Запасной выход

Эту дверь, неопределенного цвета, почти сливающуюся со стеной, Артем заметил случайно. Собственно говоря – «неопределенным»   её цвет стал в  последнее время. Судя по всему,  в дни «молодости» он был кремовым. Вот только миновали эти самые дни по всей видимости еще  задолго до рождения Артема. Сейчас неумолимое время напитали  поверхность тягостным серовато-черным налетом. И любой взглянув теперь  на эту самую дверь сразу определил  бы  в ней обычную бюрократическую условность – «Дверь деревянная 1 штука». Рядом обнаружилась самодельная табличка, тоже видавшая более лучшие годы: «Запасной выход».
- И кто же тебя запас? – чуть слышно пробормотал молодой человек – И главное - на кой?
  И прошел бы Артем мимо этой самой двери, если бы не запах. Странный, легкий словно шелк, удивительно прозрачный и какой-то нездешний.  Сперва подумалось, что кто-то духи разлил или какие–то экзотические сигареты. Молодой человек сам не курил и сигаретными запахами не интересовался – кто их знает, чего  буржуйские химики удумают. К тому же чуть поодаль, под стулом, скромно примостилась банка из-под «Нескафе», почти полная окурков. Но почему-то не верилось, что это странный обволакивающий  запах  могли создать банальные сигареты или духи.
Парень прикрыл глаза, вдохнул поглубже. И перед глазами появилась яркая картинка. Речка струится по  услужливо выгнутым склонам  зеленых холмов. У их подножья примостилась деревенька, удивительно ухоженная. На длинной дороге, бегущей от деревни в сторону восхода, торопится маленькая повозка. И не углядишь – сама ли она едет или везет кто. А над всей этой идиллией небо. Голубое и чистое, в мелких оспинах облачков.
- Ишь, размечтался! – голос сурово-скрипучий был чужим в нахлынувшем наваждении. Артем открыл глаза. Рядом с ним  стояла  пожилая женщина в мышиного цвета халате. Типичная уборщица. Взгляд суров и непреклонен, как монумент. 
- Чего вам тут – медом намазано?!
- Да я у вас в первые, -  попытался возразить молодой человек, почувствовав себя несколько виноватым.  Возражение вышло вялым и Артем поспешил ретироваться. И в спешке, само собой, не заметил, как в коридор выглянула симпатичная молодая девушка. Как она  проводила его глазами, и какое выражение было у  этих самых глаз, естественно не видел тоже.  И грустный, чуть слышный  вздох, прозвучавший на самой грани различимых человеком звуков остался не услышанным. 
Немного помедлив, девушка скрылась за своей дверью, а старушка-уборщица яростно терла пол тряпкой.
На улице Артем перевел дух и несколько успокоился. Собственно говоря, все поручения он выполнил и делать тут больше было нечего. Если бы не дверь. А точнее – не запах от неё. Ноги словно сами, подчиняясь непонятной прихоти, понесли его вперед, вдоль стены, а потом за угол и опять вдоль стены. Вокруг здания. Была у него такая привычка: в сильной задумчивости ходить кругами. А тут и дорожка проложена асфальтовая, точно вокруг дома, как будто нарочно.  Первые два круга вышли чисто автоматическими, на третьем в душу закралось непонятное сомнение и удивление. И лишь на шестом Артем понял – откуда оно взялось. Нет, не от мыслей о загадочно пахнущей казенной двери, а от странного совпадения. Не было в стене дома, в котором располагалась контора другой двери, кроме распахнутой входной. Не-бы-ло.
Юноша остановился и попытался сопоставить факты. Но они упорно не хотели сопоставляется, прыгая в голове словно взбесившиеся мартышки.
«Зачем делаются Запасные выходы? Что бы запас… в смысле что случае чего можно было выйти на улицу. Ну там при пожаре к примеру. А тут куда выходить? В стену?»
Оправдательным приговором пришло осознание того, что возможно дверь просто ведет в переход, наружную часть которого заложили кирпичом за ненужностью. Артем даже обрадовался такому заманчиво простому выходу и поспешил на остановку трамвая.
Однако, паче чаянья это самый «Запасной выход» продолжал напоминать о себе и позже. Дверь снилась в абсолютно фантастических вариациях. То она затягивала в себя юношу как пылесос пылинку, а внутри была лишь непроглядная тьма. То  вдруг выяснялось, что  дверь на самом деле нарисована на стене, и что именно его, Артема, обвинили в её появлении. Будто бы это он её нарисовал. И выдали тряпку и какой-то порошок - отмывать. А однажды приснилось и вовсе несуразное. Будто вместо двери на стене появился большой рот, с накрашенными губами и блестящими зубами. И это рот начал говорить всяческие глупости, а потом потребовал его поцеловать, а не то…
