Зелёный шар

Валентина Кужелева

Приближался Новый год. В углу стояла огромная, до самого потолка, ёлка. Смолистый дух от неё, распространившись по всей комнате, приятно щекотал ноздри, и ожидание новогоднего праздника радовало нас. Я достала старую запылённую коробку, и мы с Анютой стали разбирать ёлочные игрушки.
И чего здесь только не было!
Красноголовые грибочки, разноцветные шары, золотистые шишки и рыбки, фонарики, матрёшки, Снегурочка и Дед Мороз.
— Мама, смотри, какой смешной клоун, — расхохоталась дочка. — Рот — до самых ушей.
— Да, — сказала я невесело.
Анюта посмотрела на меня удивленно.
— Тебе он не нравится, мамочка?
— Нет, почему же? Нравится, — ответила я.
— Сейчас я тебе найду самую красивую игрушку, — сказала малышка, порылась в коробке и достала со дна большой зелёный шар.
— Красивый, правда, мамочка? — спросила она, протягивая его мне. — Зелёненький, как травка, и светится!
— Очень красивый! — сказала я и поцеловала дочку.
— А почему ты такая смурная? Смотри, ёлочка внутри шара светится.
— Мне этот шар напомнил одну грустную историю.

* * *

Было это много лет тому назад, под самый Новый год. Я шла из школы и любовалась новогодней улицей. Кругом было белым-бело. Холодные белые мушки щекотали мне лицо, садились на брови, ресницы, забирались за шиворот. Я высунула язык и шаловливо ловила их, наблюдая, как они тают от моего тепла. Заснеженные прохожие шли мимо с ёлками, подарками и улыбались мне. От счастья я подпрыгивала и стала напевать какую-то песенку.
На главной площади, брызгая разноцветными огнями, крутилась огромная ёлка, стряхивая с себя снежинки. А они все садились, падали и падали, будто невидимый Дед Мороз сыпал их из своего огромного сита. Где-то играла музыка. Слышался хохот ребятни, катающейся с горки. Сверкали витрины магазинов, украшенные ёлочными лапками, ватным снегом, цветными гирляндами. Я остановилась у одной из витрин и стала разглядывать ёлочные игрушки. Они все светились и, будто улыбались мне.
Но тут моё внимание привлек большой зелёный шар с маленькой ёлочкой внутри. Он лежал посредине витрины и горел ярче всех игрушек. Таинственный зелёный свет от него падал на матрёшек, клоунов, которые тоже светились нежной весенней зеленью.
Я долго стояла у витрины закрытого магазина, заметаемая снегом, а на другой день купила его.
Радости моей не было конца. Маме и папе шар тоже понравился. Только старший брат Борька пренебрежительно скривил губы, будто проглотил лимон.
С шаром я не расставалась до самого вечера. Спрятав его в карман фартука. Я. то и дело, вынимала его, подносила к окну, рассматривая внутри малюсенькую ёлочку. И казалось мне тогда, что волшебный зелёный огонёк его светится где-то внутри меня, и какая-то тихая светлая радость заполняла всё моё существо.
Вечером мы с мамой стали наряжать ёлку.
Прежде чем повесить на ветку зелёный шар, я бережно обтёрла его ватой, погляделась в него, как в зеркало, и, увидев своё отражение, расхохоталась. Мама, глядя на моё счастливое лицо, тоже рассмеялась:
— Ох, и глупышка ты у меня!
Повесила я шар на нижнюю ветку, чтобы лучше его было видно на ёлке.
Тут с улицы пришёл Борька.
— Смотри, какая в этом году у нас красивая ёлка, — сказала мама.
— Это потому, что на ней зелёный шар висит, — говорю я.
— Удивили... Ёлка как ёлка, — сказал равнодушно Борька, засовывая в рот пирожок, который успел стянуть на кухне со стола.
Однако, когда мама вышла из дома, уселся на стул возле ёлки и стал играть с зелёным шаром, пощёлкивая по нему ногтём.
— Перестань, Боря, ты разобьёшь, — попросила я его. Но он продолжал забавляться с шаром, делая вид, что не слышит меня.
— Боречка, миленький, пожалуйста, не надо, — умоляла я. — Стеклянный — разобьётся ведь.
Но он щёлкал по зелёному шару всё сильнее, словно ему доставляло удовольствие дразнить меня.
Шар уже сильно раскачивался на ветке и, задевая игрушки, мелодично позванивал.
Зашаталась потревоженная ёлка. 3адрожали на ней, как от испуга, иголки.
— Что ты делаешь? Перестань сейчас же! — закричала я и вцепилась ему в руку. Но он с силой отшвырнул меня. Я упала на пол.
А шар раскачивался всё сильнее, и вместе с ним плясали и звенели другие игрушки.
— Придёт мама — всё расскажу! — захлёбывалась я слезами от обиды и боли. Но мама, как назло, не шла.
— Ябеда, беда, беда, — насмешливо пропел Борька и так ударил по шару, что тот столкнулся со смеющимся клоуном и зелёным дождём посыпался с ёлки. Отчаянию моему не было конца. Собирая зелёные стекляшки, я омывала их слезами.
Пришла мама, постыдила Борьку, пожалела меня. На этом, кажется, всё бы и кончилось, да только я никак не могла успокоиться.
Ночью к нам пришли нарядные гости встречать Новый год. Нас с Борькой на этот раз не уложили спать, как всегда. Мы сидели за столом со взрослыми и в двенадцать часов встречали Новый год. Но это меня не радовало. Я смотрела на нижнюю ветку, где висел мой любимый шар, и тихо вздыхала.
А ночью во сне я видела свой зелёный шар, только он не давался мне в руки, а всё летел-летел куда-то... Я бежала за ним и никак не могла догнать, ловила и не могла поймать. А безногий клоун смеялся надо мной, сверкая стеклянными зубами. Проснулась я вся в слезах и увидела над собой встревоженное лицо мамы.
— Ты кричала во сне, — сказала она, поглаживая меня по голове. — Посмотри, что я тебе купила. Она протянула мне светло-зелёный шар, чем-то похожий на прежний.
— Красивый... правда?
— Да, красивый, спасибо, мамочка, — сказала я. — Только тот был лучше.

* * *

— Мама, — вскричала Анюта. — Так это тот шар, что подарила бабушка?
— Он самый! Жаль только, что бабушки твоей уже нет с нами.
Анюта бережно обтёрла его тряпкой и повесила на ёлку:
— Не беспокойся, мамочка, его никто теперь не разобьёт.

рисунок: Антонина Гаденова


Рецензии