Пародия по мотивам трагедии ПушкинаБорис Годунов

Пародия по мотивам трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов” 


                Вместо предисловия


Я написал её более тридцати лет тому назад и на пятнадцать лет раньше аналогичной пародии, написанной известным писателем- сатириком Виктором Шендеровичем, посвященной Борису Ельцину. Следовательно, о плагиате, даже идеи, речи быть не может.
Надеюсь авторы сайта “ Проза.ру”- истинные ценители литературы и обладающие утонченным и изысканным вкусом, простят мне эту литературную вольность. Эта пародия, как и ряд других, опубликованных мною на моей странице под рубрикой
“Адресные стихи” прежде всего, рассчитана на неизвестных читателей, среди которых оказалось много моих друзей, бывших сослуживцев и коллег по Симферопольской детской музыкальной школе № 1, коих, судьба после развала Союза, разбросала по разным странам и континентам. Ведущая и старейшая музыкальная школа Крыма многие годы  ютилась в неприспособленном и аварийном помещении. Шли годы, менялись директора, а проблема, усугубляясь, оставалась .Эта тема проходила красной нитью
в ежегодных традиционных школьных капустниках, которыми школа, наряду с профессиональными успехами, славилась на весь город. Я был. автором текстов большинства  из них. Предлагаемая пародия являлась частью одного из капустников.


                Избранные сцены из жизни музыкальной школы
                (Все в шутку, но всерьёз)

                1-я сцена “Волненья и тревоги”
                Участвуют представители народа- педагоги школы,
                Дмитрий Малый- действующий директор школы.
                Виктор Зелинский- будущий директор, завуч музучилища
                Г.Н.Ивановский- начальник управления культуры
                Н.В. Жорняк- директор музыкального училища


-  Слыхали мы наш Дмитрий
   Стал слаб здоровьем,
   И патриарху Ивановскому оставил заявленье,
   В котором просит избавленья
   От власти венценосной.

-  Да полно, брат, народ тревожить.
    Кто ж нами править будет?
    И кто по милости своей
    Принять венец смиренно согласиться.

-  Молва народная сообщает-
   Зелинского на пост сей увещают.

-  А как же он?

-  Он, кажется, покинул всё мирское.
    Недели две живёт на “Ключевой”
    И глаз не кажет у брегов Салгира.
    Чего- то выжидая.

-   Склонить его доселе не смогли,
     Не внемлет он ни слезным увещаньям,
     Советам управленья,
    Ни гласу Жорняка.

-   Что ежели Зелинский в самом деле
    Державными заботами наскучил
    И на престол безвластный не взойдет?
    Что скажешь ты?

-   Ты вынуждаешь высказать признанье.
     В горкоме молвят, объявился самозванец.

-   Что ж говорят об этом удальце?

-   Да слышно, он умен, приветлив, ловок.

-   Всё это, брат, такая кутерьма,   
     Что голова кругом пойдет невольно.

-   Весть важная. И, если до народа
    Она дойдёт, то быть грозе великой.

-   Да, Дмитрий задал всем задачу.
    Возврата нет. Он заявление отнес.
    И Ивановский пусть развяжет
    Теперь сей Гордиев вопрос.




             2-я  сцена “Вече- педсовет и тронная речь”
Участвуют новый директор, педагоги и сотрудники школы .Вспоминают бывших директоров: Евгению Тищенко, Александра Налбандова, Ирину Демьянченко, Никифора
Кибкало, Людмилу Радееву, Дмитрия Малого.


Директор:
-  Ты вече- педсовет, вы все коллеги,
    Обнажена моя душа пред вами.
    Вы видите, что я приемлю власть
    Великую со страхом и смиреньем.
    Сколь тяжела обязанность моя,
    Здесь знает только он-
    Предшественник почтенный.
    Но жизнь ему милее славы, преклоненья.
    От Вас я жду содействия, друзья.
    Служите мне, как Вы ему служили.
    Когда труды я с Вами разделю
    С годами, сдаться, всех вас полюблю.

Голос из зала:
-   Не измени присяги
     Тобою данной.
 
Директор:
-    Теперь пойдем, поклонимся гербам
      Почиющих на лаврах властителей всесильных,
     Их не забыть:
     Царицу праведную Евгению,
     Монарха Александра просвещенный гений.
     Ещё жива молва о царствовании Ирины,
     Всесильны были властелины!
     Вы помните, здесь правил царь Никифор.
     Любил он власть и сласть-
     Они ж его и погубили.
     И.О. здесь правила Людмила.
     И, наконец, Димитрий.
     Настоящий не Лжедмитрий.
     И вот я  Виктор- победитель.
     Сзывайте всех на пир
     От дворников до педагогов-
     Всем вольный вход,
     Все гости дорогие.



