Часть пятая

               
               У.  МИНИАТЮРЫ,ЮМОРЕСКИ,ЗАРИСОВКИ,ЭССЕ...

    ЧАСТЬ ПЯТАЯ

    Человек - тайна жизни (о,сколько их у ней!). Об этом часто говаривал Фёдор Достоев-
ский. Трудно дать понятие слову человек!Да и что-то в нём понять (понять себя!) можно
лишь гипостазированием его ипостасей:души,сердца,разума.Через эту триаду и проявляется вполне и достаточно  сущее в чело-
ке.Мудростью человечества не обойдён и разум: в нём также отыщатся (как и в душе,и в сердце) прекрасные явления и порой горькие его слабости.Нижеследующие зарисовки объяснят сказанное,ещё более дополнят понятие о человеке - приблизят к его тайне.

                Нечто  о  разуме

    "Разум,услаждавшийся величественными понятиями всеобщего порядка, не может быть со-
единён с сердцем холодным". Так,во всяком случае,представлялось русскому писателю эпохи сентиментализма М.Н.Муравьёву.Он же и декларировал:"Условья общества для мыслящего цепи!"

    Чувства рождает душа,а вот с ними-то наш разум в дружбе - бытует известное изречение:"Ничего нет в уме,что бы не было сначала в чувстве".

    Пусть может быть и с грехом пополам,но всё же "отделим" разум от всего, зная наперёд о его тесной органической связи с душой и сердцем.И думается мне,что,говоря о разуме,как о животворящей среде для мыслей,лучшего определения о них не дал никто,кроме Л.Фейербаха
Ну,хотя бы,пусть будет так для маленького эссе:"Каждая истинная мысль как свободный про-
дукт духа есть одновременно насквозь проникающая детерминация нашей непосредственной
индивидуальности,удар в сердце,потрясение всего нашего бытия,жертва нашим существовани-
ем".

    Величайший и единственный примат самого явления жизни - именно "мысль как свободный продукт духа"! Никакая человеческими руками созданная кибернитическая машина не в состоянии угнаться за человеческой мыслью.Десятки миллионов операций в секунду сверша-
ет машина (пусть миллиарды!), а ...не угнаться за мыслью! Родитель этой машины - аме-
риканский учёный Н.Винер перечисляя преимущества человека перед машиной,писал:"Главное из этих преимуществ - по-видимому,способность оперировать с нечётко очерченными поня-
тиями".

    Теперь,когда мы продукту разума - мысли отдали должное почтение,можно о ней и по-
слушать как бы со стороны,т.е.последить за рассуждениями мыслителей прошлого,да и настоящего,отмечая тем временем особенности её бытия.Помогает поэт Н.С.Гумилёв:"Каждая
мысль заранее обуславливает свою форму:поэтическую,живописную или музыкальную,иначе она не мысль,а недомыслие".Он же видел в музыке "и тело мысли"!

    Почтение вызывает не только сама мысль,но и человек,её сотворивший.Об этом замечено с должной убедительностью литератором А.Дружининым,писавшим в рецензии о Льве Толстом:
"Кто-то сказал весьма остроумно и глубоко:"Пусть человек,благородно мыслящий,напишет
мне десять строк,хотя бы о закате солнца, - но по этим десяти строкам всякий тотчас же
узнает человека,мыслящего благородно". А какое почтение выражено в словах Рахили Фарнгаген,первой оценившей мировое значение мыслителя Гёте! - "Он - Гёте, и потому вся-
кая мысль,им выраженная,не может быть не  истиною".

    Прав греческий философ:"Разум - устроитель всего".А в этом - во всём,по выражению писателя 18-го века П.Плавильщикова,"русский всё понимать удобен!" Вот,к примеру,В.Ф.
Одоевский! "Великое дело понять свой инстинкт и чувствовать свой разум!В этом может
быть,вся задача человечества".

                С о з в у ч и е

    Поднимаясь до высот обобщения,сравниваясь в них с прорицанием,мыслитель осваивает тем самым новый пласт жизненного смысла.И удивительное дело! К этой заветной точке
один подбирается безоговорочным убеждением,уверенностью,другой отрицанием,веруя ему и в него.И точка,как взятый штурмом уступ неизвестного,неизведанного,вдруг оказывается общей...

    Первый -Лихтенберг,немецкий просветитель,физик,знаток искусств:"Каждый человек по меньшей мере раз в год бывает гением".Но читаем в "Истории Тома Джонса,найдёныша" Г.
Филдинга: "Нет человека,который был бы мудр каждую минуту".

    Разные подходы,внешне полярные друг другу мысли...объединяются после рождения в од-
ну - в красоту и торжество человеческой мысли!Так уже в созвучии мыслей рождается
мудрость человеческая!

                На  подступах  к  мудрости

    Стать мудрым - значит счастливым образом оживить свой долгий и разнообразный жизненный опыт.Но в приобретении самого опыта столько разладиц с самим с собою,да с
фактами и явлениями жизни.Много здесь появляется неудач,невзгод,трудностей и трагедий.
К этому - нижеследующий калейдоскоп:яркий,образный,запоминающийся...

