Недоросль. На вытоптанной ниве критики сети
Наивная молодость, назовем ее так. Не обижайтесь, сейчас принято, буде ты вумный человек, все чуть старше себя называть наивным. Да даже первый «Quake» кажется наивным, а сколько лет назад он был? Фигня все, не о том речь. Интернет, уютные жежешечки, прогрессивный фейсбучина на полочке, птичий твит по утрам и контакт в любое время суток – вещи, изменившие все. В том числе и просмотр фотографий.
Смотрели «Социальную сеть»? Я вот смотрел. Как там выражался Цукерберг на тему введения фотоальбомов и комментариев? Кобыла пусть припомнит, у ней башка большая. А мне времени жалко – анализировать форму запроса, лезть в сеть и выспрашивать цитату. В любом случае, началось с фэйсбука (если не с фэйсмэша, дай бог памяти) и изменило все эти старые-добрые посиделки над книжецей с уголками для вставки фотоснимков. Но давайте все же на нескольких примерах из того же Вконтакте пройдемся по теме.
Начнем с того, что если вы не обладаете фрэндлентой из самых интеллигентных и образованных людей, то с некоторым явлением вы сталкивались. Иначе говоря, признак первый: бессвязность.
Бессвязность проявляется во многих аспектах. Начиная с того, что за «недостатком» времени люди комментируют понравившийся фото-арт шаблонами. Где такие шаблоны впитываются даже людьми, впервые зашедшими в этот сектор паутины – мне доподлинно неясно. С бору по сосенке, овчинка с выделкой, свечи и игра. Сам таким увлекался, признать не стыдно. Хотя читать такие комментарии – все же иногда вгоняет в краску юного циника. Это я о себе, если что. Редко встретишь что-нибудь необычное. Потому что как правило, внезапно появившуюся изюминку все сразу растягивают в копирайт, копилэфт и прочие копипасты. И то, что вчера вызывало у человека гордость – смотрите, как сказанул! – завтра или через неделю будет смотреть на него из коментов под его же фотографиями. Возмущение бесполезно – если уж быть въедливым, то патент на это высказывание никто не выправлял и оно в кратчайшее время стало достоянием общественности. Впрочем, тут и патент не спасет, наплюют глубоко с высокой колокольни.
Признак второй: краткость. Опять упираемся в так называемую «нехватку времени». Это отдельный грех из серии самообмана и лени, о нем потом. Никто не будет писать сочинение на тему «О, да это же мой троюродный дядя Сёма, с которым мы такого леща летом тысяча девятьсот лохматого года леща поймали с мою руку длиной! Он еще тогда…». Вру, есть такие люди. Но их быстро закидывают продуктами жизнедеятельности – самый умный мол? Хорош выёживаться. Мы тоже умеем, но только ты вот бездельник при том, что три работы динамишь, а мы на одной вкалываем как рабы во славу и на благо. Молчи в тряпочку.
Признак третий: тусклость. В чем-то сроден с первым. Людям «не до того», они проявляют признак интереса и оный теряют. Разве что некоторое время в тишине будет раздаваться однообразный звук: fap-fap-fap… Потом утрутся и напишут поэму в сокращении о красоте и чистоте фотографии. При этом никто не думает о чистоте речи, новизне образов и прочих неважных мелочах. Хорошо, если фраза классика на язык вылезет.
Признак четвертый: лицемерие. Маме вашей и на хутор не упало, простите, рассказывать, что дядя Игнат был хорошим человеком. Она просто старалась замалчивать его постоянные шашни с Иркой-лавочницей и не упоминать о запойности мужика. Мал, дескать, знать такие вещи. А теперь, не мать конечно, но найдутся люди, которые утрут цифровую слезу и будут рассказывать, что к Ирке от Клавы своей бегал, ууу, стерва! А пил от безысходности! И ладно бы, если просто привнесут эти факты. Но нет же, будут создавать полное впечатление, что не сам он спился и по бабам пошел, а все непреодолимая мерзость жизни, вах, а он белый с голубым отливом, крылья сложил и скорбил о невинно убиенных. А уж про злобствующих маленьких девочек я вообще не хочу особо говорить. в первой десятке коментов «подружке» – какаааая же ты красавица! А в личку людям такое о красавиец приходит, что хоть стой, хоть падай.
