Едем мы, друзья... Или не едем

            
    Жизнь моя сложилась так, что сравнительно долгое время я  работал в автошколах мастером производственного обучения вождению автомобиля .
     В начале девяностых годов в Ленинграде появилась первая кооперативная  автошкола «Светофор», в которой мы с моим сменщиком по автобусному парку, Вовкой Ершовым,  начали трудиться мастерами. Автором идеи уйти из автобусного парка был Вовка. Вечно он стонал: «Давай увольняться! Сколько можно помирать на этой автобусной каторге! Нас отсюда вынесут вперёд ногами, если мы сами не уволимся!». Признаться, и будущее трудовое поприще для нас он приискал. В «Светофоре» уже работало  несколько водителей из нашей колонны
      Оформились мы в автошколу,получили в своё распоряжение старенькую «копейку» (для непосвящённых – ВАЗ-2101), перебрав подвеску, «поставили её на колёса» и пошли докладывать директору о готовности начинать занятия. В те далёкие времена директор автошколы ещё снисходил до общения с мастером. Директор обрадовался, поздравил нас с началом трудовой деятельности и выделил каждому по три ученика (маловато, конечно, на троих много не заработаешь, но начинать как-то надо). График мы себе установили такой же, как и в парке: два на два, т.е. два дня работаешь, а два – выходной.
       Начали потихоньку ездить, обучать людей. Я, честно говоря,тот первый опыт помню плохо, видно, не успел «въехать» . До конца обучения группы оставалось несколько занятий, а мой славный сменщик Володя заявил: «Стас! Ты как хочешь, а я – увольняюсь!»
 - Вова, что произошло?
 - Да, в общем, ничего. Просто я рискую остаться без семьи.
 - Не понял, причём здесь семья ?
 - Причём, причём! Накатаешься с этими тупыми козлами – одно и то же... Ни хрена запомнить не могут! На следующем занятии – дупель пусто, как будто мы вчера не виделись! А сказать этому человекообразному ничего нельзя – КЛИЕНТ !  Он деньги платит!
  -Тьфу, противно. Вот так получается, что прихожу я домой, расслабляюсь и в общении с женой и детьми спускаю на них всё, что накопилось за день. Жена плачет, говорит, что меня подменили, дети прячутся, а мне хочется кого-нибудь зарезать.
    Да… Дело оказалось серьёзнее, чем я думал. Из солидарности я уволился вместе с Ершовым. Сей маленький опыт я воспринял,собственными глазами увидев, как влияет эта специфическая педагогическая деятельность даже на сильных индивидумов.
    Поработали мы вместе с Вовкой ещё какое-то время, а потом разбежались. Он прилип к моему брату и стал работать на Морвокзале (от дома близко и не надо крутить баранку). Я же продолжил крутить её, сердешную: поработал в такси, повозил одного хитрована, отставного генерала. Да что говорить, мест поменял кучу
Времена были ещё те: то зарплату не платят, то трудовую книжку не
отдают, то бандитами пугают...Надоело всё и я решил податься снова в автошколу (хотя предыдущий опыт хорошо помнил). Признаюсь честно, тяжело бывало, хотелось всё бросить, особенно, если  вспоминались «ученички» . Но противоядие я быстро нашёл – вне работы никаких, даже самых мелких воспоминаний о ней, о работе.
      Для начала пришлось купить у знакомых ребят, тоже мастеров,
старенькую "копеечку" . Хорошо, что вторые педали на ней уже стояли, хлопот меньше, да и платить тоже. К этому времени в автошколах уже начали требовать удостоверение мастера. Вопрос решился просто: съездил в один из районных комитетов ДОСААФ и там за определённое разумное количество дензнаков приобрёл у председателя требуемый документ,в который он любезно вклеил моё фото,скрепив его печатью.
       Регистрация  в ГАИ ( она тогда так называлась,а не как сейчас - ГИБДД,т.е. «гони инспектору бабки и двигай  дальше «) заняла намного больше времени, да и потребоавала не одного посещения. А как же! Ведь тут же сидел целый подполковник с широкоформатной рожей, цвета ярче, чем запрещающий цвет светофора!  Самое смешное: за всю жизнь только здесь, впервые,  при регистрации  мастером производственного обучения в автошколе,  потребовали предоставить мой диплом о высшем образовании. Молодцы менты!
