V Философский конгресс

               
Итак, тезисы моего доклада на V Российский философский конгресс приняты и я, как член Российского философского общества, приглашен на конгресс. После распада Советского Союза нам обществоведам стало особенно трудно преподавать в вузе. Парад суверенитетов, переоценка ценностей кардинально изменили идеологию, философию, статус русского языка и много другое в новых независимых государствах. Главный философский журнал предлагал покаяться за былую приверженность марксизму-ленинизму, а новоявленные идеологи требовали незамедлительного обоснования национальной идеи. Все смешалось в доме Облонских…Начался исход русскоязычного люда… Кто мог, а вернее кто не мог всего этого перенести, тот уехал… И теперь 17 лет спустя: одних уж нет, а те далече…Только Казахстан потерял свыше миллиона человек и это для того, чтобы в статистике преобладала численность «коренного» населения.

Перед тем как поехать в Новосибирск на конгресс я решил просмотреть экземпляры журналов «Единство в многообразии» и «Русский век» - издания, в которых что-то можно узнать о государственной программе «Соотечественники». Почему буксует программа? Задает вопрос один из авторов. И размышляет. В рамках проекта было запланировано чтобы переселились в Россию как минимум 300 тысяч русскоязычных новых граждан, а переехали всего около 10 тысяч. «В том, что программа «Соотечественники» нужна России, не сомневается никто. Но, очевидно, предлагаемых программой стимулов недостаточно для того, чтобы убедить переселенцев ехать в те места, где переселенцам обещают предоставить временное жилье и разрешение на работу»[1].

 Действительно, почему люди «привередничают» и не едут туда, куда их направляют? В свое время ведь ехали на строительство Турксиба и БАМа, на подъем целины и восстановление Ташкента, в конце концов «ехали», хотя и не по свой воле и в Гулаг, и Карлаг и многие там оставались после освобождения. Почему же люди, получив информацию о 12 регионах России восклицают: это же крепостное право?! Прав руководитель славянского движения «Лад» в Казахстане М.Крамаренко: «Депрессивные регионы России, теряющей ежегодно 700 тысяч человек, «не залатаешь» с помощью соотечественников – здесь нужны другие стимулы и механизмы»[2]. Попытка решить сегодняшние демографические проблемы в депрессивных регионах за счет все тех же пассионариев и их потомков – это, по меньшей мере, безнравственно, а по большому счету недальновидно.

Покажу на своем примере. Отец мой родился в Акмолинской области, еще до войны строил БАМ, учился в Благовещенском учительском институте, где встретил мою мать – амурскую казачку. Затем семь лет служил в армии на Дальнем Востоке, участвовал в войне против японцев. Я родился на самом Дальнем Востоке в военном городке Хороль у озера Ханка, а после демобилизации отца переехали в Южный Казахстан, где в селе Первомаевка отец более 20 лет проработал директором школы. Эту же школу окончил и я без медали и с первого раза поступил в университет в Алма-Ате, в армии служил в Самарканде и в Ташкенте, в аспирантуре учился в МГУ в Москве. Несколько лет подряд выезжал на целину, на уборку урожая и как реликвию храню Грамоту Кустанайского обкома комсомола, кстати, в центре Кустаная стоит памятник деду моей жены Лаврентию Тарану, герою гражданской войны.

Уже более 30 лет работаю в Чимкенте доцентом, профессором кафедры философии Международного казахско-турецкого университета им. А.Ясави, поэтому считаю себя не просто русским, но еще и евразийцем. У нас в университете работают доктора филологических наук, одна из основателей казахстанской ономастики, профессор В.Н.Попова, лучший преподаватель вуза 2007 г. профессор Н.В.Дмитрюк, первооткрыватель кангюйской письменности, доктор исторических наук, профессор А.Н.Подушкин, профессор Н.В.Кутнякова и другие. Это специалисты высочайшего уровня, им вовсе нет необходимости ехать на окраины Российской Федерации, но они ощущают себя оторванными от «большой земли», утратили связь с научными центрами, возможность личных контактов и в основном из-за дороговизны проезда.

