Переходный возраст из сборника чистосердечное приз

            Переходный возраст.
Восьмой «А» ехал на уборку картофеля в деревню. Для мальчишек это был настоящий праздник. Ещё бы!  Целых две недели жить вольготно, без вечной опеки родителей и учителей, уроков и домашних заданий.

Часть пути ехали поездом, а уже до самой деревни - машиной. В грузовик садились с веселым криком и смехом. На лавках-досках всем места не хватило, и Славка пристроился на опрокинутом ведре. Рядом оказалась Ирка -  высокая, стройная отличница с красивыми светло-русыми волосами, собранными на затылке в хвост.

Когда Славка предложил ей присесть к нему на колени, она без колебаний устроилась поудобнее. Он ощутил девчоночье тепло и от переживаемых чувств молчал. Ирка же болтала с подругами как ни в чём не бывало.
У Славки в голове крутились мысли: «А Ирка - симпатичная девчонка. Даже очень. Как это я раньше не замечал? Может, закадриться? Да не получится - она высокомерная…»

Нельзя сказать, что у Славки не было до этого подружки. Была и не одна, ведь он уже в седьмом классе играл в ансамбле на танцах в соседней школе, бывал в компаниях, где симпатизировал некоторым девчонкам и провожал после прогулок домой.

В классе, правда, у него симпатий не было, да и одноклассницы относились к своим мальчишкам с прохладцей. Они всё больше «бегали» за старшеклассниками – для них это был верх успеха.

Когда показалась деревня, Славка пожалел, что дорога оказалась недолгой - он не успел даже поговорить с Ирой.
Школьников местный управляющий развёл группами в 5-7 человек по избам, где их уже ждали гостеприимные хозяйки.

**********************************
Вечером все вышли на улицу знакомиться с собаками и достопримечательностями сельской жизни. Само собой, все пути-дорожки школьной и местной молодёжи сошлись в клубе, который представлял собой просторную избу с лавками.

Через некоторое время кто-то уже играл в деревенскую игру «ремешок», кто-то шептался в углу, некоторые просто громко кричали песни.
Когда стало темнеть, Славка приблизился незаметно к Ире и предложил проводить её. Она согласилась.

Шли медленно, болтая о всякой, ничего  не значащей ерунде.
Сначала добрели до одной окраины деревни, а затем ушли в другую сторону. Так продолжалось до тех пор, пока Славка не отважился на штурм. Но штурм не состоялся.

Он обнял Иру и несмело прижал к себе, а она не противилась… Ходили молча по улице обнявшись, а затем присели на лавку возле дома.

Когда они, наконец, поцеловались, Славкино сердце замерло от счастья. Так можно было обниматься и целоваться, казалось, вечно. Внезапно их осветил фонарик:
-Кто здесь? – услышали они голос классного руководителя Зои Семёновны, которую многие называли за глаза Зося.
-Это я, Зоя Семёновна…, - ответила Ира.
-Ира? С кем это ты?
Славка вынужден был отозваться.
-А-а-а… Понятно... Ира, время уже позднее, долго не гуляйте.
-Хорошо, сейчас идём…

**********************************
Вечерами Славка гулял с парнями, а когда темнело, встречался с Ирой. Они уходили целоваться на дальний край деревни, под деревья старого заброшенного сада.
Чёрная кошка встала на Славкином пути неожиданно. До отъезда оставалось два дня, и Зося сообщила, что надо сходить в контору соседней деревни и получить заработанные классом деньги.

Для похода за деньгами она назначила Таню, а затем, выждав паузу, спросила, кто из мальчиков желает сопровождать даму.
Многие бы хотели прогуляться с Таней, но никто из мальчишек сам вызваться на такой подвиг не рискнул.
Считалось, что она самая красивая девчонка в классе, хотя это было не совсем так.

У неё было множество явных и тайных поклонников не только в классе, но и в школе, и по этой причине иногда происходили ссоры и даже драки.

В неё был влюблён Славкин одноклассник Алька – это все знали. Но мало кто знал, что ещё больше страдал от безответного чувства сын военкома Витька Царёв - Царь. На него Таня вообще не смотрела, хотя и жили в одном доме. Поэтому, ему приходилось всячески скрывать своё подлинное отношение к этой девчонке.

Надо было видеть глаза влюбленных мальчишек, когда Зося сказала, что с Таней за деньгами пойдёт Слава. Здесь было всё: ненависть и зависть, злость и отчаянье, и просто растерянность.

Ира никак не отреагировала. Во-первых, потому, что была умнее многих в классе и, во-вторых, потому, что жила в одном доме с Таней и дружила с ней.
Славке бы отказаться, но разве откажешься, если есть возможность побыть в компании первой классной красавицы? В свои четырнадцать лет Славка не почувствовал никакого подвоха в предложении Зоси, не сумел сориентироваться, и с размаху влетел в расставленные сети.

Это сулило ему большие неприятности, которые он, наверное, всё же заслужил. Его согласие сопровождать Таню означало, как бы, предательство по отношению к Ире и грубое попирание чувства «мужского» самолюбия Танькиных ухажёров. Но что делать, Славка не задумываясь послушно выполнял чужую волю.

Ничего особенного в пути не произошло. Даже  когда Славка на руках перенёс Таню через грязь, у них не возникло никаких взаимных сближений...
Вернулись поздно вечером, и это обстоятельство чрезвычайно усугубило вину Славки.