    Один француз как-то сказал о себе:"Что поделаешь,я никогда не бываю согласен со
своими суждениями".

    Мудрая Анна Тютчева,дочь знаменитого поэта без обиняков заявляет:"Кто не имеет ума,
соответствующего своему возрасту,соответствующие своему возрасту имеет несчастия".

    Александр Фомич Вельтман утешает:"Рассудок мудрецу поможет Добро и зло определить:
То хорошо,что может быть,И худо то,что быть не может".

    Категоричен поэт Анатолий Жигулин:"Ничего она не стоит,вся на свете суета,Рядом с мудрой красотою Придорожного куста".

    Самый обескураживающий афоризм у Тертуллиана:"Мысль есть зло".О,если б он был только один!Вот наш соотечественник писатель Леонид Андреев:"В разуме есть что-то от шпиона,провокатора".Или ещё:"Весьма вероятно,что разум - замаскированная старая ведьма - совесть".

    Но,ведь,есть же что-то положительное в разуме,не правда ли? Правда.Коллега по перу Л.Андреева М.Горький замечает в "Рассказе о необыкновенном":"Чужие мысли очень просто понять,когда свои в голове есть",хотя Ф.Достоевский на сей счёт предупреждает:"Чтобы умно поступать,одного ума мало".

    Вся эта,однако,многоголосица умиротворяется притчей древнего китайского философа:"Человек мудр до тех пор,пока продолжает поиски мудрости,но стоит ему только однажды вообразить,будто он уже достиг главной цели,как он превращается в глупца.Ищи добродетель,уподобившись слепцу,который не сделает шага,не ощупав дорогу".

    ...Но не будем сейчас же взбираться на кручи мыслительной потенции человека!Поси-
дим и посозерцаем на те мысли,что записали здесь - у подножия к мудрости.Непременно придёт
мысль,созвучная словам Сенеки:"Истинные блага те,которые даются нам разумом:они прочны и вечны".

                --------

    И немного о человеческом духе,как бы объемлющим и сердечную деятельность, и душевную жизнь,и дерзания разума.То и другое,и третье - ипостаси человеческой сущности,демонст-
рирующих качественную сторону самого смысла духовности человека на земле.И сила человеческого духа ставится в безусловное отношение к миру явлений:в сознательности - высшая функция человеческого духа.Из желаний,стремлений и чаяний его воздвигается царство духовности - бытие естественных (данных небом!) проявлений,подчиняющихся выс-
шим задачам человека на бренной земле.Большинство ярких,красочных фейерверков мыслей о духе человека - огне Прометееве - соотносятся:или с творчеством,или с природой,или с жизнью, - но редко о нём самом."Дух дышет,где хочет!" - древнее изречение человеческой мудрости.А мудрость..."никогда не забывайте,что мурость земная,все человеческие познания - ничто,если они заимствованы не от единого света истины вечной и непреложной.
При сём только свете видим мы вещи ясно и чисто и можем идти безопасно на всяком пути жизни и ко всякой цели"(мудрый цензор-литератор А.В.Никитенко,автор знаменитого Днев-
ника!).

                ДУХ  ВЕЕТ  НЕ НА ОДНИХ  ФИНСКИХ  БОЛОТАХ !

    О, конечно,это так!И прежде всего - он "веет" в творческом созидании - на страницах огромного романа и листочке стихотворного текста!О первом - слово Шеллингу:"Роман есть как бы окончательное проявление духа",о втором - другому великому немецкому гуманисту
Ф.Шиллеру:"Дух поэзии бессмертен и неистребим в человеке и может исчезнуть лишь вместе с ним  и самими основами человечества".В частном порядке этой общности созвучен голос Д.С.
Мережковского:"Мой дух к неведомой поэзии стремится!"

    А мир изобразительного искусства? Всё что-либо приближающееся к истинности,созданно-сотворено человеческим всемогущественным духом."Великие художники, - говорит Карлейль, -
герои,в которых отражается дух воспитавшего их народа".

    Даже в быту,в незатейливых житейских ситуациях,в средоточии давней русской жизни,среди российских наших предков родилась и поговорка:"Духом к небу парит,а ножками в аду перебирает".

    В нашей русской литературе непременным достоинством написанного считалась и счи-
тается духовность.Исследаватель В.З.Завитневич справедливо,например,говорил о поэзии
Хомякова (к сожалению,почти забытого писателя-славянофила 19-го века):"У него всё нравственно,духовно,возвышенно".

    И природа-то одухотворена!У уже цитировавшегося Шеллинга есть хорошая мысль:"Дух природы лишь внешне противостоит душе.Взятый сам по себе,он является орудием её откровения".

    А жизнь? - "Жизнь всегда и везде есть теснота для духа;но он должен стать выше жизни.
Великий характер тот,который умеет наполнять собою всякую сферу (А.В.Никитенко).

    Но велико участие в человеческом духе и книги! "Без неё духовный род не имел бы продолжения" - декларировал Б.Пастернак...

    И ретроспективно глядя на все приведённые мысли,как-то подумалось,что дух человека был с ним и в рождении его давних предков:ведь,по замечанию Томаса Карлейля:"Первая
духовная потребность варвара - украшение"!

                --------------------------


Рецензии