Поэтому полагаю необходимо незамедлительно:   
1. Незамедлительно ввести Свидетельство Соотечественника Русско-Язычного (карту русского) с предоставлением всех льгот, предоставляемых россиянам, в том числе упростить русским получение гражданства.
2.Предусмотреть квоты для владельцев Свидетельства Соотечественника при поступлении в вузы от каждой евразийской страны (для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей научных степеней) с бесплатным проездом (два раза в год) к месту учебы или защиты.
3. Предусмотреть в законе обязательную скидку для владельцев Свидетельства Соотечественника на билеты в Россию (до советского эквивалента) на все виды транспорта (особенно - самолет).
4. Предусмотреть возможность доплаты владельцам Свидетельства Соотечественника (живущим в странах СНГ) к пенсии и стипендии, если они выше в России.

На своем примере попробую рассказать о перипетиях встречи с исторической Родиной. За последние 25 лет мне только один раз удалось съездить в Волгоград на конференцию, хотя ежегодно отправляю тезисы и получаю приглашения на 4—5 конференций. Приглашение на Конгресс пришло на два дня позже, чем начали продавать билеты на поезд до Новосибирска и поэтому ни в плацкартный, ни в купейный вагон билетов уже не было. То ли спекулянты скупают, то ли студенты массово выезжали к началу учебного года. Одним словом дорога в один конец в спальном вагоне мне обошлась в 6 тысяч 600 рублей. Это я к тому, что переселенцу выдают 60 тысяч рублей «подъемных». В одном купе со мной ехал мастер по изготовлению гитар из Краснодара. Вез с собой тяжеленный баул с еловыми дощечками для гитар, которые приобрел в Алма-Ате. Что-то в нем таможенники еще в Алма-Ате подозрительное заметили. Рассказывал, что ощупали тщательно, даже брюки заставили спустить и тысячу теньге (200 руб.) все-таки заставили заплатить. За что? А он и сам не знает. Потом до самой границы еще неоднократно к нам в купе наведывались сотрудники полиции. Один из них «оказался» родом из Чимкента и явно проверял: не вру ли я. Гитарных дел мастер предположил, что его приняли за перевозчика наркотиков. Ну да ладно каждый отрабатывает свой хлеб как может.

Хотелось увидеть казахстанский Лас-Вегас – Капчагай, именно там должен разместиться игорный бизнес. Действительно некогда заповедные места для охотников преобразились, но бурного строительства приюта для порочной страсти что-то не видно. После Капчагайского моря предстояло увидеть печально известный Сары-Озек. Именно там были разрезаны казахстанские ракеты – Казахстан единственная страна, которая пошла на уничтожение атомного оружия. Была надежда, что последуют и другие страны – не последовали.

Ехали двое суток, в ресторан в целях экономии я себе не позволил сходить. Благо, пока ехали по территории Казахстана на станциях, было что перекусить: пирожки, манты, каурдак, а на станции Жарма – замечательный шашлык, такого я даже в Чимкенте не ел. Хотя у нас шашлык – фирменное блюдо. А вот природа ни чем не удивила – унылая однообразная степь без конца и края. Все пытался увидеть хоть какие-нибудь намеки на бывший полигон подземных испытаний ядерного оружия (прекращены в 1991), но не удалось. Радовала мысль, что приближаемся к родине великого Абая. Здесь в Чингизских горах родился Абай Кунанбаев, который как никто другой способствовал распространению русской культуры среди казахов. Абай призывал: «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир», «Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа.

Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли». В Семипалатинске есть литературно-мемориальные музеи Абая Кунанбаева и Ф. М. Достоевского.

И вот поезд как-то притих и поджался – подъезжали к пограничной станции Аул. Стояли не менее двух часов. Что там и у кого таможня искала, нашла или нет, не знаю. Пассажиры почему-то стали разговаривать шепотом, а из купе проводники велели не выходить. Нет, прав все-таки Президент Назарбаев переход межгосударственных границ в странах СНГ – это тяжкое бремя для простых людей, миллионы часов потерянного времени. Одно удивило при переходе границы: почему-то с казахстанской стороны абсолютно нет деревьев, а только началась российская сторона - бесконечные сосновые леса. А вот одна из крупнейших рек Сибири - Обь особого впечатления не произвела. Нет такого, чтобы дух перехватывало, как это происходит, когда увидишь ширь Волги. Барнаул проехали ночью. Рано утром подъезжаем к Новосибирску.

