Город детства

   Как-то случилась у меня миниатюра о памяти чувств.
   А сейчас хочется поделиться размышлениями о другой памяти человеческой. О памяти души.
   Совсем недавно, в теплый августовский денёк, пришлось мне съездить по работе в небольшой подмосковный городок. От железнодорожной станции прошлась пешком до дома культуры, что заняло минут 20. И обратно - пешком. Каким трогательным оказалось для меня это маленькое путешествие!
   На улицах почти безлюдно, редкие прохожие идут не спеша. Понятно, что практически всё население городка работает в Москве, и днём никого не встретишь.
   Дом культуры - небольшой, похож на поселковый клуб. От него идёт улица со старыми трёх-четырёхэтажными домиками, окрашенными в желтый цвет. Сразу вспомнилось гоголевское описание провинциальных русских городков. Вдоль дороги посажены ясени, липы, каштаны. На улицах побольше - тополя. Асфальт тротуара кое-где вспучен и покрыт трещинками из-за разросшихся древесных корней. От жаркого солнышка деревья укрывают тенью. Тихо, мирно, сонно. Ближе к станции начинают попадаться торговцы фруктами-овощами, арбузами и дынями.
   Мальчишки проносятся на велосипедах. А на окне первого этажа дремлет кошка.
   И, словно машина времени, память переносит в детство, в любимый Кременчуг.
   Каждое лето меня привозили к бабушке и дедушке на каникулы в этот город в Восточной Украине. Бабушка с дедушкой жили в "хрущёвке" на Первомайской улице. Это теперь она называется "вулыця Першотравнэва". Город украшен пирамидальными и серебристыми тополями, усажен шелковицей и абрикосовыми деревьями.
   Кременчуг - город курортного типа, стоит на берегах Днепра. Там был настоящий украинский базар, куда приезжали торговать селяне. У них всегда было всё самое свежее и вкусное. Запомнились мне маленькие сладкие арбузы по 10 копеек. Теперь их нигде не купишь. А еще - большие мясистые помидоры. Вот, такую помидорину взять бы, да с чёрным хлебушком и с солью! Ничего больше не надо!
   На троллейбусе можно было доехать до речного вокзала. А можно было дойти пешком по улице Ленина до Приднепровского парка, где работали аттракционы. Покататься на колесе обозрения, пройтись по набережной. Еще можно было сходить на городской пляж, который между речным вокзалом и большим автомобильно-железнодорожным мостом через Днепр.
   У дедушки была моторная лодка и место на лодочной станции. Он всегда брал меня с собой, когда я гостила у них. Дедушка научил меня рыбачить, управлять моторной лодкой. Какое счастливое то было время!
   Сейчас нет уже ни бабушки, ни дедушки. Осталась квартирка в "хрущёвке". Даже того двора, который был в детстве, уже нет. Там "воткнули" еще один дом. А раньше, помню, столько у меня там было друзей, мы столько вместе играли, бегали, лазили по деревьям и заборам! В центре двора росла старая огромная плакучая ива, на которой жили большие чёрные длинноусые жуки "скрипачи". Наш балкон выходил как раз на этот двор, и бабушка постоянно "проверяла", как я там. Звала с балкона обедать или - домой, вечером. Напротив балкона, через двор, росла дедушкина абрикосина, которую он вырастил из косточки. Она была очень плодоносна, с крупными абрикосами.
   А дальше двора, через пустырь и гаражи, был стадион. А за стадионом, между четырьмя пирамидальными тополями, по вечерам садилось закатное солнце. И темнело очень быстро. Но во дворе загорались фонари, и продолжался стук домино о столик напротив четвёртого подъезда, где собирались старики. Женщины, собиравшиеся на скамейках возле подъездов, заканчивали "лузгать" семечки и вести свои интересные беседы и расходились по домам. В воздухе стоял непередаваемый запах украинского лета, впитавшийся в моё сердце на всю жизнь. Ночное небо было чёрным, а не синим, как у нас в Подмосковье, и всё усыпано яркими звёздами. Из-за своих детских воспоминаний я очень люблю описание украинской ночи у Гоголя.
   И особые отношения у меня остались с Днепром. Приезжая в Кременчуг, я каждый день навещаю моего старого друга. Часами хожу по берегу, разговариваю с ним. Вспоминаю дедушку, нашу лодку. Провожаю солнце, утопая в закате и вслушиваясь в шелест вод моего внимательного собеседника. Днём прогуливаюсь по мосту, протяженность которого километра полтора-два. С моста видны лодочная станция и док, а также останки старого моста.
   Помню, брал меня дедушка с собой на лодочную станцию, мы шли через железнодорожные пути, мимо вокзала и водонапорной башни. Дедушка всё время шутил: "Ну, как там наша башня? Стоит?" За железной дорогой начинался район Занасыпь, построенный годах в 70-х. Для меня хорошим ориентиром был высокий дом с огромным изображением головы Ленина на торце. Переходя через Занасыпь и шоссе, мы оказывались у лодочной станции. А обратно мы всегда ходили другой дорогой, через туннель, где мне надо было обязательно хоть раз громко крикнуть. Дедушка часто на обратном пути играл со мной в "нашу" игру. Я пряталась за его спиной, а он всю дорогу шёл и вслух "переживал", куда же внучка-то делась? А дома подходил к зеркалу и восклицал: "Ой, а чьи это там ноги у меня за спиной?!" Поворачивался боком и видел в зеркале меня. Мы смеялись и шли обедать. Бабушка очень хорошо и вкусно готовила, и обед всегда был просто царским!
   Да... Всё проходит. Но остаётся память. И она постоянно отыскивает в чужих городах кусочки родины и детства. Родиной можно назвать родные места, которые так дороги сердцу. Большая благодарность памяти за то, что дарит эту, понятную только тебе самому, радость. Светлые воспоминания успокаивают душу. И она их бережно хранит.
   Вот, этим и хотелось мне поделиться о памяти души.

21.08.2011


Рецензии
У каждого из нас есть свой город детства.
И помним и любим почему-то именно его, каким бы он ни был...
Всего Хорошего, Людочка!

Светлана Рассказова   30.01.2013 10:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.