста, на броне два механизатора, а остальные деды и подростки. Анцибориха была красивой, молодой, лет 33-х, вот и  подбил к ней клин здоровый зав.складом. А ее муж тоже был на фронте, как и у всех.
   После этого случая я боялась, как бы и на нашей двери не появился деготь. Был слушок, будто Каменский ухаживает тайно от жены за нашей мамой. Но у мамы, как она говорила, уже большие дети и позориться ей ни к чему.
 Этот случай с дегтем освободил меня от переживаний, что Анцибориха может стать нам врагом, рассказав моей маме о моей колядке. Но, Анциборихи мать, бабушка, была старая, могла и не расслышать мои проклятия через окно, а все таки в душе я считала себя негодницей.



Украинские и русские колядки
http://www.russiandvd.com/store/product.asp?sku=44257


Рецензии
Ах,Галя, Галя!

Жердев-Ярый Валерий   05.09.2020 22:49     Заявить о нарушении