        Наконец все  формальности  были улажены  и я начал заниматься с группой. Я и раньше догадывался, что одинаковых людей не бывает, что все мы созданы не по шаблону, а по индивидуальному эскизу. Теперь же матушка природа дала мне богатейшие возможности убедиться в этой истине, что я и делал по мере сил.
         На каждого ученика отводилось по программе обучения двадцать восемь часов, получалось четырнадцать занятий. Негусто. Я обучался в советской профессиональной автошколе полгода  и на практическое  вождение  нам отводилось семьдесят часов. Но,ничего не поделаешь – настали новые времена, люди, в отличие от нас, учатся за свои деньги, без отрыва от основных занятий.
          На первом же занятии одна тётенька заявила с апломбом, что она платит мне деньги, а я за это обязан научить её ездить. Пришлось сразу же разъяснить, что лично ей я ничем не обязан. Что в соответствии с договором, подписанным  ею и автошколой , она платит деньги за обучение, а я обязуюсь втечение двадцати восьми
часов добросовестно обучать её вождению легкового автомобиля.В  случае, если она не научится тому, что я ей преподавал, может  обращаться с претензиями к маме с папой. Возразить ей было нечего, но налёт спеси сильно утончился. Честно говоря, научить ездить можно каждого, только времени для этого разным людям требуется разное количество: одним – 28 часов, другим -280. Есть деньги, - учись, пока не поедешь, нет таких бобосов – не обессудь!Правда, есть отдельные индивидумы ( их, к счастью, мизерное количество), которым абсолютно недоступно и противопоказано вождение автомобиля. Я заметил, что чаще всего эти особи встречаются среди тех, кто связан с работой на компьютере, с программированием. Очевидно, они никак не могут покинуть виртуальную реальность, в которой пребывают. Баранку же крутить надо в другой.Кстати о баранке.Пришло на ум что-то грустное и я стал  напевать
известную песенку со словами: « крепче за шофёрку держись, баран!». 
         Попался мне как-то прекрасный ученик – мужчина лет тридцати, грамотный, культурный, схватывающий всё на лету. Поехал он на третьем занятии – я просто нарадоваться не мог! Самородок! Так мы доездили до экзаменов в ГАИ. Перед экзаменом при проверке документов выясняется, что мой самородок имеет стаж чуть меньше, чем я. За что-то его лишили прав. Мужик решил ,чтобы не ждать долго, поступить в автошколу и получить права раньше, а потом поиметь двое прав. Но менты к этому времени компьютеризовались и мой «отличник» поймался. Я же чувствовал себя последним лохом, которго развели на мякине как дошколёнка. Я не в обиде – талантливо и красиво провели меня: верить людям надо, но  не до
конца.
         Насчёт обмана, чтобы закрыть тему. сразу же расскажу случай, так же произошедший со мной. Он был последним, но по характеру противоположным.  Пришёл ко мне ученик, как выяснилось, ментяра из отряда, который подавлял бунты в тюрьмах и зонах. Так он, во,всяком случае, представился.Особенностью нашего с ним общенья явилось то, что денег за обучение  езде «миротворец» сразу внести не мог. Для того времени это обстоятельство не было чем-то из ряда вон выходящим. В
стране творилось чёрт те что : многим не платили  не толькозарплаты, но и пенсии. Войдя в его положение, я согласился на бесплатные уроки с тем, что он заплатит, когда ему заплатят.
Он искренне объяснял причины, которые за давностью я уже вспомнить не могу, если бы я стал ждать, когда он принесёт деньги, он бы отстал от группы, во что бы это вылилось, неизвестно. Отзанимались мы половину курса и на каждом занятии мент
извинялся, что не принёс плату, донимал меня россказнями о финансовых трудностях в «Крестах». Так происходило из занятия в занятие. Наконец, преодолев природную скромность, я предупредил его, что занятия мы продолжим только после внесения им платы за обучение. После этого я его больше не видел. Не появился он и на
экзаменах. Как выяснилось, он и за теорию не платил.
          Осталось менту провернуть такую комбинацию ещё раз, и всё:автошкола закончена бесплатно, на халяву. После этого урока доверия к людям во мне поубавилось, особенно к « ментам «. хотя,честно признаюсь, среди них мне попадались приличные люди.
