Моя книжная полка 31

Евин Сын «Референт» http://proza.ru/2009/01/31/237
«Когда вот так на фронте военные люди подолгу сидят без дела, то случаются различные – самые бредовые и нелепые приключения. Человеческая натура такова, что ей всегда требуется активное действие. Иначе она жить не может. Правда, начальство к этому относится спокойно и с пониманием. Лишь бы не было идеологической подоплёки и нарушения уставной законности. А на всё прочее закрывает глаза. Вот и нас оставили в покое до поры до времени».

«Мы были буквально опьянены от осознания того, что выжили в этой гигантской человеческой мясорубке. Ты знаешь, студент, что такое война? Молчи и не говори. Всё, что ты видел в кино, это всё – враньё. Абсолютно всё, что навыдумывали и наснимали – не соответствует реальной действительности. Так что ни хрена тебе не известно. Война – это смерть, смерть в самом жутком её обличье. Это постоянное напряжение и ожидание собственной смерти. Это кровь, боль и страх. Кто это пережил сам – только тот поймёт. Война – это нескончаемый ужас. Так что нужно нас понять. Все мы были живые люди, молодые здоровые парни с соответствующими нашему возрасту стремлениями и желаниями. Да и культура в нас была советская – не были мы чопорными английскими лордами».

«И пока я доставал свой ТТ, сумел разглядеть белобрысого немчика в гражданском. Он стоял у дальней стены погреба, широко расставив ноги и направив на меня ствол MP-40. А вот дальше случилось невероятное.

Я увидел жёлтое пламя, факелом вырвавшееся из ствола. Из пламени появилась медного цвета пуля и, медленно прочерчивая пространство, направилась прямо мне в сердце. Я видел, как сгущается и расступается конусом перед её круглым тупым носом воздух, как он свивается позади неё в перекрученную струну, и как за пулей тянется дымный след. Я видел, как автомат медленно колыхнулся в руках сучёныша, и видел, как медленно движется затвор на обратном ходе и выбрасывается блестящая гильза, из опустевшего чёрного нутра которой клубится сизый дым. Но я не слышал никаких звуков, кроме громких ударов собственного сердца и звона крови в ушах. Я был не в состоянии думать ни о чём. Просто я осознал, что если не сумею уклониться в сторону от линии огня – мне конец. Я сделал шаг влево и побежал на немчуру. Я бежал так быстро, как никогда в жизни до этого не бегал. Мир вокруг меня замер…»

«- Вроде бы всё на месте, – словно читая мои мысли, заговорил Михалыч. – Свет поставлен грамотно. Хвалю. Объём передан хорошо. С композицией тоже порядок – правило “золотого сечения” соблюдается. Модель повёрнута в три четверти – для неё это, пожалуй, наиболее выигрышный ракурс. И с резкостью замечательно – глазки переданы резко, а всё остальное – в размытии. Фон не рябит, от главного не отвлекает. Так всё-таки, чего здесь не хватает, а?
Я молчал.
- Души не хватает. В этой работе нет души. А душа в художественном портрете – это главное. Ведь художник пишет не сходство – он пишет душу. Не важно, чем он пишет – кистью или светом. Я считаю, не умеешь показать душу – иди снимать на документы. Душа там не нужна. Нужно лишь внешнее сходство. … Портретист должен понять и показать лучшее, что есть в человеке. Лучшее в его душе. Даже некрасивого внешне человека можно показать лучше, чем он есть – надо лишь суметь разглядеть его душу».


Евгения Серенко «Молитва» http://proza.ru/2011/08/20/1361
««Ты знаешь какую-нибудь молитву?» - спросил лейтенант. «Нет», - ответил шофер.
Следующая очередь прошла чуть правее...
«Господи, - прошептал лейтенант. – Помоги нам...»
И от отчаяния, от мгновенного понимания того, что больше  не будет ничего - ни Победы, ни дома, ни любви, ни жизни... – он неожиданно для себя запел.  «ША-лан-ды пол-ны-е ке-фа-ли...» Сначала медленно, тихо, потом все громче и громче. «Я! Вам! Не скажу! За всю! Одессу!...»
Мессер снова зашел им в лоб ...»


Евгения Серенко «А годы летят...» http://proza.ru/2011/06/15/159
«– Вот я тебе что расскажу!  Вчера к нам привязалась  цыганка: «Давайте, я вам погадаю!» Я, конечно, обрадовалась, а Нинка:  «Мы торопимся, мы торопимся...» - и тащит меня за собой. Цыганка засмеялась и говорит: «Да успеете вы на свою электричку!  Давайте, погадаю...» А Нинка: «Нет, спасибо. Мы в это не верим». «Ну, как хотите, – говорит цыганка. – Но  кое-что я вам все-таки скажу. Вот у тебя – это она мне – по жизни будут два особых числа – пять и шестнадцать. А тебе – это  Нинке – не мешало бы спуститься  с небес на землю...» Представляешь? Пять и шестнадцать!
   - Ерунда какая! – заявил он.
   -Тебе все ерунда! Ты – как Нинка...
   - Ладно, ладно, - примирительно сказал он. – Конечно, по теории вероятности...
   - Да не нужно никакой теории! Сказано же – пять и шестнадцать! Вот увидишь!
   - Ладно, ладно... Поживем – увидим.
    Пожили.  Увидели.  Его день рождения – пятого,  Милы – шестнадцатого. Их дочерей – шестнадцатого и пятого. Поженились они тоже пятого. Кто его знает! Может, и вправду знала что-то эта цыганка?»


Агзам Камилов «О времени» http://proza.ru/2011/04/22/1019
«Машгал Хушвакт. Узбекистан.

Идет Время – убийца
дней.
Нет – едет, на колеснице своей.
То и дело
куда-то торопится
по пути – через мое тело.

Вновь и вновь оно проезжает.
Лишь безмолвно за ним следишь.
Вот только колеса оставляют
на лице раны – следы.

Перевод А.Камилова».

Калян_ «Танк» http://club.foto.ru/
Фотографии военных лет 1941-1945 гг.


Рецензии