Дикие люди

                ДИКИЕ ЛЮДИ
                (Сдержанные заметки)

                От желчи мир изнемогает,
                планета печенью больна,
                гавно гавном гавно ругает,
                не вылезая из гавна.

                И.Губерман. Гарики на каждый день.

В. Соловьев, автор ток-шоу «Поединок», человек, безусловно, образованный и тележурналист талантливый, но я далеко не всегда смотрю его программу. Причин тому несколько.
Не могут не раздражать дискуссии, в которых все говорят одновременно и никто не слушает друг друга.
И там врут много. Врут нагло, с напором, с вызовом, злобно, а порою и весело.
И я боюсь, что эти передачи могут серьезно повлиять на формирование в моем сознании искаженного образа Москвы и московской интеллигенции. А такая опасность является вполне реальной. Когда я смотрю на эту сытую, гладкую, хорошо упакованную, благополучную при всех режимах публику, когда я слышу, как эти люди, закончившие в большинстве своем лучшие вузы страны, врут хорошо поставленными в частых словесных баталиях голосами, мне в голову невольно начинают приходить всякие тяжелые мысли. Например, о больной столице больной страны.
И поскольку неотъемлемым элементом этого ток-шоу является голосование, я боюсь получить неверную картину настроений, существующих в нашем обществе. Да, я знаю, что настроения значительной части россиян свидетельствуют об их тоталитарной ориентации. И тем не менее я не перестаю удивляться тому, что большинство зрителей этого шоу, как правило, отдают свои голоса наиболее реакционным, тоталитарным участникам дискуссий. «Кто они, эти зрители?» – задаю я себе такой вопрос. И отвечаю так: «Только не из тех, на ком стоит эта огромная страна». Дело в том, что ток-шоу начинается около 23 часов и заканчивается в первом часу. Напрашивается вопрос: кто может позволить себе лечь в постель в час ночи, если завтра не выходной? Сельский труженик, для которого нет выходных и который встает раньше все в стране, точно не может. Несознательная скотина его просто не поймет. Водитель автобуса, который встает с постели примерно в одно время с сельским работягой, тоже не может. Хирург, который должен хорошо выспаться перед многочасовой операцией, тоже не может. Школьный учитель, который должен поспеть в школу к первому уроку, тоже не может. И так далее, и так далее до бесконечности. Вот и выходит, что люди, на которых стоит эта страна, не могут позволить себе смотреть ток-шоу «Поединок». Но даже если бы они имели такую возможность, они не стали бы участвовать в голосовании. Просто они не из тех, кто звонит на телестудии, радио. Они из тех, кого социологи называют молчаливым большинством. Так что же думает молчаливое большинство о проблемах, обсуждаемых в ток-шоу «Поединок»? Я не знаю ответа на этот вопрос. Лучше я знаю другое: молчаливое большинство обычно раскрывает уста, когда чаша его терпения переполняется.
И все-таки иногда я смотрю программу В. Соловьева. Так 17 февраля ровно в 22.50 я переключился на канал «Россия 1». В тот день в «Поединке» сошлись А. Проханов и В. Ерафеев. Месяц прошел с тех пор, а впечатление от того «Поединка» все не забывается. Расскажу о своем впечатлении по возможности кратко.
Итак, сошлись А. Проханов, сталинист, апологет советской империи, и В. Ерофеев, либерал, западник. Казалось бы, люди из очень разных типов. Когда в ходе дискуссии страсти накалились, Проханов неожиданно называет оппонента пидором. Растерявшись на мгновение, Ерофеев называет обидчика говном. На что ведущий, не потерявший в такую минуту чувство юмора, отреагировал так: «Боюсь, вы сейчас станете какашками друг в друга кидаться!» Моя мысленная реакция была более краткой и без юмора: «Дикие люди!»
В последующие дни я часто вспоминал этот инцидент, и с каждым возвращением к нему все более четко осознавал, насколько он показателен, насколько иллюстрирует глубину нашего падения, начавшегося не сегодня…
Если XX век наш вчерашний день, то XXI-ый наш позавчерашний. Заглянем в него, такой, казалось бы, недавний. (Забегая вперед, скажу в этих скобках следующее. Не думаю, что я сейчас буду идеализировать Россию XIX века, хотя она, конечно же, сегодня воспринимается нами порядком отфильтрованной временем.)
И в середине XIX века русский образованный класс был неоднородным, расколотым на западников и славянофилов, которые представляли собой совершенно различные направления русской общественной мысли. И тогда схватки западников и славянофилов были очень серьезными, но участники этих схваток ни на страницах своих печатных органов, ни в литературных салонах никогда не опускались до лексики, даже отдаленно напоминавшей лексику Проханова и Ерофеева. Невозможно представить, чтобы, например, в споре славянофила И. Аксакова и западника И. Тургенева прозвучали слова «пидор» и «говно». Такое было невозможно не потому, что все неизбежно закончилось бы дуэлью, на которой пришлось бы своей жизнью расплачиваться за свое хамство, а потому, что И. Аксаков, И. Тургенев были людьми совсем иной культуры, чем А. Проханов и В. Ерофеев.
Не только западники и славянофилы, но и весь русский образованный класс того времени были плодом, детьми двух великих эпох: эпохи Петровского прорыва к Западу, а потом и эпохи Просвещения. А. Проханов и даже либерал и западник Ерофеев являются плодами, детьми плебейского, сволочного, тоталитарного XX века, перечеркнувшего в России все лучшие ее достижения в прошлом. Совсем не случайно, что эти дети уголовного века на глазах у всей России 17 февраля 2011 года повели себя как обычные бакланы.
Господа! Чтобы понять во всем объеме простую и ясную мысль А. Солженицына о том, что Россия проиграла XX век, надо порою переключаться на канал «Россия 1» по четвергам в 22.50.
По поводу подзаголовка. Эти заметки я назвал сдержанными потому, что сказал в них лишь малую долю того, что собирался сказать. Возможно, я сам сумел остановиться, возможно, меня остановило сопротивление жанра.

18 марта 2011 года


Рецензии