         Считается, что, чем старше человек, тем труднее обучить его вождению, но это не непреложная истина. Пришла ко мне обучаться супружеская пара пенсионеров, лет по шестьдесят оба. Они решили получить права перед предстоящим выездом на постоянное место жительства в Израиль, т.к. там это намного дороже. Приходили они на занятия  одновременно, вдвоём. Мне приходилось не два, а четы-
ре часа подряд мучиться. Воспринимали они все приёмы как-то странно, будто бы с недоверием. Учёба продвигалась с огромным трудом. Она закончила посещать занятия после того, как съехала с дороги на газон, утопила до полика педаль газа и направила машину в дерево, толщиной с наш автомобиль, оглушительно визжа при этом. Я, естественно, затормозил в полуметре от дерева и вежливо спросил: « Мы уже не едем в солнечный Израиль? Решили быть похороненными здесь? Желательно предупреждать об этом, мадам,- у меня другие планы». Дрожащая тётка вылезла из-за руля и больше туда не села, как я её ни уговаривал. На этом  занятия она закончила, а муж доучился до экзаменов, но не сдал  их  с нескольких попыток.
         Пришла как-то на учёбу бабушка – профессор семидесяти двух лет. Маленькая, шустренькая. Дело было зимой, она садилась за руль, снимала обувь, надевала толстые шерстяные носки – иначе, по её словам, она не чувствовала педалей... и поехали! « Поехала « она быстро, занятии на третьем, Экзамены сдала с первого раза. Вот вам  и семьдесят два года!
         Другой пример. Начал я обучать молодого парнишку ( лет не больше двадцати ). Сразу начались мучения. Никак не получалось трогание с места, никак у него не получалась работа с педалью сцепления. Нам давно пора ездить по дорогам, а мы всё учимся плавно  отпускать сцепление. Я решил выезжать с ним на дорогу, кадый раз контролируя учебной педалью включение сцепления. Однажды, не успел я поставить ногу на педаль, как этот орёл так тронулся, бросив сцепление, что у моего сиденья оборвало его крепление к полу, меня отбросило навзничь  на пол, отломанное сиденье оказалось сверху на мне, когда я выбрался из автомобиля с огромным желанием надрать отроку уши, то только заметил его быстро удаляющуюся по улице спину. Больше он на занятия не приходил. Так что возраст ученика – понятие относительное.
        Однажды одна мадам, отзанимавшись со мной занятия три, не больше, обратилась к директору с просьбой сменить ей мастера. Обосновала она свою просьбу тем, что я подавляю её волю своим строгим  взглядом и отношением и , вообще, мы по гороскопу антиподы. Воля клиента – закон, мадам от меня убрали. Вместо неё дали тётеньку необъёмных размеров, добродушную как родная мама. После одного из напряжённых занятий она заявила :
  - вы знаете, я сегодня чуть два раза не описалась …
  - будьте поосторожней, после вас там будут сидеть другие...
  - а подгузники я для чего надеваю?
Вот так, читатель! Продумано всё до мелочей! Сдала тётка экзамен с первого раза!
        Попал ко мне в обучение с очередной группой сорокалетний мужчина интеллигентного вида . Оказался он редактором какой-то муниципальной  газетки. Всё бы ничего, но апломба у него было на троих. Считал он  себя непогрешимым в своих действиях,  был убеждённым в своей  постоянной правоте. Ездим мы с ним, ездим, а всё получается через пень-колоду. Я начинаю понимать, что он меня не слушает, делает всё по своему. Останавливаюсь, пытаюсь разъяснить всю пагубность для учёбы его действий. Вижу по выражению его лица, что мои увещевания на него никакого воздействия не оказывают и слышу в ответ: « вы ко мне придираетесь –
я езжу лучше, чем хожу «. Оп-паньки! Ответ сразил меня наповал. Потом он стал отвечать так почти на каждое моё замечание . Ну,что же, вольному – воля. Откатались мы честно весь курс, а на выходе получили пшик. После последнего занятия пришлось посоветовать ему записаться на курсы ходьбы, чтобы подтянуть её
до уровня езды. После трёх попыток сдачи экзаменов он исчез с моего горизонта.
         На экзамене в ГАИ инспектор  говорит моей девочке-ученице, что экзамен по вождению она не сдала. Девочка страшно расстроена и начинает канючить, выпрашивать у  инспектора положительный балл:
       - ну, пожалуйста, спросите меня что-нибудь, мне обязательно
         надо сдать экзамен !!!
       - инспектор, улыбаясь:  « что такое кардан? «
       - знаю, знаю, радостно восклицает соискательница положительного балла – так зовут собаку в нашей автошколе !
