Недоросль. На вытоптанной ниве критики сети

Вы видели этот сравнительный комикс? ну, который сейчас наверху. Наверняка видели. А может быть и нет. Наверняка вам взгруснулось и вздохнулось. А может быть и нет. Смотрите еще раз – по сути ведь верно. Однако там не затронута еще одна тема. Вы помните, как с сыном иди матерью, дочерью или отцом, да даже с баубшкой энд дедушкой просматривали семейный фотоальбом? Это покойный дядя Паша, это Сёма, твой двоюродный брат, это твоя жена в детстве а это твой муж – выпрашивает сладкого. Так или иначе, скорее всего у вас была когда-то такая статья досуга. Никаких громких фраз или особого юмора. Только теплые улыбки, грусть, внезапное молчание от воспоминаний…

Наивная молодость, назовем ее так. Не обижайтесь, сейчас принято, буде ты вумный человек, все чуть старше себя называть наивным. Да даже первый «Quake» кажется наивным, а сколько лет назад он был? Фигня все, не о том речь. Интернет, уютные жежешечки, прогрессивный фейсбучина на полочке, птичий твит по утрам и контакт в любое время суток – вещи, изменившие все. В том числе и просмотр фотографий.

Смотрели «Социальную сеть»? Я вот смотрел. Как там выражался Цукерберг на тему введения фотоальбомов и комментариев? Кобыла пусть припомнит, у ней башка большая. А мне времени жалко – анализировать форму запроса, лезть в сеть и выспрашивать цитату. В любом случае, началось с фэйсбука (если не с фэйсмэша, дай бог памяти) и изменило все эти старые-добрые посиделки над книжецей с уголками для вставки фотоснимков. Но давайте все же на нескольких примерах из того же Вконтакте пройдемся по теме.


Начнем с того, что если вы не обладаете фрэндлентой из самых интеллигентных и образованных людей, то с некоторым явлением вы сталкивались. Иначе говоря, признак первый: бессвязность.

Бессвязность проявляется во многих аспектах. Начиная с того, что за «недостатком» времени люди комментируют понравившийся фото-арт шаблонами. Где такие шаблоны впитываются даже людьми, впервые зашедшими в этот сектор паутины – мне доподлинно неясно. С бору по сосенке, овчинка с выделкой, свечи и игра. Сам таким увлекался, признать не стыдно. Хотя читать такие комментарии – все же иногда вгоняет в краску юного циника. Это я о себе, если что. Редко встретишь что-нибудь необычное. Потому что как правило, внезапно появившуюся изюминку все сразу растягивают в копирайт, копилэфт и прочие копипасты. И то, что вчера вызывало у человека гордость – смотрите, как сказанул! – завтра или через неделю будет смотреть на него из коментов под его же фотографиями. Возмущение бесполезно – если уж быть въедливым, то патент на это высказывание никто не выправлял и оно в кратчайшее время стало достоянием общественности. Впрочем, тут и патент не спасет, наплюют глубоко с высокой колокольни.

Признак второй: краткость. Опять упираемся в так называемую «нехватку времени». Это отдельный грех из серии самообмана и лени, о нем потом. Никто не будет писать сочинение на тему «О, да это же мой троюродный дядя Сёма, с которым мы такого леща летом тысяча девятьсот лохматого года леща поймали с мою руку длиной! Он еще тогда…». Вру, есть такие люди. Но их быстро закидывают продуктами жизнедеятельности – самый умный мол? Хорош выёживаться. Мы тоже умеем, но только ты вот бездельник при том, что три работы динамишь, а мы на одной вкалываем как рабы во славу и на благо. Молчи в тряпочку.

Признак третий: тусклость. В чем-то сроден с первым. Людям «не до того», они проявляют признак интереса и оный теряют. Разве что некоторое время в тишине будет раздаваться однообразный звук: fap-fap-fap… Потом утрутся и напишут поэму в сокращении о красоте и чистоте фотографии. При этом никто не думает о чистоте речи, новизне образов и прочих неважных мелочах. Хорошо, если фраза классика на язык вылезет.