Признак четвертый: посторонняя информация. Скажите, вам когда-нибудь приходилось разговор, начатый над фотографией покойно бабушки Веры, заканчивать спором о преимуществе колонок «Arrhythmia» над стереосистемой «Genialis»? Я и не такую бесовщину иногда наблюдал. Стоит хозяину снимка перестать направлять беседу в нужное русло и вы уже начинаете обсуждать футбол, баб-с, цены на продовольствие, кто куда поедет летом и планы на вечер пятницы.
А вам приходилось видеть, как папа вдруг ни с того ни с сего начнет над своим армейским снимком рекламировать всем присутствующим толи секс по телефону, толи развод наивных?
Признак пятый: информативность. Вспомните, если у вас такое было, как видели с семьей над альбомом. Бывали снимки, над которыми семья молчала. Но по лицам можно многое понять. Как минимум отшение. А что, я вас опять спрошу, можно понять по пустым коментам и орде сердечек под фотографией?! Что все любят репринт картины «Последняя ночь Гитлера» или что все поддерживают вашу подпись под ней в стиле «Я ненавижу две вещи: фашизм и евреев»?
Признак шестой, обещанный: «нехватка времени». Это отдельная болезнь, которую я даже не способен с ходу обозвать хотя бы на родном языке, если не на отборной латино-медицинской матерщине. Разве раньше для просмотра фотоальбома вы не выделяли часть времени, отрывая себя от дел? Иногда и важных. Иногда вы сидели в одиночестве, иногда – всей семьей. А если не могли, то находили как отбрехаться, честно или не очень. А теперь как? Заходишь в фотоальбом, открываешь фотографию. Смотришь ее так и эдак. Думаешь, что написать. И тут появляется рационально-генитабельная мысль: «Жалко обижать, не написав ничего. Хм, поставлю сердечко. А может написать? А что я напишу? Пару слов, которые не передадут меня, такого замечательного? А писать роман в коментах я не стану. Решено – сердечком обойдутся!». Это что бы потом сидеть и обновлять три-четыре раза в минуту свою страницу, ожидая от кого-то сообщения или комента.
Признак седьмой: ханжество и скрытность. Если вы не скучающая пубертатная девица. Если вы не закомплексованый юнец. Если вы заходите в сеть с кокретными целями и занимаетесь только ими, то вы врядли на себе такое прочувствовали. Это когда тебе предлагают откомментировать чьи-то фотографии. Ладно, зайдем и откомментируем, бес с вами. Месяц спустя, новые фотографии, тот же призыв. Недоумение: а почему я должен это делать? Как-то односторонне получается. Ладно, рука не отвалится ляпнуть пару раз «красиво» под фотоотчетом с выставки военной техники. Спустя три месяца. Опять?! Ну уж нет, сиди там одна над своим репортажем в графике с выставки кошек!
Выводы вынесу отдельно. Не стоит экономить на написании речи под фотографией. Нет, я не фанат долгих дебатов под фотографией «Я голая курю план, одновременно пытаясь рисовать картину маслом и сверлом». Но все же стоит для себя выделить хотя бы один вид фотографий, ради которых можно и не испугаться цветистого оборота, длины своего эссе и правдивости, с которой все это звучит. Оно того стоит, даже если в ответ ты не получишь ничего. Это того стоит просто потому, что не все вещи измеряются метрической или еще какой системой. Не стоит теряться среди шаблонщиков и нехватайвременщиков
Так что если вы все же по зависящим от вас причинам и иным променяли большой семейный фотоальбом на цифровой просмотрщик, то хоть не теряйте отношения к этому таинству погружения в прошлое.
Свидетельство о публикации №211082100203