Попытка диалога
Компания «МЕТРО Кэш энд Керри» уверенно реализует программу по заходу на рынок Алтайского края. Очередным ее важным этапом стало проведение 2 августа круглого стола по вопросам сотрудничества компании с алтайскими поставщиками. Во время мероприятия представители «МЕТРО» обозначили свои требования к производителям. И как показывает российская практика – работать с торговой сетью престижно, но достаточно непросто.
Встреча в верхах
«МЕТРО Кэш энд Керри» начала проявлять активный интерес к рынку Алтайского края еще несколько лет назад. Правда, тогда власти региона и краевой столицы не смогли предложить компании подходящий участок. Некоторое время спустя «МЕТРО» временно приостановило программу регионального развития, и вопрос по выходу на алтайский рынок был отложен.
К переговорам стороны вернулись в начале 2011 года. Знаковым событием стала прошедшая в январе встреча вице-губернатора региона Сергея Локтева с генеральным директором «МЕТРО Кэш энд Керри» (Россия) Йеруном де Гроотом и представителями регионального центра компании в Сибири. На ней обсуждался вопрос о возможностях строительства в Барнауле торгового центра «МЕТРО» формата b2b. Его потенциальные клиенты – мелкооптовые покупатели, в том числе представители отелей, кафе, ресторанов, объектов розничной торговли и т.д.
Компания «МЕТРО» уже представлена в семи регионах Сибири, и ее интерес к рынку Алтайского края вполне закономерен. Дело в его динамичном развитии. Скажем, за первое полугодие 2011 года оборот розничной торговли в крае вырос на 10,7 % и составил 93,5 млрд. рублей. За этот период было введено в действие порядка 157 магазинов торговой площадью свыше 14 тыс. кв. м.
«Мы приветствуем компании, которые приходят в край с инвестициями и создают здоровую конкурентную среду, что позволяет выстраивать более эффективный бизнес. Открытие новых сетевых торговых объектов также означает решение важных вопросов по созданию дополнительных рабочих мест, пополнению доходной части бюджета, продвижению продукции алтайских товаропроизводителей», - отметил по итогам встречи г-н Локтев.
От слов договаривающиеся стороны перешли к делу. В мае «МЕТРО Кэш энд Керри» за 36,87 млн. рублей приобрело два земельных участка общей площадью 4,5 га. Они расположены на Павловском тракте, напротив «Ленты» и рядом с краевым авторынком.
К тому времени более четко определились параметры проекта. В строительство торгового центра в Барнауле «МЕТРО» решило инвестировать 18 млн. евро. Площадь его составит 10 тыс. кв. метров. В ТЦ будет представлено более 30 тыс. наименований продукции. Будет создано 175 новых рабочих мест. Открытие центра запланировано на четвертый квартал 2011 года.
Большие возможности
Логичным продолжением истории стала встреча представителей «МЕТРО» с алтайскими поставщиками, состоявшаяся 2 августа. Вообще, торговая сеть взаимодействует с более чем 5000 российских поставщиков (производителями и дистрибьюторами), предоставляя региональным производителям товаров широкого потребления возможность продвигать свою продукцию в другие регионы страны, через эффективную и разветвленную торговую сеть «МЕТРО». Практически все крупные производители продуктов питания России являются поставщиками «МЕТРО Кэш энд Керри».
На встречу с высокими гостями пришли представители 60 алтайских компаний, производящих охлажденное мясо, мясные изделия, рыбу, хлеб, молочные, мукомольно-крупяные, алкогольные и безалкогольные продукты, кондитерские изделия, мед, масла растительные. Как отметил вице-губернатор Александр Лукьянов, для них сотрудничество с «МЕТРО» означает гарантированный рынок сбыта и возможность продвижения своей продукции в другие регионы России.
С другой стороны, «МЕТРО» также нуждается в местной продукции для своего торгового центра. Однако присутствующих на мероприятии не покидало ощущение, что торговая сеть заинтересована в поставщиках существенно меньше, чем они в ней. По крайней мере, производители вели себя тише воды ниже травы и с напряженным вниманием выслушивали все те требования, которые «МЕТРО» предъявляет к своим поставщикам. Их озвучила руководитель отдела региональных закупок «МЕТРО» Ольга Чугунова.
Требований и правда много – от обеспечения соответствующего качества продукции до ее штрих-кодирования. Свои нюансы есть и в подготовке документов, и в технологии поставки, и в условиях сотрудничества. Показательно, что даже в кратком виде эти требования растянулись на десятки страниц презентации.
Однако за выполнение всех этих требований поставщиков ожидает достойная награда. Лучшим производителям представители «МЕТРО» пообещали со временем присвоить статус федерального поставщика, дающий выход на всю Россию. Достаточно интересными были и предложения по производству продукции под собственными торговыми марками «МЕТРО».