То, что Новосибирск по численности населения (1 397,2 тысяч человек) занимает третье место (после Москвы и Санкт-Петербурга) в России – это я знал, но мне не ведомо было, что он занимает третье место в списке самых привлекательных для бизнеса городов, второе после Казани среди благоприятных для работы городов России и 182-ое место в мире по этому показателю. Кроме того, я знал, что в Новосибирске есть Академгородок, здесь известные в мире исследовательские школы, благодаря которым новосибирцы стали основоположниками математического конструирования генетических систем, географического моделирования, новой концепции первоначального заселения человеком Евразии и многого другого с рефреном «впервые в мире». Пока мы ехали в Академгородок, где будет проходить Конгресс, водитель успел сообщить, что именно в Новосибирске, там, где стоит Собор Александра Невского, находился центр Российской империи, а сейчас эта точка находится где-то в Чите. Рассказал, что в Новосибирске самый длинный в мире метромост через реку Обь и самый большой оперный театр в России. До начала 1990-х Новосибирская область находилась в четвёртом часовом поясе, что приводило к интересному эффекту: время полета из Новосибирска до Москвы составляло 4 часа, поэтому улетали допустим в 9.00 и прилетали в 9.00 по местному времени.

Академгородок превзошел все мои ожидания. И даже не своими научными достижениями. Здесь в 28 км. от города расположены более двадцати пяти научно-исследовательских институтов, университет, знаменитая физико-математическая школа при НГУ, ее ученики себя называют «фымышатами». Поразило, как умело Академгородок вписался в природу. В основу был положен диффузный метод застройки, основанный на следующих принципах: жилая часть Академгородка была отделена от Бердского шоссе полосой леса шириной от 400 м. до 1 км. Проект составлялся так, чтобы минимизировать вырубку деревьев. Некоторые улицы были проложены в обход рощ. Застройка жилой части Академгородка производилась гнездами, между которыми оставались обширные нетронутые массивы леса. При строительстве рабочей части городка здания располагались в 50-100 м от дорог. Между зданиями сохранялись участки леса. На пустырях и площадках были посажены деревья и кустарники. К Академгородку примыкает Центральный сибирский ботанический сад, который занимает территорию площадью более 1000 га. В саду около 14 тысяч видов растений. По территории сада протекает речка Зырянка, на которой расположен пруд. На территории ботанического сада встречаются белки, бурундуки, зайцы, ласки, различные грызуны, наблюдались следы лисицы. В начале 1980-х известны случаи встречи с лосями.

Помимо научных и учебных заведений на территории городка Международный томографический и кардиологический центры, поликлиника и больница, магазины, кафе, столовые, гостиница, курорт-отель «Сосновка», расположенный в семи километрах от Академгородка, на берегу Бердского залива в великолепном сосновом бору. Там и поселили основную часть участников Конгресса.
В V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» приняли непосредственное участие 1074, в том числе 752 иногородних. Приехали делегации из стран СНГ: из Азербайджана, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Были представители и дальнего зарубежья: Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Мексики, Словакии, США, Финляндии, Швейцарии.

Конгресс продолжался четыре дня, издано три тома материалов, в которые вошли около 2000 тезисов. Подвел итоги Конгресса заместитель председателя оргкомитета, декана философского факультета НГУ, доктор философских наук, профессор Владимир Серафимович Диев. Вот что он рассказал журналистам: Впервые подобное мероприятие прошло за Уралом, и то, что было известно нам давно, стало общепризнанным фактом: Новосибирск — один из ведущих философских центров страны.
Конгресс получился грандиозный, в Академгородке форумов подобного масштаба не было лет 35, с советских времен. Конгрессы являются очень важным элементом функционирования философского сообщества нашей страны. Считаю, что в практике проведения конгрессов можно и нужно выделить миссию, цели и задачи. На мой взгляд, миссия или предназначение конгрессов состоит в продолжении и развитии традиций философского мышления, открытого личного и профессионального общения, установления высоких стандартов философствования. Практически конгрессы нацелены на то, чтобы способствовать интеграции высшего образования и академических исследований, формированию связей внутри профессионального философского сообщества, расширению научных контактов и академической мобильности в философской среде, совершенствованию стандартов исследований и преподавания философии.
 
