Рассеянный в израиле колено левия

                ОСОБАЯ МИССИЯ

   Когда Ездра, "книжник, сведущий в законе Моисеевом", собрал команду, чтобы идти в Иерусалим, то, осмотрев народ и священников, "из сынов Левия никого там не нашел".
  В Иерусалим же Ездра отправлялся из Вавилона с особой миссией. Ее цель была обозначена в письме, врученном ему царем Артаксерксом:"От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его, и из левитов, желающий идти с тобой в Иерусалим, шел с тобою.
  Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей...".
  Далее следовало указание вести в Иерусалим все пожертвования Иерусалимскому Храму, которые соберет Ездра в Вавилонской области, всякую утварь для него, "и прочее потребное для дома Бога твоего, что ты признаешь нужным".
  Это нужное Ездра имел право затребовать даже из царских сокровищ. А везти все собранное для Храма должны были священники и левиты, тем более, что Ездра постеснялся, как он выразился, просить у царя охрану, считая, что Господь Бог сам будет покровительствовать путникам.
  И вот выяснилось, что левитов как раз и нет. В самом Иерусалиме они были, поскольку ушли туда вместе с Зоровавелем, внуком предпоследнего царя Иехонии, и участвовали при освящении вновь построенного Храма.
  У Ездры задача была другая. Он, считающий себя самым сведущим в законе Моисеевом, отправлялся в Иудею и Иерусалим, чтобы сделать именно все, как полагается по закону Моисея, ибо не был уверен, что, кроме него, кто-то знает закон настолько глубоко, как он.
  Обнаружив, что в составе экспедиции нет левитов, Ездра призвал наиболее влиятельных священников и ученых и дал им поручение - идти к Иддо, "главному в местности Касифье, и вложил им в уста, что говорить", чтобы они "привели к нам служителей для дома Бога  нашего".
  Поручение было выполнено (еще бы, имея на руках письмо царя, разговаривать с подчиненными нетрудно!), и из двух известных в той местности родов левитов - Шеравии и Хошавии - привели тридцать восемь человек. А также двести двадцать нефинеев:их предки когда-то по распоряжению Давила помогали левитам в храмовых службах.
  Сам Ездра принадлежал к священническому роду, который вел свою линию от Аарона. Левиты, которых заставили идти с ним, происходили из рода Мерария, третьего сына Иакова Левия.
  Левий пришел в Египет, уже имея взрослых сыновей:Гирсона, Каафа, Мерари.
  Судя по всему, самым плодовитым оказался Каааф:в Египте у него родилось четверо сыновей - Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.
  Амрам, в свою очередь, стал отцом Арона, Мариам и Моисея (их мать приходилась отцу не только женой, но и тетей).
  Впрочем, Моисей от столь почетной, но нелегкой задачи попытался отказаться, приводя аргумент за аргументом, в частности, ссылаясь на свое косноязычие, и на то, что евреи просто не станут его слушать. Кто он для них такой?
  И в самом деле, Моисей сорок лет был в изгнании, а до этого жил при дворе фараона. Отсюда его "косноязычие", а, скорее всего, незнание еврейского языка.
  Ясное дело, что для евреев он в сущности был чужим человеком, которого они встретят в лучшем случае весьма неприветливо. И, кстати сказать, в адрес Моисея, когда он начал призывать к уходу из Египта, были упреки населения в том, что из-за его речей жить народу стало хуже. Фараон и его начальники, недовольные тем что люди отвлекаются от работы, винят их в безделье и налагают на них дополнительное бремя.
  Тут-то и пригодился Аарон, который, вероятно, постоянно жил в Египте, и никуда надолго не отлучался, и был, в сравнении с Моисеем, своим для евреев.
  Господь определил ему такую роль:"И будет говорить он вместо тебя к народу Итак, он будет твоими устами;а ты будешь ему вместо Бога".
  Потом Он повысил "статус" Моисея, а заодно, естественно, и Аарона:"Смотри, я поставил тебя Богом фараону,а Аарон, брат твой, будет твоим пророком".
  Правда, на пророка Аарон вряд ли тянул. И человеком он был, судя по всему, довольно слабохарактерным, что подтверждают дальнейшие события. Когда после Исхода Моисей поднимается на гору Божью и отсутствует там сорок дней (видимо, столько времени ушло на изготовление скрижалей и написание на них десяти заповедей), Аарон легко уступает требованию народа и изготавливает золотого тельца, вокруг которого потом устраивается шумное веселье.
  Держа ответ перед вернувшимся Моисеем, "Аарон сказал:да не возгарается гнев господина моего;ты знаешь этот народ, что он буйный". И далее подробно рассказывает, что ему говорил народ,- "сделай нам бога, который шел бы перед нами";ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось". И что он им ответил и сделал:"И я сказал им:"у кого есть золото, снимите с себя". И отдали мне;и я бросил в огонь и вышел этот телец".
  Колено левитов, наряду с коленами Рувима и Симеона, помогало Моисею готовить Исход, и, вероятно, в большей степени, чем потомки Рувима и Симеона:все-таки родственники, произошли от одного корня - Левия, третьего сына праотца Иакова. И неудивительно, что колено Левия было избрано в помощники целиком, стало "Божьим", коль на Моисея-левита была возложена Господом такая миссия.
  Поэтому, желая наказать народ за тельца, Моисей и призвал к себе только Господне колено, велев левитам пройти по стану и каждому поразить своего брата своего, друга и ближнего. Всего в этой бойне погибло около трех тысяч человек. Моисей, можно сказать, повязал левитов круговой порукой.
  И, видимо, до поры-до времени левитов это устраивало, может, даже придавало чувство особой гордости, что они выделены от всех, что они - на особом положении.
  Но все изменилось, когда Моисей посвятил в священники Аарона и его сыновей, и установил непререкаемую иерархию отношений в самом колене левитов. Отныне власть священников, или, как их еще называют, коэнов (жрецов) передавалась по наследству. И только те, кто происходил по линии Аарона, имел право быть священником, а остальные левиты - только их помощниками.
  В свое время, готовясь к отходу в мир иной, Иаков гневно обрушился на Симеона и Левия, главных виновников Сихемской трагедии. И пожелал не только разделить их, но и рассеять в Израиле.
  И то, и другое пожелание праотца сбылось. Симеон обрел себе нового союзника - Иуду, а Левий, уже "отсеянный", вновь был разделен, на этот раз в самом колене. Потомкам Левия, не происходящих от Аарона, разрешалось помогать коэнам вести различные службы в скинии собрания, где стоял ковчег завета, а позже в Храме, быть певцами, но никогда - священниками.
  Им давалось право получать десятину от других колен сынов Израилевых, но из нее они должны были выделять десятину для священников.
  Права и обязанности левитов были многочисленны и закреплялись в законе Моисеевом, и вряд ли они предполагали, что окажутся по сути на вторых ролях:целое колено, а верховодить всем будут лишь небольшое число их же прямых соплеменников. Разве для этого они помогали готовить Исход?
  Ясно, что рано или поздно, но должен был грянуть бунт. И он грянул. Его возглавил Корей, сын Ицгара, который был вторым сыном Каафа.
  Восставших было двести пятьдесят человек, самых именитых в том обществе. "И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им:полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?".
  Бунт Моисею удалось подавить, а бунтовщиков уничтожить, хотя о Корее в иных библейских текстах иногда проскальзывает оговорка, что Корей не был уничтожен, что маловероятно:это скорее принятие желаемого за действительное. Но забыть его, а тем более простить бунтовщиков, Моисей никогда не мог, и едва вспоминал о нем, разражался гневной тирадой.
  Когда Гад и Рувим пришли к нему просить уделы, он поначалу заподозрил их в том, что они замыслили что-то нехорошее, как  и то "отродье", явно вспомнив Корея.
  Несомненно, гнев и обида Моисея на Корея хорошо были известны всем израильтянам. Поэтому пятеро девиц из колена Манассии, придя к Моисею тоже просить свои уделы, сразу поспешили сказать, что их покойный отец в бунте Корея не цчаствовал, чем явно смягчили его сердце, и их просьба была удовлетворена.
  Левиты же права на получение уделов были лишены.
                Продолжение следует
 

