Валентина Ефимовна Селихова

Валентина Ефимовна СЕЛИХОВА

 ЖИЗНЬ, СОТКА, ЦВЕТЫ… (Беседа с редактором радиопрограммы «Кромские родники» Василием АГОШКОВЫМ, 30 ноября 2006г. Передача №192 /853/).

 Из альманаха №3 за 2008г. Учредитель, редактор-составитель, издатель -
 В.И. Агошков


 Корр.: – Мы в гостях у известного в Кромах огородника и цветовода, чьи заметки публикуются и в центральной печати, Валентины Ефимовны Селиховой. Расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях!
 – Родилась я 25 ноября 1937 года. Отец, Жолудев Ефим Кузьмич, появился на свет в селе Коровье Болото. Но ещё в молодости поехал на заработки в Донбасс, и там провёл почти всю свою жизнь. Работал в шахте, был стахановцем, т.е. передовиком, постоянно перевыполнял свои нормы. Имел много наград. У отца было пять братьев, дяди – Михаил, Яков, Никита, Парфен, которые тоже все трудились на шахтах Горловки, Енакиево. А Иван остался в районе, в Нижнем Хуторе. Брат Никита работал главным инженером.
 Мама была домохозяйкой. Отец потом участвовал в боевых операциях против немцев. Домой вернулся осенью 1945 года. Во время войны мы находились здесь, в Орловской области. Когда отец вернулся, мы вновь все уехали на Украину. Когда я вспоминаю детство, у меня всегда дрожит голос. Я помню: мы ехали через Орёл.

 Октябрь 1945 года. Всё было разгромлено. И только там, где располагался завод имени Медведева, горела красная звезда. Были только ворота. Сохранился, как ни странно, железнодорожный вокзал. А дома все были разрушены. Ощущения города не было. Вот это я и запомнила на всю жизнь!

 На Донбассе я пошла в школу. Первый год я пропустила – не во что было обуваться. Брат ходил в школу в валенках. Когда приходил домой, то даст мне валенки, и я часочек в них побегаю по улице. А остальное время сидела дома. В детстве мы хлебнули и холода, и голода!

 Мама моя, Дойникова Мария Семёновна, родилась 25 марта 1910 года, в слободе Черкасской. Её племянница, Валентина Дойникова, в 1949 году стала Героем Социалистического Труда. Все у нас – труженики, родня и отца, и матери.
 Мама полуграмотная, окончила ликбез, всё сделала для того, чтобы мы, дети, получили среднее образование. А тогда оно равнялось почти высшему. И ещё в детстве, на Украине, мама дала мне на огороде грядочку. А что такое грядка в Донбассе, если у нас вместе с домиком было сотки три земли. Я на этой грядочке сажала цветы. Эта любовь к цветам идёт за мною по жизни. Где бы потом я ни была, куда бы потом я ни попадала жить, везде сажаю цветы. Мама к труду приучала всех, меня, дочь и братьев, с детства. У нас у каждого были свои обязанности.
 Меня удивляют некоторые молодые мамы: этого не делай, надорвёшься, это грязно…

 Брат, Анатолий Ефимович Жолудев, с 30 года, родился 25 августа, кончил ФЗО. Леонид Ефимович, появился на свет 25 июля 1935 года, а 1 января 1947г родился самый младший брат – Николай…