К психиатру не хотелось, очень не хотелось. И чем  ему так  «понравилась» эта дверь? Что в ней такого? Ведь сколько раз проходил мимо её собратьев… и сосестер?! Глупость какая-то.
Что бы хоть как то отвлечься от мыслей о этом рапроклятом «Запасном выходе» Артем решил принять предложение от коллег по работе. Планировался небольшой пикничек на свежем воздухе, с шашлыками, распитием горячительных напитков и  ночевкой под открытым небом. Предложение весьма  заманчивое, особенно учитывая, что  «всё уже уплочено». В том смысле, что шеф решил провести сие мероприятие за счёт фирмы.
И вот уже 2  маленьких юрких автобусика «Хёндай» болотного цвета уже  несутся по загородной трассе на встречу отдыху и развлечениям. Артем сидел рядом с водителем первого автобуса и задумчиво смотрел на дорогу. Вроде бы все было замечательно. Особенно если вспомнить, что в последний рабочий  день перед этой поездкой начальник его отдела бросил как бы невзначай, что генеральный подписал его прошение об увеличении зарплаты Артему. И что, мол,  - с первой «повышенной» зарплаты полагается  «проставится». Одним словом - жизнь налаживалась. Вот только почему-то в душе осадок, будто бы что-то не так. Ох не даром, совсем не даром ему эта дверь в душу запала. Что-то тут не просто… Тьфу, напасть. Он же пообещал  себе не думать про эту самую дверь.
- Чего грустишь то, Тёмка?
 Зам главного бухгалтера, Анна Витальевна была одной из немногих «взрослых» сотрудников фирмы, которые называли его этим именем. А ведь был еще сторож, дядя Толя, который именовал его и вовсе странно -  Арт емием. В основном же  люди старшего поколения звали его Артемом или на худой конец совсем уж по старчески-Артемушкой.
-Да так, Анна Витальевна, можно сказать что не о чем. Ерунда  вот одна прицепилась и стряхнуть не могу.
- Бывает, - понимающим тоном сообщила бугалтерша, - у меня вот тоже бывает: услышу по радио какую-ть  глупую песенку и засядет в памяти. Вроде бы понимаю - чушь чушью, а отделаться не могу. Все мотив кручу, слова сами собой прорываются. Это потому, что чушь  штука прилипчивая. Если только….
Тут она многозначительно посмотрела на молодого человека. Мол, ты у нас догадливый, сам понимай намёк. Как сумеешь.
-  Если – что? – более умную фразу сочинить не получилось.
- Если только тут не вмешалось твое подсознание. И тогда эта самая чушь может быть ключом к чему- то важному.
«Дверь – ключ?» - подумалось молодому человеку. В прочем, на счастье Артема, праздник удался на славу и вскоре он забыл уже о всех  дверях и ключах. Поздно ночью их, веселых и уставших, развезли по домам.
В эту ночь не снилось ничего. А может и снилось, только он не запомнил. А с самого утра «дверное наваждение» вернулось снова. Только теперь в голове вертелось «Дверь-ключ». К середине дня молодому человеку казалось, что весь мир вокруг состоит исключительной из дверей и ключей. 
Решение пришло казалось само собой. Надо просто вновь прийти в то самое учреждение, к той самой двери и так сказать «поставить вопрос ребром». От этих мыслей на душе стало легче, даже навязчивые мысли куда-то сбежали. 
С разрешением проблемы Артем решил не тянуть. Он позвонил шефу и выпросил отгул на ближайший понедельник «по личным обстоятельствам». И прямо с утра отправился.
Но, чем ближе становилась цель поездки, тем больше сомнений закрадывалось в душу. А с чего это собственно он решил, что это именно его подсознание подталкивает к решению загадки. Может и загадки ни какой нет. Насмотрелся  всяких «х-фаилс», да заскучал в городе. Захотелось таинственных приключений – вот и нашел к чему придраться. «Тайна запертой двери». Хорошее название для детского детектива.
На остановке, выйдя из троллейбуса, молодой человек остановился. До знакомой конторы с заветной дверью оставалось  10 минут спокойного шага.  И все разрешится, все встанет на свои места. Не будет сомнений и домыслов. И загадочных снов тоже. Все будет разъяснено. И все же он стоял, не находя сил двинуться. Ведь прийти и начать расспрашивать означает поверить в нестандартность ситуации. А если ничего удивительного не окажется – стать посмешищем.
И когда он уже готов был отказаться от своей идеи и повернуть обратно в кармане заиграл телефон.
- Артем, я понимаю что ты в отгуле, - несколько виновато произнес шеф,- но не мог бы ты  забрать бумаги  по складу. Ну помнишь отвозили на утверждение? Мне сейчас звонила секретарь – говорит готово там все. А завтра с утра забросишь.