 


Рецензии
Шалом, Галина!

Свои тексты все же нужно перечитывать.

"Впрочем, Моисей от столь почетной, но нелегкой задачи попытался отказаться, приводя аргумент за аргументом, в частности, ссылаясь на свое косноязычие, и на то, что евреи просто не станут его слушать".

От какой задачи, Галина? Где у тебя о ней сказано?

"И в самом деле, Моисей сорок лет был в изгнании, а до этого жил при дворе фараона. Отсюда его "косноязычие", а, скорее всего, незнание еврейского языка".

Не знаю, кто первый выдумал эту залепуху (что Моше не знал иврит), но широкое распространения она получила после бредовых выдумок Фрейда.
Ты не замечаешь, что нарушена логика?
Зачем Моше хорошее знание иврита, если Бог посылает его к фараону с требованием отпустить народ. А Моше отказывается, ссылаясь на косноязычие.
Следуя твоей логике (точнее логике этого невменяемого психолога) Моше как раз таки на языке египтян должен был плохо говорить, что совсем уж невероятно, так как вырос во дворце.

А косноязычие Моше имеет объяснение и попроще и посложнее. Но к знанию языков не имеющее никакого отношения. Неплохо было бы, Галина, поучиться читать Тору на иврите и держать текст перед глазами, тогда бы не было таких нелепых предположений.

ЯЗ.

Яков Задонский   24.04.2016 22:16     Заявить о нарушении