 Корр.: – А что Вы выращивали на своей грядочке?
 – Когда я пошла в первый класс, то сажала однолетние цветы – астры, поворот солнца, табачок душистый. Простые цветы. Когда пошла в среднюю школу, то по биологии у меня всегда была пятёрка! Я всегда выходила на экзамены, даже в книжку не глядела, поскольку сразу же брала билет и тут же отвечала! Потому что это был мой самый любимый школьный предмет.
 Корр.: – Валентина Ефимовна, откуда тяга к биологии?
 – Не знаю, видимо, с той маминой грядки. Мама была сиротой. Жила у тёти, в деревне, вернее, на хуторе. Их там раскулачивали. Мамину тётю, Беляевых, Александру Семёновну и Надежду Семёновну. Потому что трудились! Были они – трудяги, шли своим путём. Разнарядка пришла, надо было кого-то раскулачить, вот их под метёлку и определили… Каток истории прокатился по всем… Братья отца в селе и не жили, а работали на шахте. Если бы были здесь, на кромской земле, то, не исключено, что тоже были бы раскулачены. А поскольку старший брат был главным инженером, он всех младших братьев забрал к себе, в спасительный Донбасс. Было трудно, но жить можно! Мы жили в Енакиево, в Горловке, отец был стахановцем, говорил, что они, как кони, вырубали нормы. У отца был орден Трудового Красного Знамени, медаль «За отвагу». Помню, что у него было много орденов и медалей…

 Корр.: – Вы, Валентина Ефимовна, в Донбассе сколько классов окончили?
 – Десять классов, потом трудилась в школе лаборанткой. Наша школа была с русским языком, а украинский язык был как особый предмет. Знаю украинскую литературу и украинский язык. Но параллельно были школы, где обучение шло на украинском языке. В Горловке было много русских, мадьяров, и даже тех же немцев. Все работали, некогда было вспоминать о своих нациях. На шахте был директор и главный бухгалтер. Вот и всё руководство. А когда приезжали в Кромы, то мама удивлялась тому, что в маленьком посёлке столько руководителей – то завроно, то инспектор, то бухгалтер, то методист и пр.

 Постоянно в шахтах люди соревновались между собой, больше сделать, больше произвести. В каждой семье было по три-пять детей, а то и более, всех нужно было обуть, накормить. В шахте платили заработную плату хорошую. Когда отец ушёл на пенсию, то он получал 132р. А некоторые в Кромах работали за 40-60 руб.! Приехав в Кромы, мы построили на улице Комсомольской дом. Здесь было всё настолько дёшево! Поэтому жили мы неплохо. Не бедствовали. Отцу в Донбассе за ударный труд машину подарили, как передовику соцсоревнования. Был у нас мотоцикл.

 Корр.: – В 1956г Вам уже было 19 лет, в таком юном возрасте Вы появились в Кромах. Почему это произошло: Вы бросили цветущий край?
 – Отец запылил лёгкие, по состоянию здоровья, ему было в то время всего 50 лет. И мы переехали. А потом – малая родина всегда тянет к себе. У нас был свой дом, к тому же в нашем классе только у трёх учащихся был отец, в том числе и у меня, поэтому жили мы получше, чем остальные. По сравнению со своими одноклассниками, я выглядела, может быть, счастливее. Когда мы приехали в Кромы, отец пошёл в райисполком, нам выделили земельный участок. Сначала мы строились на Комсомольской, где уже стояли несколько домов. Улица эта была тогда новой. Помогали отцу строить дом и сыновья. Потом на Комсомольской жила мачеха, затем дом продали. Замуж я вышла в Черкасскую, а после развода купила дом на Ленина.
 Корр.: – Вернёмся к тому времени, когда Вам было 19 лет!
 – Я тогда училась во Мценске, на плодоовощевода. Земля показывает сразу же результат твоего труда. Трудоёмкий труд, но и быстрая отдача. Бросишь весной крошечное зёрнышко, а осенью вдруг тебе в руки идёт вот такой большой кочан килограммов в пять-шесть! Цветочек какой-нибудь посадишь, а он тебя радует ежегодно своей красотой. На 15 сотках земли посадила смородину, яблони, другие культуры. Смотришь – красиво это всё перед тобой! Я всегда жду весну с радостным нетерпением. Осень по-своему хороша, особенно своим урожаем. В природе идёт постоянное обновление. Каждую весну и ты сам набираешься новых сил. Такое ощущение, что земля тебя наполняет энергией... Потом я решила ехать на целину…

