Купеческая дочь
Забайкальские земли богатые флорой и фауной, грядами таёжных сопок и суровыми вольными степями, наполненными ароматом душистого разнотравья. Синие, вернее цвета индиго реки: Ингода, Нерча, Уида, Куэнга, Куренга, Газимур вроде бы небольшие, а служат одному: заботливо собирая по пути воды родников, деревенских речек и целебных ключей, подкрепляя друг друга, питают Шилку и Аргунь.
А те в свою очередь соединившись дарят жизнь могучему Амуру-Батюшке-великой реке. Как это схоже с дружной многодетной семьёй в несколько поколений. Вечно служат своей Родине: трудом, учёбой, патриотизмом, продолжая традиции предков, верной любовью к своей земле.
Землепроходцы по службе или по вольной воле за свободной жизнью и удачей шли сюда из-за Байкала и Урала. Люди осуждённые, сосланные на ссылку или каторгу. Вольные и невольные поселенцы, оседая на мало заселённых землях, покорили край – равный по площади Франции. Не силой, а стремлением к добрососедству, уживчивостью они сеяли хлеб, разводили скот, добывали руду, несли службу по охране границы.
Пели песни, сказывали сказки, слышанные от отцов и дедов, свидетельствующие о кровной связи с народом, который они представляли с его обычаями, нравственными и эстетическими традициями.
Вот среди таких вольнолюбцев обустраивали город Читу наши родственные прапрадеды Немеровы и Бутины.
Сын Бутина открыл много месторождений золота и обосновался в Нерчинске. Ему царь пожаловал титул: " Купца первой гильдии" За его вклад для России, т.к. на его приисках был найден самородок величиной с голову новорождённого ребёнка. Дочь Бутина вышла замуж за потомственного купца Алексея Немерова вот уних-то и родилась наша бабушка Немерова Нюра (Анна Алексеевна) Нюра похоронила мать, когда ей едва исполнилось 5-6 лет.
Старший купец Немеров открыл первую библиотеку в городе Чите. Отец Нюры, Немеров Алексей, разводил породистых лошадей и выставлял их на скачки. Женился во второй раз и родил ещё дочь Наташу и сына. Когда Нюра повзрослела, её вывозили в богатейших нарядах в Княжеский сад на празднества. Очевидец, вернее её кучер впоследствии рассказывал своей дочери, в каких дорогих украшениях и нарядах была Анна Алексеевна. Затем её сосватал княжеский сын Гантимуров и многие помнят венчание в церкви деревни Урульга. Фату несли 9 мужчин, настолько она была велика. Анна была красива и величественна. Когда ей преподнесла подарок жена дяди Бутина (сестрой которому приходилась мать Анны) Анна приняла 7шубок, но вежливо отказалась от11шляпок, чем очень рассердила тётку и кортеж Бутиных, состоявший из трёх карет, запряжённых по 6 и 9
лошадей умчался с шумом в Нерчинск. Об этом наша бабушка сама часто вспоминала и рассказывала детям и нам внукам.
В детстве Нюрочка частенько бывала в гостях у Бутиных и её брали в Китай для того, чтобы в валенках ребёнка провезти драгоценности, купленные на золото. Она вспоминала, что ей разрешалось ими поиграть, т.е. рассматривать. Бутин отстроил Нерчинск, вложил немало туда капитала. Бабушка рассказывала, что он из Франции привёз огромных размеров зеркало в гостиную. В очень сложное время для нашей страны. Шла гражданской война, оккупация японских интервентов на Дальнем востоке и Забайкалья. Бутин был арестован и когда он отказался показать золотоносные места, его расстреляли большевики.
По рассказам очевидцев, что разграбили часть его богатства Горюновы и Антипьевы. Дом, в котором родилась и росла наша бабушка, после революции долго служил школой, позднее домом творчества, а затем его спалили, как и многие исторические здания в нашем посёлке. Про своего отца бабушка вспоминала, как про доброго и принципиального человека. Она шутила с его гостями, чему веселилась сама и заражала весельем всех, кто был рядом. Анна могла сшить по спинке тулупы и когда гости начинали одеваться недоумевая, почему тулуп стал тяжелее или почему они одеваясь не могут разъединить тулупы. Иногда Анна пришивала цветные лоскутики на спины верхней одежды и гости, выходя на двор выглядели, как шуты. Анна пряталась под стол накрытый бархатной скатертью и покатывалась там от смеха, но её отец не наказывал лишь слегка жюрил, при этом смеялся сам. Любил и жалел рано осиротевшую дочь.