Алтайским поставщикам теперь предстоит обдумать весь объем предоставленной им информации и решить для себя вопрос – хотят ли они быть поставщиками «МЕТРО». В этом им, кстати, могут помочь те местные предприятия, которые уже имеют опыт сотрудничества с сетью. Таких в регионе насчитывается два десятка.
Российский опыт
Алтайским производителям и вправду есть над чем поломать голову. Российский опыт показывает, что отношения «МЕТРО» и поставщиков складываются не слишком гладко. Например, в 2008 году, по данным газеты «Ведомости», в отношении российского «МЕТРО» поставщиками было подано 72 иска на общую сумму 198 млн. рублей. Они жаловались, что реальная отсрочка платежа в сети составляет 300-400 дней вместо обозначенных в договоре 60 дней. В 2010 году по многочисленным жалобам поставщиков проверку «МЕТРО» проводила Федеральная антимонопольная служба.
Основные претензии поставщиков к МЕТРО систематизировала Московская городская коллегия адвокатов «Минеев и партнеры», которая одной из первых начала оказывать юридическую помощь поставщикам сети. Как отмечают в коллегии, «отношения между поставщиком и Metro Cash & Carry имеют не равные условия. Поставщику, для того чтобы сохранить отношения, приходится соглашаться с желаниями Metro Cash & Carry, поскольку данная сеть крупнейшая в России и объему ее заказов можно только позавидовать».
«Заключив договор на поставку в магазины Metro Cash & Carry, поставщик получает не только гарантию реализации своего товара, но и массу проблем, таких как: обязанность предоставления скидок, навязывание рекламных, логистических услуг, - констатируют адвокаты. - Кроме всего прочего, отношения построены таким образом, что Metro Cash & Carry может заказать одно количество товара, а принять совсем другое, или в конце сезона вернуть товар, поставщик так же обязан оплатить «входной билет».
Однако на все эти претензии руководитель отдела правительственных и внешних связей «МЕТРО» Оксана Токарева отвечала, что споры с поставщиками являются «нормальной хозяйственной деятельностью розничной сети». И вопрос о том, кто здесь прав, а кто виноват – решать судебным органам.
Существенным остается тот факт, что алтайским поставщикам необходимо настроиться на серьезную работу с «МЕТРО». По крайней мере, они должны быть готовы к конфликтным ситуациям. Впрочем, опыт преодоления таких ситуаций у них есть. Ведь поставщики и торговые сети являются вечными антагонистами, и конфликты между ними не раз разыгрывались на территории края. Однако остается надеяться, что разумные экономические отношения возьмут верх. Ведь как ни крути – производителям и торговцам не жить друг без друга. Все они – звенья единой цепи от производства товара до его доставки конечному потребителю.
Мнение эксперта
Максим КЛЯГИН, аналитик УК «Финам Менеджмент»
- Как правило, объем инвестиций компании «МЕТРО» в стандартные торговые объекты составляет около $20 млн. Мы полагаем, что в случае с Барнаулом речь идет о примерно сопоставимом объеме. Примерный показатель выручки с квадратного метра может формироваться в диапазоне $8-12 тыс. Теоретически торговый объект может окупиться в течение 4-5 лет.
Расширение географии присутствия и выход в наиболее перспективные регионы является одной из основных задач для федеральных ритейлеров. На наш взгляд, экспансия на привлекательный рынок розничной торговли региона - вполне целесообразное решение. Что касается возможной доли на локальном рынке розничной торговли, то, на мой взгляд, в среднесрочной перспективе компания сможет занять достаточно сильные позиции.
Конкурентным преимуществом торговых объектов, оперирующих в формате гипермаркет или мелкооптовый гипермаркет, как правило, выступает, прежде всего, наиболее широкий ассортимент при достаточно агрессивной ценовой политике. Низкие цены являются определяющим моментом, способствующим формированию высокого потребительского трафика.
Справка
«МЕТРО» в цифрах
Российское подразделение компании «МЕТРО Кэш энд Керри», начиная с 2001 года, открыло 58 торговых центров в 39 регионах страны. Объем продаж за 2010 год составил 2,93 млрд. евро (рост по сравнение с 2009 годом – 13 %), количество сотрудников превысило 14 000 человек.
Кстати
Объекты сетевой торговли размещаются во всех городах и в большинстве районов Алтайского края. В настоящее время на территории региона осуществляют свою деятельность 493 сетевые компании, имеющие сеть из трех и более объектов, в составе которых насчитывается 2,3 тысячи торговых объектов. Продовольственные и смешанные товары реализуют 345 розничных сетей, соответственно 148 компаний специализируются на непродовольственной группе товаров.
Из общего количества розничных торговых сетей 225 являются городскими, 268 функционируют в районах края. При этом малые (локальные) розничные торговые сети, действующие на территории городов и районов Алтайского края, созданы в формате малых и средних предприятий.
Михаил ПАЛОЧКИН
Свидетельство о публикации №211081800242