 Корр.: – 15 соток показалось мало, и Вы решили попробовать себя на многокилометровых пространствах! Когда пришло решение уехать на целину?
 – Это было в 1958-59 годах. Тогда из Кром нас отправилось 10 человек: Валентина Мартынова, Валентина Карпушкина – из Семёнково, Ольга Каменева – из Троснянского района, Галя Кузнецова, Ольга Ласкова, Рая Цуканова, Зоя Рюмина, всех теперь и не упомнишь… Это был комсомольский призыв. Я была секретарём комсомольской организации в Кромском детдоме, вовсю печатались призывы в газетах: «Девушки, вас ждут на целине!» Был такой духовный порыв: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе!» Секретарём районной комсомольской организации был Валентин Теряев, который нас провожал с музыкой. Эти годы были самые весёлые…

 До г.Троицка Челябинской области ехали поездом. Долго везли, на каждой остановке выступали, проводили торжественные мероприятия. К нам подсаживались со всей страны другие комсомольцы. Веселье, подъём, молодые, энергичные. Потом переправились через глубокую, мутную речку на лодке – было начало весны. Там тоже нас встречали с музыкой. Было очень интересно и торжественно. Жили в отделении №2, совхоз «Победа», Кустанайская область. Сейчас это принадлежит Казахстану. Я помню, что у нас был тракторист Петрашка из Белоруссии, казашка Базеркуль с нами работала на сеялках, татарка Рахиль на прицепах, на культиваторах. В пять часов утра вставали, и поздно ночью приходили домой – пыльные, чумазые.

 Но утром пока придёт тракторист, мы всё смазывали сами и заправляли. Жили в общежитии, вместе с нами обитали и семейные. Жили мы с Раей, Ольгой и Зоей. Сколько нам платили, не помню, но зарплата была приличная. Сирота Ольга была более практичной, мы её выбрали старостой, отдавали ей по 300-400 рублей на питание, а остальные клали на книжку. Ольга умела так составить меню, что на питание мы тратили мало. Готовили сами. Во время уборочной и посевной питались в столовой, чтобы сэкономить время. Привозили нам обеды и в поле. Два сезона находились в Казахстане.

 Было очень интересно. Существовала самодеятельность, с нами занимались в хоре учителя, работники культуры. Пьесы разучивали, песни исполняли – веселье было неподдельное. Все нас уважали. Я даже удивляюсь тому, что ребята никогда при нас не говорили плохих слов. Не то, что сейчас: идут по улице молодые – мат-перемат! Попросишь, бывало, кого принести воды из-за дождя – принесут!

 Я вместе с подругами и за детьми семейными смотрела, и спешила другим на помощь, а другие, наоборот, помогали нам. Это было незабываемое время. И татары, и казахи, и русские, и украинцы, и представители других наций друг другу помогали во всём. Кстати, мы летом и дома строили. Трудились там, куда посылали. Бухгалтеру помогала ведомость составлять. Некому было, так мы с Раей Цукановой учётчицами работали. Нам дали даже лошадку, чтобы мы всё успели замерить. Наряды закрывали…

 Корр.: – Зимы-то холодные были?
 – Мы как-то холода не почувствовали! Нормально себя чувствовали. В общежитии было очень тепло. Пирожки пекли, готовили постоянно что-то вкусное. Единственное, что недоставало: очень скучали по дому!

 Корр.: – Через два года конктракт кончился… И Вы куда решили ехать?
 – Мы решили вернуться домой, потому что Родина тянула нас… Письмо получишь – и в слёзы, хочется повидать родных. Я очень Лёню, брата, любила! А он в это время, как раз, собрался жениться… Многие семейные русские в Казахстане остались. Строили саманные дома – замешивали глину с добавками. Управляющий нас подхвалит, а мы и рады стараться…

 Корр.: – Не жаль всё это отдать соседу, пусть и хорошему?
 – Ну, ещё бы! За Державу обидно! Всё было там построено, возведено руками людей многих национальностей. В республике есть нефть, газ, полезные ископаемые. И сегодня Казахстан пытается возродить свою нацию, откуда уезжают многие люди!