          3- я сцена “ Ночь. В келье коммунальной квартиры”
Участвует преподаватель Новосад Р.А., анонимщик, пожелавший остаться инкогнито

-   Ещё одно последнее сказанье
    И жалоба окончена моя.
   Исполнен долг, завещанный от бога.
   Мне грешному. Здесь я работал многи лета.
   Свидетель бог! О правде лишь молю.
   Хоть иногда печатаюсь в газетах, 
   Но больше для себя писать люблю.
   Когда- нибудь преемник и сподвижник
   Найдет мой труд усердный безымянный.
   Правдивые сказанья перепишет
   И передаст потомкам в назиданье.
   Царей великих  вспоминают
   За их труды, за славу, за добро.
   А я у всех ищу грехи
   И только темные деянья


          4- я сцена “Приемная директора”
Участвуют секретарь, завуч и  председатель профкома

-   Что государь- директор?

-   В своем он кабинете.

-   Он заперся с каким- то колдуном?

-   Нет с главным казначеем.
     Ведут любимую беседу.
     И ворожат, что красная невеста.

-   Желал бы знать о чем?

-   Вот он идет,
    Угодно ли спросить?

-   Как он угрюм!


            5- я сцена   “Монолог директора”

Достиг я высшей власти.
Шестой уж год я царствую с томленьем,
Но счастья нет в моей душе…
Напрасно мне начальник управленья
Сулил дни долгие,
Дни власти безмятежной
Ни власть, ни жизнь меня не веселят.
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать
Но денег нет! Казна пуста.
Роялей не достать.
Почти все стулья развалились,
Столы пустились в пляс.
Полы все начисто прогнили
И потолки по швам трещат.
Предчувствую небесный гром о горе.
Народ завыл в мученьях, изнывая.
Всем надоели классы- катакомбы
И моль, что день и ночь летает.
Спасенья нет! Отрады нет!
-Что? Телефон! Я слушаю
- Забился туалет?
- Санстанция пришла
- А что ж хозчасти воевода?
-  Руками лишь разводит.

Ох, чувствую, ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить!
Где мой  Местком? Где царедворцы?
О мой жестокий рок.
Как молотком стучит в ушах упрек.
И все тошнит, и голова кружится.
И мальчики зловредные в глазах
Опять сорвали черепицу
И провалились в зал.
………………………………..
Я рад бежать, да некуда. Ужасно!
Ух, тяжело! Дай дух переведу.
Я чувствую-  вся кровь моя в лицо
Мне кинулась и тяжко опустилась.
Безумец я! Чего ж я испугался?
Добыть бы только денег..
Так решено: не окажу я страха
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Монамаха!

               
                Симферополь, 1980 г.
               
               



.



-    .

   





               

               


Рецензии
В те далекие годы (да и в нынешние) фразы "кто по милости своей Принять венец смиренно согласиться", "В горкоме молвят, объявился самозванец", "Достиг я высшей власти", "мальчики зловредные" и т.д. у зрителей наверняка шли на ура, рождая у них воспоминания и ассоциации. Могу представить. Проблемы-то у всех организаций были одни и те же.
Хорошего дня, дорогой Зиновий! Здоровья!
С уважением,
Виорэль.

Виорэль Ломов   21.09.2016 12:53     Заявить о нарушении
Дорогой Виорель!
Более 10 дней тяжело болел, да и сегодня ещё не в "седле", поэтому задержал с ответом.
Мне очень приятно, что Вы обратили внимание на эту мою давнею пародию.
Как говорят, баловался по молодости, причем весьма успешно. Это осталось во вне после службы в армейском ансамбле песни и пляски. Вы, Виорель, правы, когда пишите, что можете себе представить реакцию зала на выделенные слова и выражениея, особенно "мальчики зловредные опять сорвали черепицу и провалились в зал" Это был подлинный случай во время академконцерта двое сорванцов упали на голову членам комиссии. Перед болезнью успел прочесть 1-ю главу романа и несколько миниатюр( О СерефмьовичеЮ Сологубе и Мережковском) Сейчас уже устал, а завтра соберусь и черкну свой отклик. Ваше пожелание здоровья оказалось кстати - пошел на поправку. Спасибо Вам, дорогой человек за дружбу и благожелательность
к моим опытам.
Доброй Вам ночи и доброго здоровья Вам и Вашим близким

Зиновий Бекман   26.09.2016 21:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.