Михаил Суслов в Каясуле у партизан

Из главы "Партизаны в боях" повести "Уходили в поход партизаны..."

7-4. Величаевское – Каясула.

После удачного завершения Величаевской операции, командир сводной группы А.Г. Однокозов и комиссар отряда «Сергей» И.М. Несмачный предлагали командирам отрядов остаться в селе Величаевском, дать отдых личному составу и отметить первую большую победу.

Результаты операции впечатляющие: «…Уничтожено 74 карателя, около сотни старост и полицаев, 2 грузовика, одна легковая машина, 6 конных линеек».

Но командиры отрядов Н.А. Попов, В.Т. Жерлицин и начальник штаба отряда «Максим» М.И. Мартынов сочли опасным оставаться в Величаевском.

В полночь все партизанские отряды ушли из села. Их путь лежал по правой стороне реки Кумы на восток.

На следующий день прошли около 30 километров, остановились на привал, подготовили группы разведчиков, которые 27 сентября 1942 года выдвинулись в свои районы.

В Благодарненский район на подводе отправились М.А. Коробко, Ф.Ф. Гриценко и С.И. Вишняков.

***

 29 сентября вся сводная группа партизан пришла в Каясулу, которая была сильно разрушена немецкими бомбардировщиками.
 
3 октября партизаны принимали высокого гостя – первого секретаря крайкома партии М.А. Суслова, который поздравил их с успешным проведением операции и поставил новые задачи.

Их суть: со второй половины октября партизаны должны действовать совместно с частями 44-й Армии, с 29-м кавалерийским полком 4-го Кубанского кавалерийского корпуса генерала Н.Я. Кириченко.

М.А. Суслов сказал:
«…Части нашей Красной Армии пойдут в наступление, и мы пойдем вместе с ними, ориентируясь на свои районы…»  (Л 41)

Но это заявление М.А. Суслова оказалось преждевременным, Красная Армия пойдет в наступление на Северном Кавказе через три месяца, 3 января 1943 года.

***

В книге «Партизанский заслон» авторы В. Гнеушев и А. Попутько пишут о том, что партизаны воевали в составе 4-го Кубанского кавалерийского корпуса без согласования с тов. М.А. Сусловым, и за это командиры сводной партизанской группы А.Н. Попов и М.И. Золотухин были подвергнуты суровой партийной критике.

***

В этот же день, после того как М.А. Суслов на самолете улетел в город Кизляр, партизанские отряды ушли из Каясулы.

На следующий день, 4 октября, недалеко от совхоза «Червленные Буруны» отряды устроили первый санитарный день.

2010 г.    г. Благодарный


Рецензии
Владимир, о партизанах Ставрополья слышала не очень лестное лет 30 назад, когда еще были живы участники. Довелось поговорить с одной пожилой дамой, которая добивалась себе персональной пенсии как партизанка. Мы какое-то время работали вместе, поэтому картина вырисовалась такая. Группа человек в 20 под руководством то ли первого секретаря комсомола, то ли второго секретаря райкома партии ходили между населенными пунктами, таскали какие-то ненужные бумаги, голодали и прятались, иногда с угрозами добывали себе еду у жителей, которым и самим есть было нечего. Называли себя партизанами, но ничего, кроме пропаганды, полезного не сделали. Спустя лет 20 кто-то написал мемуары или опубликовал их в печати к военному юбилею, стали потихоньку прибавлять себе заслуги, и... сами поверили в свою значимость.
Еще как-то читала статью о белорусских партизанах. Жители боялись их не меньше немцев, потому что пара бессмысленно убитых в селе немцев влекла за собой карательные меры в десятки и даже сотни расстрелянных жителей, которых подозревали в пособничестве. Да и снабжать продуктами партизан приходилось иногда совсем не добровольно, оббирая собственных детей. Жестокое было время, и хотелось бы правду почитать, а не прилизанную советскую историю, где свои все герои - как маршал Жуков, не жалевшего людей никогда, как вспоминали знавшие его, как видно из высказываний фашистских генералов, поражавшихся жестокостью Жукова. А ему вон памятник соорудили - палачу!

Татьяна Хожан   29.08.2011 23:47     Заявить о нарушении
Доброе утро, Татьяна!
Я от себя ничего не пишу, все только на основе документов.
Разыскиваю воспоминания, документы архивов, цитаты и отрывки из книг...
Противоречий очень много.
Только гибель командира Однокозова разыскал в десяти вариантах.
Время было политизированным, естественно подвиги как Красной Армии, так и партизан приукрашивались.
В июле следующего года 70 лет партизанскому движению на Ставрополье!

Владимир Пузиков   30.08.2011 08:42   Заявить о нарушении
Владимир, я понимаю, что Вы работаете с документами без измышлений. Это очень важно. Вариантов всегда может быть немало на одно событие - кто-то рассказал, что видел, а кому-то захотелось несколько приукрасить, вот и получаются противоречия.
Ко мне в последнее время часто обращаются с вопросами по поводу маньяка Сливко, спрашивая, каким он был, о нравах в турклубе, где он работал с детьми. Я прочитала ряд статей на эту тему тех, кто в глаза не видел ни самого Сливко, ни тех, кто был у него в турклубе. Столько отсебятины, вплоть до изменения документальных фактов! А ведь прошло не так много времени - 25 лет, и многие могут рассказать о том времени так, как было, но спекуляций на этой теме уже масса. Что тогда говорить о военном времени, когда нельзя было сказать правду, если она отличалась от установленной версии партийными органами. А потом героизация так въелась в наши мозги, что другие версии уже стали считаться ошибочными.
Удачи Вам и терпения в Ваших изысканиях!
С уважением. Таня.

Татьяна Хожан   30.08.2011 10:26   Заявить о нарушении
Спасибо!
Сегодня по почте получил копии 4-х личных дел партийных и советских деятелей района в 35 - 49 годы из Ставропольского архива (ранее он назывался партийным архивом).
Среди них дело Василия Трофимовича Жерлицина - командира партизанского отряда "Максим".
У нас о нем кроме - Ф.И.О., ничего не было известно.
Теперь я напишу о нем очерк.
Так что, по крохам, будем собирать историю...

Владимир Пузиков   30.08.2011 11:50   Заявить о нарушении