11. В. И. Агошков. Царь Борис Годунов 1598-1605

11. В.И. Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1991)

ЦАРЬ БОРИС ГОДУНОВ (1598—1605)

Когда разнёсся по Москве слух о кончине Феодора Ивановича, то москвичи горько оплакивали его: добродушного и набожного царя, народ, по словам летописи, высоко чтил и любил. Патриарх, бояре и народ отправились в монастырь, где слёзно просили Годунова принять власть. Борис говорил: «Мне и на ум никогда не приходило о царстве...». Он уехал к войску под Серпухов, где собирались биться с крымским ханом.
Однако боя не было: хан бил Борису челом. Годунов проявлял щедрость: знати — парчу, бархат, шёлк; воинам — деньги. Под шатрами — пиры на серебряной посуде. Все были «без ума» от Годунова. Впрочем, отправляясь в войска, Годунов убивал двух «зайцев»: с одной стороны, показывал патриотизм, а с другой — свою силу! Венчание на царство было отложено до 1 сентября, поскольку новый год тогда начинался именно в этот день. Борис Годунов после венчания воскликнул: «Бог свидетель тому, что никто в моём царстве не будет нищ и беден!»
Новый царь был высок ростом, плечист, круглолиц, с чёрными волосами и бородой. Имел внушительный вид и царскую осанку, речь его была очень мягка, порою даже льстива, но глаза внушали страх и повиновение.

Но никакими щедротами не мог он убить молву о том, что им сгублен последний отпрыск царского дома: зарезан Дмит-рий. Может быть, поэтому из немцев был составлен сильный отряд телохранителей. А в присяге были такие слова:

«Мне над государем своим, царём, и над царицею и над их детьми в еде, питье и платье и ни в чем другом лиха никакого не учинить, зелья лихого и коренья не давать и не велеть ни-кому давать; людей своих с ведомством, со всяким лихим зельем и кореньем не посылать, ведунов и ведуний не добывать на государское лихо; также государя царя, царицу и детей их на следу никаким ведовским мечтанием не испортить, ведовством по ветру лиха не посылать и следу не вынимать».

То, чего так боялся Борис Годунов, произошло: лихое время началось именно во время его царствования! Царь позволял иностранцам свободно торговать в России, вести просвещение. Возник проект учреждения университета. Но монахи говорили, что земля Русская велика и обширна и ныне едина в вере, обычаях, и в речи; если же и иные языки, кроме родного, появятся среди русских, то в стране возникнут распри и раздоры. На Запад посылались русские студенты, в Россию приглашались искусные доктора и аптекари.
Р.Г. Скрынников отмечает и другие заслуги царя. При Борисе расцвела Немецкая слобода на Кокуе, в предместье Москвы. Немцы выстроили себе кирху по протестантскому вероисповеданию. Некоторые русские стали брить бороду. Монахи высказывали великое возмущение, а сам царь поощрял это. Годунов соорудил в Кремле водопровод с мощным насосом. Огромный колокол так и не был поднят на столп колокольни Ивана Великого из-за его тяжести. Благодаря поддержке Годунова раскрылся талант архитектора Фёдора Коня, под руково-дством которого строители опоясали Белый город в Москве мощными каменными стенами с 27 башнями.

Борис участвовал в закладке Смоленской крепости. Печатались книги в разных городах. Люди восхищались речами царя, который, тем не менее, не любил тратить время на болтовню. Был очень привязан к детям, в отличие от Ивана Грозного. Не пил. Даже враги, отдавая должное Годунову, писали, что у него было множество великих замыслов и только неблагоприятные обстоятельства помешали ему их осуществить.

11. В.И. Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1991)
Сверено с оригиналом.
*


Рецензии