Екатерина Рыжова Семья - моя главная опора
- Вы родились в Сочи? Где учились?
- Да, родилась и училась я в Сочи. Базовое образование у меня архитектурное. Окончила сочинский Политехникум. Мы были одними из первых его выпускников.
- Как оказались во Владимире?
- Мы изучали в техникуме белокаменное зодчество. Мне это было очень интересно. И после окончания учебы я решила поехать во Владимир, хотя меня оставляли работать в Сочи. Во Владимире жили друзья. Устроилась работать в реставрационную мастерскую, в которой было три отдела. Мы занимались реконструкцией города по исторической планировке. Это была реставрация зданий и приспособление их к реальности: в храмах делали музеи, восстанавливались торговые ряды. По архивным данным восстанавливался фасад, а «начинка» уже была новая. Это застройка XVIII-XIX веков, которая представляет исторический интерес. Мы реконструировали улицу. Там и познакомилась со своим будущим мужем Вячеславом, он занимался реконструкцией аптеки. Потом реставрировал торговые ряды в Суздале. Восстанавливали и булыжное покрытие. Сейчас мне тот проект кажется не таким значительным, но в те годы это была первая ласточка. И наша работа была высоко оценена. Мы получили первую для города награду в этой области – Диплом первой степени за лучший объект года в России (РСФСР) и Диплом второй степени и медаль за высокое зодческое мастерство. У мастерской база была очень мощная: работали кузнецы, мастера иконописи, белокаменщики. До перестройки. Потом все стало разрушаться, людям было не до реставрации.
- Как и почему возникло в вашей жизни искусство костюма, театр?
- В архитектуре все у меня складывалось удачно. Хотела заниматься только этим. Хотя как хобби увлекалась театром. Подруга из Владимира – режиссер. И я ей иногда помогала при подготовке постановок. Она и пригласила меня работать в фольклорный театр. Так я стала изучать русский народный костюм. На базе Центра народного творчества открылась школа русского костюма, куда приезжали преподавать лучшие мастера России, научные сотрудники Эрмитажа. Было очень серьезное и глубокое изучение костюма.
- Что несет в себе русский народный костюм? Какую смысловую нагрузку?
- Русский народный костюм настолько многоречив, что по костюму можно было узнать все о женщине. Или это девушка на выданье, или просватанная. Один головной убор чего стоит! По нему можно было узнать, перед вами девушка или это молодуха на первом году семейной жизни, или молодая женщина после рождения первого ребенка. В старости уже совсем другой головной убор. Когда смотрю наши художественные фильмы, анимационные, рассматриваю книжные иллюстрации, порой художники довольно поверхностно трактовали костюм. Чаще всего просто тиражировали определенный штамп. И всегда поражаюсь гению Пушкина. Он точно знал, о чем писал. Вот, например. Известные строки из поэмы «Руслан и Людмила» про Лукоморье: «…Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит». И давайте теперь вспомним фильмы и иллюстрации: на ветвях сидит полудевушка-полурыба. А теперь задумаемся, что бы ей делать на ветках? Пушкин-то знает, что он пишет. А художники иллюстрируют, не особо задумываясь. На Руси русалками называли мифических персонажей – птиц с женской грудью и головой. У академика Б.А. Рыбакова об этом написано, - они были покровительницами дождя, жили на деревьях. Пушкин прав: она птица и сидит на дереве, но это не рыба. Огромную роль в русском костюме играл цвет. Цвет – это оберег. Когда человек рождался, в первые годы его жизни, в костюме было мало красного цвета. Магия и сила красного цвета достигает пика в свадебном наряде. Были красный сарафан, красная рубаха. Это расцвет, зарождение рода. Потом этот цвет в костюме сохраняется до рождения ребенка. После начинает уходить. И в пожилом возрасте на женщинах редко можно было увидеть красный цвет. И саван уже был абсолютно белого цвета, когда оберегать уже некого и нечего. И вот встречаю в иллюстрациях такое – сидит старуха у разбитого корыта в красном головном уборе. У нее уже этого не должно быть. Предки наши были мудрые, и вся символика несла в себе точную информацию.
- Слышала, вы теорию подкрепляли практикой – изготовляли традиционные головные уборы, участвовали в выставках…
- Мы много занимались изучением русского народного костюма. У нас была выставка головных уборов в Кремлевском дворце съездов. Все делали вручную, это были точные копии музейных экспонатов. Мы работали в фондах музеев, делали обмеры, полностью реконструировали изделия, но из современных материалов. Сохраняли архаичный образ, но показывали его в материалах сегодняшних. Есть такой народный мастер Колесников, которого я бесконечно уважаю. Он сам сеет лен, вымачивает его в ванне однокомнатной квартиры, треплет и ткет. Окрашивает натуральными пигментами – соком редьки, граната. Делает все из натуральных материалов. Его вещи экспонируются по всему миру. Это эксклюзив. Но проходить такой путь слишком затратно по времени. Для той выставки мы все делали вместе со студентами. И стали лауреатами натовской премии.