Признак четвертый: лицемерие. Маме вашей и на хутор не упало, простите, рассказывать, что дядя Игнат был хорошим человеком. Она просто старалась замалчивать его постоянные шашни с Иркой-лавочницей и не упоминать о запойности мужика. Мал, дескать, знать такие вещи. А теперь, не мать конечно, но найдутся люди, которые утрут цифровую слезу и будут рассказывать, что к Ирке от Клавы своей бегал, ууу, стерва! А пил от безысходности! И ладно бы, если просто привнесут эти факты. Но нет же, будут создавать полное впечатление, что не сам он спился и по бабам пошел, а все непреодолимая мерзость жизни, вах, а он белый с голубым отливом, крылья сложил и скорбил о невинно убиенных. А уж про злобствующих маленьких девочек я вообще не хочу особо говорить. в первой десятке коментов «подружке» – какаааая же ты красавица! А в личку людям такое о красавиец приходит, что хоть стой, хоть падай.

Признак четвертый: посторонняя информация. Скажите, вам когда-нибудь приходилось разговор, начатый над фотографией покойно бабушки Веры, заканчивать спором о преимуществе колонок «Arrhythmia» над стереосистемой «Genialis»? Я и не такую бесовщину иногда наблюдал. Стоит хозяину снимка перестать направлять беседу в нужное русло и вы уже начинаете обсуждать футбол, баб-с, цены на продовольствие, кто куда поедет летом и планы на вечер пятницы.
А вам приходилось видеть, как папа вдруг ни с того ни с сего начнет над своим армейским снимком рекламировать всем присутствующим толи секс по телефону, толи развод наивных?

Признак пятый: информативность. Вспомните, если у вас такое было, как видели с семьей над альбомом. Бывали снимки, над которыми семья молчала. Но по лицам можно многое понять. Как минимум отшение. А что, я вас опять спрошу, можно понять по пустым коментам и орде сердечек под фотографией?! Что все любят репринт картины «Последняя ночь Гитлера» или что все поддерживают вашу подпись под ней в стиле «Я ненавижу две вещи: фашизм и евреев»?

Признак шестой, обещанный: «нехватка времени». Это отдельная болезнь, которую я даже не способен с ходу обозвать хотя бы на родном языке, если не на отборной латино-медицинской матерщине. Разве раньше для просмотра фотоальбома вы не выделяли часть времени, отрывая себя от дел? Иногда и важных. Иногда вы сидели в одиночестве, иногда – всей семьей. А если не могли, то находили как отбрехаться, честно или не очень. А теперь как? Заходишь в фотоальбом, открываешь фотографию. Смотришь ее так и эдак. Думаешь, что написать. И тут появляется рационально-генитабельная мысль: «Жалко обижать, не написав ничего. Хм, поставлю сердечко. А может написать? А что я напишу? Пару слов, которые не передадут меня, такого замечательного? А писать роман в коментах я не стану. Решено – сердечком обойдутся!». Это что бы потом сидеть и обновлять три-четыре раза в минуту свою страницу, ожидая от кого-то сообщения или комента.

Признак седьмой: ханжество и скрытность. Если вы не скучающая пубертатная девица. Если вы не закомплексованый юнец. Если вы заходите в сеть с кокретными целями и занимаетесь только ими, то вы врядли на себе такое прочувствовали. Это когда тебе предлагают откомментировать чьи-то фотографии. Ладно, зайдем и откомментируем, бес с вами. Месяц спустя, новые фотографии, тот же призыв. Недоумение: а почему я должен это делать? Как-то односторонне  получается. Ладно, рука не отвалится ляпнуть пару раз «красиво» под фотоотчетом с выставки военной техники. Спустя три месяца. Опять?! Ну уж нет, сиди там одна над своим репортажем в графике с выставки кошек!

Выводы вынесу отдельно. Не стоит экономить на написании речи под фотографией. Нет, я не фанат долгих дебатов под фотографией «Я голая курю план, одновременно пытаясь рисовать картину маслом и сверлом». Но все же стоит для себя выделить хотя бы один вид фотографий, ради которых можно и не испугаться цветистого оборота, длины своего эссе и правдивости, с которой все это звучит. Оно того стоит, даже если в ответ ты не получишь ничего. Это того стоит просто потому, что не все вещи измеряются метрической или еще какой системой. Не стоит теряться среди шаблонщиков и нехватайвременщиков
Так что если вы все же по зависящим от вас причинам и иным променяли большой семейный фотоальбом на цифровой просмотрщик, то хоть не теряйте отношения к этому таинству погружения в прошлое.


Рецензии