Главная задача конгресса — создать условия для плодотворного и глубокого обсуждения актуальных философских вопросов. При этом сам конгресс является своеобразным «механизмом», позволяющим осуществлять презентацию и обмен идеями. Очень важно, чтобы этот «механизм» работал максимально эффективно. И именно это, на мой взгляд, является важнейшей задачей организаторов конгресса.
Задач же, стоящих перед мировой философией, со временем меньше не становится. Одна из важнейших — помочь человеку сориентироваться в постоянно меняющемся мире и подготовить его к новым вызовам времени. А сегодняшний мир, как бы это банально не звучало, как никогда нуждается в осмыслении и объяснении. Философия помогает, если уж не найти ответы на эти вызовы, то, по крайней мере, как-то осмыслить их, что тоже немаловажно.
Поскольку тема Конгресса «Наука. Философия. Общество», то она определила тон и направленность как пленарных докладов, так и секционных выступлений. На секциях, конечно, не всегда получалось строго придерживаться основной темы, но, в целом, это, на мой взгляд, удалось.

Тема была выбрана не случайно, она особенно актуальна здесь, в Академгородке, Новосибирске, можно сказать, в цитадели сайентизма. Из восьми докладов три были посвящены обществу, основанному на знаниях — академиков РАН В. Л. Макарова, В. А. Лекторского и члена-корреспондента РАН Б. Г. Юдина. Доклады директора Института философии РАН В. В. Целищева, В. А. Суровцева из Томска и В.С. Диева освещали проблемы науки.
Обсуждались глобальные вопросы современности, было место и для классических секций — по истории философии, античности, социальной философии и т.д. И, конечно, что очень приятно, в отличие от других Конгрессов, секции по философии науки и теории познания были одними из самых многочисленных.

Поскольку на форум собрался весь цвет философского сообщества страны, было проведено заседание учебно-методического объединения по философии, научно-методический совет, словом, обсуждалось все, что касается преподавания философии в стране, и шире, проблемы образования, в том числе ЕГЭ. Декан философского факультета МГУ Владимир Васильевич Миронов считает, например, что ЕГЭ приводит к разрушению высшей школы, ведь главная цель — не бороться с коррупцией, а повышать качество образования. Я придерживаюсь того же мнения.

Во-первых, важен сам факт произошедшего, особенно то, что Конгресс состоялся именно здесь, в Сибири, ведь далеко не все наши коллеги смогли принять участие в предыдущих конгрессах, а нынешний позволил всем познакомиться, увидеть друг друга, воочию пообщаться, ведь здесь присутствовало множество выдающихся ученых, например, президент Философского общества, академик Вячеслав Семенович Степин, выступивший на открытии с приветственным словом и прочитавший вечернюю лекцию.
Вечерние лекции, нужно сказать, вообще пользовались колоссальным успехом, на них выступали такие легенды мировой философии, как, например, финский профессор И. Ниинилуото, бывший ректор, ныне канцлер Хельсинкского университета, прилетевший на два дня из Финляндии (одну из его последних книг перевел на русский язык зам. декана философского факультета НГУ Н. Головко, и в конце этого года она выйдет из печати), Эдвард Свидерски (Фрайбург). С пленарными докладами также выступили академик А. А. Гусейнов — директор Института философии РАН, академик В. А. Лекторский — главный редактор журнала «Вопросы философии».

В завершение Конгресса была проведена отчетно-выборная конференция Российского философского общества. Среди лучших зарубежных первичных организаций была названа и наша Чимкентская организация. Про обратную дорогу рассказывать не буду. Сообщу только, что за пять дней, что я был в Новосибирске сумел пройти обследование в томографическом центре и получить консультации у знаменитых в Академгородке кардиолога и невропатолога. Уложился я в 150 тысяч тенге или в 30 тысяч рублей – как раз половина суммы, которую выдают в качестве «подъемных» при переселении. 


Рецензии
Рад, что Чимкентская организация РФО живет и здравствует.
С приветом от члена РФО,

Сергей Поройков   23.08.2011 13:09     Заявить о нарушении