       Однажды слесарь, у которого я постоянно ремонтировал свой автомобиль, сказал мне, что его знакомая поступила по его совету в нашу автошколу. Сейчас она учит теорию, а на вождение будет проситься ко мне в группу. Он просил, чтобы я подготовил её так, чтобы экзамен она сдала с первого раза. Объяснял обстоятельства:её муж недавно умер. Осталась машина, весна на носу, детей надо возить на дачу. Работает она ювелиром на «Русских самоцветах», так что и за дополнительные занятия заплатить сможет. Пришлось согласиться – товарищескую взаимовыручку никто ещё не отменял
        Протеже слесаря оказалась почтенной матроной лет сорока, пахнущей дорогими духами и весьма прилично одетой, аккуратно посещавшей занятия. Занимались мы с ней старательно, но добиться стабильности в вождении мне никак не удавалось:то что-то забудет, то тронуться не может, то создаст аварийную ситуацию. Помня просьбу слесаря я как-то, занятий за пять до конца обучения, завёл разговор на тему о том, что пора ехать так, чтобы не допускать досадных ошибок, из-за которых успешная сдача экзамена в ГАИ может оказаться род вопросом. Я старался выяснить, что ей мешает, может быть есть какие-нибудьпожелания,могущие помочь нам в достижении желаемой цели? Она в ответ, как-то смущаясь,посетовала на то, что она чувствует себя неловко из-за того, что я слишком культурно с ней разговариваю. В ответ на мою просьбу разяснить ситуацию, ученица сказала, что она комфортнее себя  чувствуект и быстрее всё схватывает, когда с ней общаются на матерном языке,что мастер на работе с ней только на нём лет двадцать  разговаривает.
             После такого заявления я сказал, что согласен перейти на матерщину с условием, что и она сделает то же самое. Слышал бы кто наш разговор! Со временем мы даже как-то вошли во вкус, но,что самое удивительное, тётка поехала, и ещё как поехала – сдерживать приходилось! Экзамен сдала блестяще. Вот и поди догадайся, чего человеку для счастья не хватает.
             Вершиной своей деятельности на этом нелёгком поприще с гордостью считаю то, что обучил вождению глухонемого человека,сдавшего зкзамен в ГАИ с первой попытки.
             Долго я отбивался в директорскрм кабинете от предложен-
ной мне перспективы – заниматься с глухонемым учеником. Победа в споре оказалась не на моей стороне. Пришлось согласиться, хотя я не имел малейшего понятия, как мне учить бедолагу.Тут со слышащими и к тому же говорящимидураками так намаешься, что сам становишься таким же как они.
             Пришёл на занятия скромный худощавый мужичок лет тридцати. небогато, но аккуратно одетый. Я к его приходу приготовил стопку двенадцатилистовых тетрадей, чтобы общаться с ним.Мне было неизвестно, умеет ли он читать по губам. Даже если бы и умел, то глядя как я шевелю губами, наворотил бы на дороге таких дел… Первое, что мне в нём понравилось – то, что трогаться с места он научился моментально. Я понял – он очень чутко чувствует вибрацию двигателя и при трогании c места  никогда не заглушит его. Стопка тетрадей закончилась нежиданно быстро. Но я к тому времени придумал свою азбуку жестов. Сжимаю кулак – тормозим, разжимаю – едем, нажал на бедро правой ноги – прибавляем газу, ударил ладонью по правой ноге – уменьшаем газ. Ошибся – кулак под нос, похвала – погладил по затылку. На каждое действие – свой знак. Заниматься с ним мне было интересно и легче, чем со многими здоровыми. Экзамен он сдал с первого раза.Сдал на проспекте Металлистов, выскочил из автомобиля и, размахивая руками, бросился бегом, утопая по пояс в снегу, в поле. Его шапка была у меня. Догнав его в сугробе, я увидел счастливое улыбающееся лицо, залитое слезами. В этот момент я понял,что проживаю жизнь не напрасно.


Рецензии
Это доброе дело, согласен, хоть и тяжкое. Недавно читал воспоминания Мореаса о том, как он грузовик учился водить. Интересно сравнить!- http://www.proza.ru/2015/10/01/1868

Михаил Бортников   10.10.2015 21:03     Заявить о нарушении
Михаил! Спасибо за интерес к моему сочинительству. По Вашему совету прочёл воспоминания Мореаса на нашу общую тему. Прекрасно понял его переживания ( я начинал тоже на ГАЗ-51). Описано всё очень подробно - я бы так не смог.

Станислав Змачинский   11.10.2015 17:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.