О еде, точнее о ее количестве
Зашел с мужем на днях разговор о блинах. Слово за слово, вспомнила, как одна из моих бабушек пекла блины в русской печи. Тонкие, как писчая пумага. Пекла она на четырех сковородах сразу, и происходило все это очень быстро, раз-раз черпаком, вот и новая партия, но горка на тарелке росла медленно, именно из-за этой толщины. Едоков было на эту тарелку, - девять человек, шесть взрослых и трое детей, все девчонки. Нас сажали есть в первую очередь, каждой выдавали по блюдцу со сметаной щедро перемешанной с сахаром, по стакану цельного молока и ставили ту тарелку с блинами. Ожидание было обычно долгим, поэтому набрасывались мы на блины с желанием съесть все, но после пяти-шести штук, наедались от пуза, вот этими самыми с бумагу толщиной.
А суп, сейчас я кидаю, и кидаю туда овощи, всю таблицу Менделеева в прямом и переносном смысле, пока ложка не начинает стоять, а в конце еще полпакета заморозки овощной, чтобы еще больше разнообразия. В детстве же супы были жидкими, вода, да картошка, да морковка, да лук.
И я это не к тому, что жили мы бедно... нет. нормально жили, в большом городе, родители с высшим образованием, у бабушек, в маленьком городке, неподалеку, дома с огородами, где бесконечные грядки с луком, помидорами, огурцами, картошка, ревень, морковь, свекла и все остальное...
Просто так было принято, супы никогда не были густыми. Они были на мясном бульоне, какое там,правда, мясо, одни кости, но как же мы любили из этих костей мясной сок высасывать! Или еще был бульон из курицы, тоже не целиком курицу бросали, а всякие остатки, ножки, головы, крылышки. Остальное шло на второе.
И накладывали нам этот суп в глубокие тарелки и добавляли нарезанный лук и сметану.
И все ели очень много хлеба, с тарелкой супа - два три куска, вот размер их не помню, а жаль, мне кажется, что и булка хлеба тогда была меньше, чем продаются сейчас.
Дальше второе блюдо На семью из четырех человек, жарили, например, картошку на чугунной сковородке, на гарнир, - тогда еще не появились широкие тефлоновые, я помню нашу черную, чугунную, сколько она была в диаметре...?? ну может двадцать семь-тридцать сантиметров. Наполни ее свежей нарезанной картошкой, она ужарится, усядет, только дно закрывает и это делили на четверых. Никто же не жарил по две сковороды.. Рыбу, какого-нибудь минтая - делили не менее чем на шесть кусков. Детям по одному, взрослым по два.
В эти выходные жарила рыбу на гриле, думаю в тех кусках, которые я положила каждому на тарелку было в среднем пять, если не по шесть порций моего детства.
Еще были всякие заготовки, помидорчики, огурцы, лече, они на столе были гораздо чаще, чем салат из свежих овощей, который мы видели только летом.
Ну и на третье - чай с сахаром, о кофе тогда почти не слыхали, растворимого еще не было, да и вообще кофе люди тогда как-то не пили, особенно за обедом, компот из сухофруктов смотрелся на столе гораздо естественнее.
Думаю с такими порциями нас спасали тарелки. У всех были очень маленькие порционные тарелки, на них то количество, которое все ели, казалось очень даже нормальным. И всегда спрашивали не хочет ли кто-то добавку, мужчины обычно соглашались.
Кстати поэтому и прием гостей был делом не слишком обременительным, сколько там надо наготовить, на такие-то тарелки, всего ничего, да гости ничего особенного не ожидали, курицу с рисом, пару салатиков, тарелку нарезки и что-то из заготовок.
Кстати и вилки в те времена были маленькие, узенькие.
Все начало меняться примерно в то время, когда к нам привезли "ножки Буша" Как же мы над ними тогда хохотали! Наши родные курицы в те времена были голубоватые, тощие и некрупные, и трудно было даже представить монстра к которому были приделаны такие НОЖКИ. Их сразу начали делить на четыре порции!
У нас тогда с мужем был обычный обеденный сервиз с голубыми цветочками, на шесть персон. На каждую персону полагалось три тарелки, одна большая, - которую ставили на стол первой, на нее ставилась сначала суповая, а после порционная под второе.
После этих бушевских ножек, не сразу, постепенно, оказалось, что рядом с таким куском курицы на обычную тарелку гарнир уже не помещается. Житейская смекалка подсказала, - а что если класть на ту, которая снизу, - на самую широкую и поехало..... на нее уже и салат входил и гарнира надо было в два раза больше, а добавки мужчинам все равно полагались.
И машины у народа появились, раньше-то мы за троллейбусом вприпрыжку, если был он, этот тролейбус, а обычно просто пешком, туда и оттуда, на работу, в магазин, с сумками, туда и обратно. И в лес на лыжах и за грибами, и в поход.
Сейчас правда хлеб почти никто не ест, можно даже не покупать, вроде как от хлеба толстеют....
P.S. Вот нашла у себя одну. На фотке сравнение вилки из тех времен с обычной, современной.
Свидетельство о публикации №211082000389