Однажды на скачках Алексей Немеров проиграл самых лучших скакунов. Ему не хотелось расставаться с любимцами и он предложил больше, но других, либо деньгами, но выигравшие обиделись и бросились прочь, чтобы не иметь с ним дел. Немного поостыв, Немеров приказал догнать и вернуть вежливо обидевшихся. После во дворе был пир в несколько дней и они разошлись с миром обоюдно не в проигрыше, а скакунов всё же он сохранил, отдав в тридорого за своих будущих победителей.
Первый муж Анны – князь Гантимуров погиб на дежурстве охраны моста его ружьё выстрелило нечаянно при перезарядке. Анна овдовела совсем молодой, но с детьми, которые умирали не повзрослев.
В то время вдов считали, грубо говоря "грязной женщиной" и уже никто не сватал из знатных особ.
Вот тут-то и подвернулся батрак--заядлый игрок в карты и кости, пропойца и вечная "жалейка" подобных ему голодранцев. Он бегал к ней вначале крадучись, но как только Анна забеременела, решил жить с ней открыто. Его покорила её красота и вполне возможно достаток. Он ревновал Анну и прокручивал её добро, а иногда рубил наряды на куски.
Дом её отца был продан, наследство поделено по завещанию. Анна купила дом на горе, недалеко от церкви, где родился наш папа детей она крестила под своей фамилией Гантимуровы.
В школе учились они под этой же фамилией. На оставшиеся крохи от огромного состояния она выучила оставшихся в живых 4 детей от Гамбулова. Затем умерла старшая дочь Дарья. В общей сложности Анна выносила и родила восемнадцать детей и в результате естественного отбора до глубокой старости дожили трое: две дочери и единственный сынок это наш папа.
Затем Анна купила вот этот дом, в котором мы все выросли 8детей от нашего папы. Дом был пятистенный и его половину продали. Папа получил образование топографа, затем курсы бухгалтера. Одна дочь выучилась на учительницу, младшая окончила железнодорожный техникум. И была участником Великой Отечественной войны, как и наш папа. Дочери остались по её благословению жить в городе.
Анна доживала свой век с любимым сыном, дождавшись его с войны вдовой. Гамбулов Константин Алексеевич скончался от голода во время войны.
Бабушка радовалась появлению каждого внука и ругала невестку, что та могла с лёгкостью выбросить плод на помойку и тогда она называла нашу маму "душегубка-безбожница". Бабушка ходила лысой и всегда в платочке, носила пёстренькие кофточки и длинные юбки. Сидела часто в продовольственном магазине у печки на большой, чёрной бочке из под масла и просила милостыню по возможности, чтобы купить себе чекушечку-водки и затем пила маленькими глоточками заглушая голод. Она была очень худенькой. Потом шла домой распевая песни и собирая щепочки для самовара и другие деревянные обрезки, что валяются всю жизнь на наших «богатых» улицах. Дома допивала свою водочку, шутила, смеялась с невесткой и соседкой, а затем по стеночке тихонько уходила в свою комнатку на кровать, у которой вместо сетки были доски, матрац был скатанный из верблюжьей шерсти. Этот матрац и другие принадлежности оставшегося от её наследства забрал Карымский музей, который однажды горел, неизвестно, что там сохранилось.
По утрам бабушка всегда просила поставить невестку, самовар и попив горячего чайку вновь отправлялась по деревне к магазину. Однажды она собралась съездить в город взяла узелок и пошла на станцию никого не спросив зашла в вагончик. Села заснула, а проснулась и долго сидела потом решила пройти по вагону, узнать почему такая долгая остановка. Никого не нашла вышла из вагона и увидела, что вагон стоит в тупике в ее деревне, так она вечером вернулась домой. Бабушка была отчаянной однажды даже прокатилась с ветерком на первом тракторе отбила весь зад, но осталась очень довольной.
Говорила метко о политике, а газеты читала, чтоб не догадались о её грамотности, вверх тармашкой. Годы она проживала страшные: революция, гражданская война, японские интервенты, раскулачивание, сталинский терроризм и ей вовсе не хотелось потерять последних детей. Она молилась и молилась в своей комнатке. И вела такой образ жизни в угоду власти во имя детей.
Умерла бабушка без особых осложнений в здоровье, благословив всех детей в страшной нищете 1958году в декабре.
Приходили соседи и все кто помнил ее с молодости, вновь говорили: "Какая же она всё таки красива даже в смерти."
Свидетельство о публикации №211081800266