- Вместе со студентами-художниками? А где вы работаете?
- Начинала я свой преподавательский путь во Владимирском областном колледже культуры и искусств. Работала на кафедре фольклора, вела предметы русский народный костюм и декоративно-прикладное творчество. Сейчас руковожу новым отделением – театрально-декорационное искусство, выпускники получают квалификацию художник-технолог театра. Было уже два выпуска. Еще тружусь главным художником в театре «Разгуляй». В год, с учетом постановок в студенческом театре при колледже получается около десяти премьер.
- А какие еще можно получить специальности в этом колледже?
- Колледжу скоро исполняется восемьдесят лет. Сначала это был библиотечный колледж. В прошлом году исполнилось пятьдесят лет отделению хореографии и тридцать – театральному отделению. У нас много разных отделений: этно-художественное творчество, выпускники которого могут преподавать в школах народную культуру, создавать свои коллективы; очень сильное отделение хореографии; на театральном отделении готовят постановщиков театрализованных представлений; есть актерское отделение, которое курирует народный артист России Николай Горохов, выпускники - актеры театра и кино. Подобное учебное заведение есть в Москве, но там специализация более узкая. Учатся у нас ребята 3 года и 8 месяцев, потом могут продолжить учебу в разных театрах или ВУЗах. Преподаю и дизайн интерьера, потому что архитектура и сценография очень близки. Считаю очень важным, что наши ребята получают хорошее художественное образование: изучают рисунок, живопись, скульптуру, композицию. Кроме того, студенты узнают как секреты старых мастеров театра – бутафоров, декораторов, так и овладевают новейшими технологиями. Мы с ребятами оформляли городские праздники, детский карнавал.
У нас сильное учебное заведение. Набираю, к примеру, двенадцать человек, учатся они четыре года. Преподавателей много, предметы нужные и интересные. Получается штучный товар. Очень много индивидуальной работы: занимаются с утра до вечера. А когда готовим спектакль, так вообще не смотрим на время, тут важен закон сцены – надо все успеть любой ценой. Это и ночи бессонные, но зато и результат! Много спектаклей и детских шоу создали и показали. Сразу ученикам говорю: собирайте своё порт-фолио, чтобы можно было показать работы.
- Что, на ваш взгляд, есть хорошего в российской системе образования, а что надо менять?
- Сначала скажу, что обожаю наш колледж. Вы бы видели, какие превращения происходят с ребятами к концу учебы, какие они стоят на выпускном! Наш контингент – это дети из всей Владимирской области, из деревень. И есть среди поступивших те, кто пришел учиться сознательно, а есть и случайные люди, которым еще предстоит привить любовь к своему делу и профессии. Наше отделение можно назвать институтом благородных девиц, и я этим горжусь. А что касается российской системы образования… Недавно по каналу «Культура» смотрела передачу «Культурная революция». Тема была такая: «Высшее образование в России – профанация». Я с этим согласна. К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это так. Кем выходят выпускники ВУЗов? Часто профессии как таковой у них в руках нет. Однажды участвовала в обмене студентами с Чехословакией. Нам тогда объясняли, что вначале необходимо отучиться в колледже, а уж потом идти в высшее учебное заведение. Колледж, а потом университет. Учеба должна быть практикоориентируемая. Если человек хочет заниматься наукой, расти по карьерной лестнице, тогда он идет дальше. Но с профессией в руках. Мне кажется, многие высшие учебные заведения в России – это кузницы безработных. В нашем колледже культуры и искусства замечательный руководитель – Галина Ивановна Семенова – мудрый и дальновидный человек. Она поддерживает открытие новых специальностей, поощряет рождение международных конкурсов и фестивалей на базе колледжа.
- Кем становятся ваши выпускники? Вы следите за их судьбой и карьерой? Есть ли в колледже преподаватели – бывшие его выпускники?
- Начну отвечать сначала на последний вопрос. Да, у нас много преподавателей – бывших выпускников. Например, заведующий кафедрой этно-художественного творчества Роман Геннадиевич Захаров – выпускник первого набора колледжа. Потом он окончил институт, аспирантуру и вернулся в качестве преподавателя. Тамара Степановна Джулай, заслуженный работник культуры России – тоже выпускница колледжа, она возглавляет режиссерское отделение. Практически все преподаватели хореографического отделения – бывшие выпускники, они продолжают обучение в высших учебных заведениях и возвращаются к нам преподавать. Все руководители отделений, кроме меня, - бывшие выпускники. Часто сами преподаватели оставляют нескольких ребят работать в колледже. Я знаю, что готовых кадров мне никто не приведет. После первого выпуска нашего отделения я оставила в колледже двух ребят, после второго выпуска оставляю преподавать еще одну девочку. Это традиция нашего колледжа. За судьбами и карьерой наших выпускников стараюсь следить. Приятно, что одна из выпускниц колледжа учится сейчас в Школе-студии МХАТ на художника-постановщика. Две девушки выбрали профессию стилистов и учатся в текстильной академии. Не все остаются в профессии, но многие. Я ребятам говорю, что после колледжа они базовые знания получили, а учиться им предстоит всю жизнь. Путь им показан.
