Часть третья

          ГЛАВА У. МИНИАТЮРЫ,ЮМОРЕСКИ,ЗАРИСОВКИ,ЭССЕ...

     Часть третья
    Всё,чем мы отличаемся от всего прочего на земле,да и от всех своих земнородных -
душой - этим святым подарком неба!О ней и пойдёт речь в нижеследующих миниатюрах и зарисовках,сотканных из собранного мной паремиологического материала - лишь частицы крылатого литературного наследия,заключённого в книгах.

                ДУША: КТО  КАК  ЕЁ  ПОНЯЛ

    Если человек в окружающем мире с его беспредельностью и неисчерпанностью,похож на этот мир,вмещая его в себя в миниатюре - в микрокосме,то первопричиной тому - наличие невыразимой и несказанной души. В литературном богатстве народов так много ясных и точных,ёмких и обстоятельных,броских и красочных,возвышенных и страстных определений души человеческой,что,кажется,более и нечего сказать и дополнительно с каждой поступью
жизни появляются новые поименования её - к которым чувства наши вновь и вновь выражают восторг,удивление,радость открытия! Так всегда будет продолжаться.И даже выборочный,ограниченный моими поисками калейдоскоп "душевных" афоризмов говорит только
что здесь о сказанном.

    Тончайший лирик - Марина Цветаева: "Душа есть всё - всюду - вечно!" Другая русская и в своё время именитая поэтесса Мирра Лохвицкая - "Моя душа,как лотос чистый!"

    Но,видимо,не так почтенно и свято относится к своей душе поэт Фёдор Сологуб - "Ну
вот живу я паки,Но тошен белый свет:Во мне душа собаки,Чутья же вовсе нет". С ним буд-
то бы договорился большой армянский поэт,ему современник,Ваан Терьян:"Моя душа - бродя-
чая собака".

    Но А.Писемский был,например,более конкретным,как и более грубым:"Чёрт бы побрал привычку мыслить,эту чесотку души!"

    Николай Семёнович Лесков старательно в свою записную библиофильскую тетрадь записал слова Гёте,в которых как-то по-учёному даётся толкование:"Душа человека похожа на воду:
приходит она с неба,падает на землю и снова поднимается на небо".

    У известного в прошлом искусствоведа Ип.Тэна другая образность с более пространным высказыванием:"Душа подобна тлеющей головне;чтобы действовать,ей нужно,прежде всего,сохранить огонь внутри самой себя,а затем повстречать вокруг другие горящие головни.Взаимное
прикосновение оживляет и усиливает их пламя,так что оно скоро разольётся в повсемест-
ный пожар".

    ...А может быть всё же: "Душа - христианка" - по крылатому выражению Тертуллиана?..

    А вообще-то "У души есть пути и дороги Пожелает - вспорхнёт и уйдёт". (Фёдор Глин-
ка).

                "ИСТИНА  В  ОТТЕНКАХ"

    В заголовке миниатюры - афоризм француза Ренана.Истину хочется знать о нашей душе,а чтобы её знать - надо познакомиться со многми её качествами,характерными штрихами,то
бишь,оттенками.Благо всё это размысленно многими и многими авторами прекрасных и остро-
умных изречений!Ну,что же,читатель вправе надеяться на это,коль мы его в этом заверили.

    Прежде всего оказывается,что нашей душе свойственно быть неотделимой от творческих
дерзаний людей,например,от божественной поэзии.Слово философу Вл.Соловьёву:"Не одна только трагедия служит к очищению души:быть может,ещё более прямое и сильное действие в этом направлении производит чистая лирика".

    Современник Пушкина Веневитинов утверждает:"Души пророчества правдивы".Тончайший лирик Фёдор Тютчев подмечает другое:"Как ни тяжёл последний час - Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, - Но для души ещё страшней Следить,как вымирают в ней Все
лучшие воспоминанья...".

    У Анны Ахматовой следующее замечание:"Затем что нестерпимо больно Души любовное молчанье". А А.К.Толстой подмечает:"Так.В беспредельное влекома,Душа незримый чует мир".

    Очень обстоятельно замечание,принадлежащее М.Цветаевой:"Равенство дара души и глагола
- вот поэт.Посему - ни не пишущих,ни не чувствующих поэтов.Чувствуешь,но не пишешь - не
поэт (где же слово?),пишешь,но не чувствуешь - не поэт (где же душа?)...

    Естественно,что не пишущего,но чувствующего предпочту не чувствующему,но пишущему.
Первый,может быть,поэт - завтра.Или завтрашний святой.Или герой.Второй (стихотворец) -
вообще ничто.И имя ему - легион".

    Франческо Петрарка в своих сонетах,собранных в знаменитой "Канцоньере",демонстрирует тонкость замечаний на сей предмет рассуждений:"Мне собственных не слушаться бы глаз:Опасно быть душе рабою взгляда".Или:"Иные впечатленья бытия Для наших дней - подо-
бие капкана".

    Ну,а если обратиться к "Фаусту" Гёте,то после небольшого приведённого перечня штри-
хов душевных,отмеченных в афористических и поэтических формулах,можно прийти к той же
цели,которой мы и задавались:"Знай,чистая душа в своём исканьи смутном Сознаньем истины полна"!

               

   


Рецензии