 Ленин наделал границ, чтобы привлечь на свою сторону окраины, а потом на окраины всё, что было в центре, тащили. Там и асфальт, там и дома, а у нас, на Орловщине, жили в землянках. Теперь в те же границы, даже с родной Украиной, бьёмся лбом! На целине были немцы, татары, казахи, русские, украинцы – и все работали! Нас, молодых девочек, никто нигде не обидел! Почему сейчас у нас в обществе идёт такой «раздрай», не знаю. Не могу даже понять этого!..

 Корр.: – А кем Вы трудились в Кромах?
 – Я сначала училась заочно в Московском кооперативном техникуме. Была бухгалтером правления «Райпотребсоюза», инспектором отдела кадров ПМК, бухгалтером Кромского РОНО, экономистом Кромского РСУ бытового обслуживания населения, главным бухгалтером коноплесемстанции, а ушла на пенсию из Госстраха, где являлась агентом. А знания, полученные во Мценском плодоовощном техникуме, применяла и применяю только дома…

 Корр.: – «Лирик-цветовод» и «физик-бухгалтер» – две вещи несовместные? Как Вам удавалось объединять в душе две такие разные ипостаси?
 – Ко мне не было нареканий. Очень большое влияние на меня оказала Анна Егоровна Панюшкина, которая работала главным бухгалтером в райсоюзе. Её школа была такова: «Девочки, на бумаге ошибётесь, сделайте красным сторно, но никогда не берите себе чужих денег!» Правильные цифры пишите чёрным карандашом. Торговля есть торговля – всегда есть соблазн взять и себе: слишком много проходит через руки бухгалтеров ценностей и цифр. Я никогда нигде себе ничего чужого не брала, а потому любую ревизию не боялась! Спала спокойно! По одёжке и вытягивала ножки!

 Корр.: – А почему Вы из одной организации уходили в другую? Надоедало?!
 – Хотелось подрасти! В райсоюзе я была просто бухгалтер правления, а перешла в поселковый старшим бухгалтером. В коноплемстанции трудилась главным бухгалтером, балансы в Москву возила. Другие люди, другие отношения. Я всегда тянусь туда, где более интереснее поставлена жизнь, где трудятся неординарные люди…

 В 1964 году я вышла замуж за Селихова Николая Тифоновича из слободы Черкасской. У меня была земля в Кромах, на Комсомольской, и в Черкасской, почти 30 соток. Когда я через 24 года развелась, то купила дом на улице Ленина. Что характерно: даже в Кромах расположение домов, усадеб – разное, урожай зависит не только от состава почвы, но и розы ветров, от освещения…

 Два сына у меня – Олег Николаевич, 1965 года, Дмитрий Николаевич, 1970 года. Есть внук, Дмитрий Дмитриевич, ходит во 2-й класс. Везде трудилась хорошо, имею много поощрений, грамот. И всегда шла домой с думой об огороде, семье, цветах. Мои сотки поддерживают меня в трудные минуты.

 Корр.: – Вы выступаете на страницах газеты «Заря» со статьями…
 – Люди обращаются ко мне с теми или иными просьбами. Я никому не отказываю в помощи. Всероссийский журнал «Приусадебное хозяйство», №8 за 2006 год опубликовал мою заметку «Кормит не огород, а грядка» (стр.33). Писала обо мне и областная газета «Орловская правда» в 2004 году. Поэтому я счастливый человек, не скучаю. По субботам и по воскресеньям выезжаю в город Орёл, где посещаю театры, музеи, выставки. Часто выступаю на сценах, пою перед ветеранами и молодыми. Издала книгу. Хочешь сделать себе радость, подари!

 Собаки и кошки могут чувствовать вашу боль и каким-то образом вещают вам об этом, а цветы всегда настраивают человека только на положительный результат!
 Любите цветы – источник нескончаемой радости!


Рецензии