В другой раз обрадовался бы – шеф не приказывает, а просит. Приятно ведь. Но сейчас… как будто камень на шею. Подсмотрел он что-ли,  что Артем стоит почти что в 2-х шагах от этой разнесчастной конторы. Хотя- как бы он мог подсмотреть.
10 минут дороги до конторы как 10 лет ссылки без права переписки.
- А у нас сейчас экстренное совещание, - невозмутимо сообщила девушка-секретарь, - из Москвы проверка приехала. Вы подождите минут 10 – скоро должны кончить.
Он присел на стульчик у стенки, мельком отметив про себя, что девушка сказала «кончить», вместо «закончить» и по идее напрашивалась пошлая аналогия. Но пошлить не хотелось. Хотелось другого - побыстрее закончить дела и смыться отсюда.
Запасной выход из приемной не был виден, но молодому человеку казалось, что он буквально спиной чувствует это  самый выход.
- Душновато тут у вас, - выдавил он неуверенным тоном первое, что пришло в голову, - я… в коридорчике подожду.
- Аха, - девушка даже не повернула голову, - хорошо.
Он вышел, едва сдерживаясь, что бы это выглядело прилично.
Дверь была такой  же как и в прошлый раз. А что собственно ей сделается?! За несколько то дней?!
Итак – вот она дверь, а дальше… Артем замялся. Что дальше то он и не знал. Почему-то не задумывался над этим. Казалось, что  стоит только подойти к самой двери и все разрешится как-то само собой. Рука словно бы сама по себе потянулась к двери, погладила тёплое дерево как котенка и… провалилась куда-то во внутрь самой двери. 
Испугаться он успел уже после, после того как сам, в след за рукой провалился в дверь.
Место, где юноша очутился, описать было сложно. Хотя бы потому, что кроме него самого и незнакомой молодой девушки в одеянии кремового цвета, похожем на спортивный костюм, ничего и никого не было. Только коричнево-серое ничто.
- А ты настойчивый, - улыбнулась девушка, - это хорошо.
- А? – только и смог выдавить Артем. Язык одеревенел от изумления.
-  Я думала, что тут просто совпадение. И ты пройдешь мимо меня, как и все другие.
- Мимо… тебя?! А ты… кто?!
- Я? Я - Запасной выход. Дверь я.
От такого заявления  он  просто онемел. Хотя не верить ей причин не было.
- Понимаю, -  девушка прикоснулась кончиками пальцев его лба, - ты немного смущен. Давай я кое-что поясню, а ты послушай.  Я действительно Дверь и действительно «Запасной выход». Только несколько необычный. Я – выход в иной мир. Понимаешь? Ни на Землю,  ни на какую иную планету Солнечной системы. А… совсем в другой мир. Понимаешь?
- Нееет, - сдавленно пробормотал Артем, - но это как-же?! И почему никто не знает?!
- Знают, - успокоила его Дверь, - знают. Только не все,  а те кто может.
- Может? Может – что?
- Может открыть меня. Тем кому это право дано.
- Кем дано то?!
- Не знаю, - на лице девушки промелькнула грусть, - я всего лишь Дверь. Но главное не это, главное то, что ты можешь меня открыть и уйти. В другой мир. Навсегда.
- Навсегда?
- Да. Второго шанса у тебя, увы не будет. Таковы правила. И не спрашивай меня – кто их установил. Я уже говорила.
- Понимаю, - дар речи возвращался медленно, но возвращался.
-Ну, - Дверь чуть отстранилась и  посмотрела на молодого человека выжидающе, - ты идешь?
- В смысле?! В смысле - прям щас?
- Ну… вообще то… да.
- Ну мне подумать надо. Прикинуть в смысле.
Мысли в голове завертелись с огромной скоростью. «Вырваться в иной мир… там все не так… не как у нас… там…может быть…могу»
Дверь посерьезнела и негромко вздохнула.
- Значит никуда ты не пойдешь. Через месяц размышлений все забывать станешь, а еще недели через 2-3 и  вовсе меня от простой Двери не отличишь.
- Это почему?
- Потому что так уже было. Много раз. Я уже и со счёта сбилась – сколько. А ведь если меня не откроют, то я так и не узнаю – куда же именно я веду. Что там, за мной?!
- Ничего подобного, - неожиданно нагло пообещал Артем, - я… того… я не забуду. Вот только решу…
- Решу! – передразнила его Дверь, - решишь остаться. Значит держит тебя  здесь кто-то. Или что-то. Не держало бы – сразу бы решился. Без обиняков.
- Наверно.
- Да нет, точно.
Дверь  подошла поближе, заглянула в глаза.
- Правду мне подруги-Двери говорили. Из ста тыщ избранных пройдет только один. Не судьба значит. Ну да тебе виднее, ты – человек. А я – всего лишь Дверь. Запасной выход. Значит – прощай.
Она провела рукой по его щеке и потом легонько толкнула в плечё…

- Встал и стоит, как столб. Ты чевось, читать не умеешь? «Запасной выход»! Для экстренных случаев значит.
Бабка-уборщица недовольно косилась на молодого парня в джинсовом костюме, замершего около простой деревянной двери, оперившись на неё одной рукой. 




 

 


Рецензии