- Расскажите, пожалуйста, о молодежном театре.
- На базе нашего колледжа есть несколько творческих коллективов. Среди них ансамбль «Росинка», учебный театр, которым руководит Народный артист России Николай Горохов. Совместно с московскими режиссерами они ставят спектакли – это курсовые и дипломные работы учеников колледжа. Однажды у нашего отделения и у ребят с актерского отделения была совместная работа: для актеров – дипломная, для моих ребят – курсовая. Был поставлен спектакль «Мещане» по произведению Максима Горького. Я была художником-постановщиком, а в наших мастерских учениками были сделаны все декорации, построен павильон. Этот спектакль посмотрел директор нашего областного драмтеатра и перенес его на сцену Владимирского академического областного театра драмы им. Луначарского. Это уже третий спектакль, который был создан в стенах нашего колледжа и вошел в репертуар театра. Выпускники актерского отделения участвовали в одной из первых передач «Минута славы» - отбивали чечетку.
- Вы больше художник или учитель?
- По образованию я же не преподаватель, а архитектор. И когда начинала работать в колледже, всегда чувствовала, что, уча, учусь сама. А потом все приходит с опытом. Знания, умения, навыки невозможно передать только на словах. Я с ребятами всегда в одном строю. Рассказываю и показываю: работаем вместе. Если работать по чужому учебному плану, можно потерять внимание учеников. Я это знаю. Они хотят практики, того, что им точно пригодится в будущем. Интереснейшая тема – маски. Все начинается со сбора материала, изучения истории, потом эскизирование и изготовление полного костюма с маской. У меня есть правило: любая работа должна быть на уровне выставочной, поэтому халява не проходит. Планка очень высокая. И всегда после сдачи курсовой у нас проходят полноценные выставки: сначала в стенах колледжа, потом в Драмтеатре, в культурном центре Владимирского университета. Поощряю фантазию и эксперименты, я рядом, и мы вместе будем решать, как добиться реализации задуманного. Когда мы сделали выставку венецианских масок, ребята проснулись наутро знаменитыми. Это еще больше укрепило их старания и интерес к профессии. Важно, чтоб соблюдался баланс, как у Витрувия, - польза, прочность, красота.
Как художник реализуюсь в театре, создаю костюмы, головные уборы. Оформленные нами спектакли участвуют во всероссийских и международных фестивалях, получают гран-при. Ездила по приглашению с выставкой головных уборов во Францию. Спектакль «Василиса Прекрасная», поставленный режиссером Тамарой Джулай, где я делала костюмы и декорации, был создан по заказу театра из Германии. Мы туда все переправляли. Отрадно, что и в Сочи, в парке «Ривьера», лет тринадцать назад проходила выставка созданных мной головных уборов и шейных украшений из хрустального бисера и натурального жемчуга. И в городских газетах написали об этом, и по телевидению показали.
- Когда-то вас заворожила красота истинно русских пейзажей, архитектуры. В чем самобытность города Владимира и области?
- Город манит своей историей. Это первая после Киева столица Руси. Владимир – центр туризма, который входит во Владимиро-Суздальский заповедник и в Золотое кольцо России. Тут уникальная природа. А какая архитектура. Помню, мы изучали в училище образцы белокаменного зодчества, так от красоты Церкви Покрова на Нерли у меня голова кружилась. И вот я увидела ее в реальности. Это удивительное чувство.
- Что вас связывает с Сочи?
- Сочи – моя родина и второй дом. Когда едем в поезде из Владимира в Сочи, у нас спрашивают, вы куда? Я отвечаю: из дома – домой. В Сочи я выросла, училась. Здесь похоронена моя мама, одна из близких подруг. Я не почувствовала, когда переехала во Владимир, что оторвалась от Сочи. В этом городе живут мои друзья. Ведь дорого то место, где тебя ждут. А я чувствую и знаю, что меня и мою семью в Сочи ждут, что нам рады. Дети обожают этот город.
- Как вы умудряетесь сочетать роли жены, матери четверых детей, бабушки трех внучек, преподавателя и художника? Как к вашей работе относятся в семье?
- У меня об этом часто студенты спрашивают. Или, как я воспитываю детей? Отвечаю: только личным примером. Мне кажется, надо жить не для детей, а вместе с детьми. Моя семья – это моя опора. Дети и муж много мне помогают в осуществлении моих проектов: дни губернии, карнавалы, спектакли. Муж архитектор, старшая дочь архитектор, младшая дочь художник, со мной преподает, старший сын окончил художественную школу, но пошел в спорт, младший – будущий архитектор, он – моя правая рука. Работая вместе со мной, они все понимают и всегда меня поддерживают.
Свидетельство о публикации №211081900441