Днём Царь обрабатывал мальчишек, живописно фантазируя, как, мол, приятно парочка проводит время в лесу. В разговор постепенно включались все, кто с шуткой, кто с намёками.

Кто-то высказал идею набить Славке морду. Да и как не набить! Все чувствовали себя оскорблёнными. В результате «набить морду Славке» посчитали делом справедливым и почти решённым.

Первый же вопрос Славке был явно провокационного свойства:
-Ну, как там у тебя с Танькой?
-Да никак. Нормально сходили.
-И между вами ничего не было? А чего ж так долго?
-Да ничего не было. Правда, перенёс её на руках через лужу, - засмеялся Славка.
-Говори, говори. Наверное, всё-таки…
-Да пошли вы к чёрту!
После ужина все вышли на крыльцо. Царь о чём-то стал шептаться с массивным Женькой Грачёвым – Пончиком. Пончик отличался силой, соответствующей весу тела, но по характеру был очень мягким и незлобивым.
Затем, Царь, обернулся к Славке:
-Славка, Пончик обиделся на тебя, что ты его послал к чёрту. Говорит, что морду набьёт.
-Я его никуда не посылал, но если надо, я сам ему физию набью. 
-Жеха, ты слышал, что он сказал?
Все, особенно Царь, стали подначивать Пончика, но он всё никак не мог разозлиться. В конце концов, его просто вытолкнули к Славке. Тому с Пончиком, конечно, не справиться, но делать было нечего, и они, выйдя во двор, встали друг перед другом.

Царь настойчиво совал в руки Пончика солдатский ремень, а тот не менее настойчиво отводил «царскую» руку.
-Бей.
-Сам бей.
-Начинай.
Драка, к огорчению многих, не состоялась. У Пончика не было причин к мордобою, а у Славки и подавно. Через пару минут оба сидели на крыльце и мирно разговаривали.

Но Царь, конечно, не был удовлетворен, и решил отомстить иначе.
Перед самым отъездом он, как бы невзначай, рассказал Ире, что Славка, якобы, носил Таню на руках и что у них там «что-то было».

Она тут же выяснила у своей подруги, что ничего «такого» не было. «Значит Славка, скотина, наврал мальчишкам. Наверное, и обо мне трепался…» - думала оскорблённая гордыня.

*************************************
Вскоре начались занятия, и в первый же день после уроков Славка подошёл к Ирке и предложил ей вечером погулять.
Та вдруг резко заявила:
-Так бы тебе и врезала.
-За что?
-Сам знаешь, за что. Я с тобой не разговариваю и тебя не знаю.

Скорее всего, Ира с самого начала не думала продолжать дружбу со Славкой, просто считала его недостойным этого. Но Славка…

Ошеломленный таким оборотом, ничего не понимая, он поплёлся домой. Интрига, начавшаяся в деревне, получила своё продолжение и развязку уже в школе…

***********************************
Наступила зима, и озеро встало, а значит, пришла пора хоккея. Славка играл не очень хорошо, да и на коньках катался так себе, но всегда участвовал во всех играх с одноклассниками.

Лучше всех гонял шайбу авторитетный, хотя и трудно обучаемый Малыга.
Однажды во время игры он сильно толкнул Славку. Тот, падая, зацепил ногу обидчика и также опрокинул его на лёд.

Оба вскочили, сцепились, но драться не стали и разъехались. Славке сразу расхотелось играть, и он поехал к берегу снимать коньки.

Царь такого момента упустить не мог и упрекнул распалённого Малыгу:
-Что же ты не двинул ему?
Этого было достаточно чтобы догнать Славку и напасть сзади. Толпой свалили его на лёд и стали бить, кто чем. Особенно старался Царь, хотя и играл в одной команде со Славкой…

Славка ковылял домой с разбитыми губами и оплывшими глазами. Рядом шёл его сосед Боб и говорил, что ничем помочь не мог, так как нападавших было много. Это было слабое утешение.

**************************************
В школе он появился с огромным «фонарём» на опухшем лице. Возле двери в классе стоял Царь. Увидев Славку, он что-то весело стал рассказывать окружавшим его мальчишкам. Ещё бы! Именно он больше всех усердствовал в написании Славкиного «портрета».

Этих мерзких ухмылок Славка стерпеть не мог, развернулся и ушел домой.
В обед пришла мать, но он ей ничего не сказал. Когда во дворе залаяла собака, Славка выглянул в окно и увидел Зосю, Иру и ещё несколько девчонок. Он пулей нырнул в подпол и затаился.

Ему было стыдно и противно. В эту минуту он ненавидел всех и себя в особенности. Мать молча наблюдала бегство сына, но ничего не сказала.
Славка услышал, что Зося с девчонками вошли в дом.
-Здравствуйте. Мы зашли узнать, не случилось ли чего со Славой. Он сегодня не был в школе.
-Как не был в школе? Вообще-то я видела, что он весь в синяках. Наверное, из-за этого и не пошёл. Кстати, вы не знаете, за что его побили?
-Да мы и сами хотели узнать, что произошло. Передайте ему, чтобы он в любом случае приходил в школу. Мы разберёмся.
«Как же… «Разберёмся»... Знаю я, как вы разберётесь», - думал Славка.
Делегация удалилась. Мать стала упрекать вылезшего из подпола Славку:
-Кончай дурить. Чтобы завтра шёл в школу, а не то батьке скажу, он тебе ещё добавит. Вот, ваши принесли домашнее задание.

Скрепя сердце, Славка на следующий день пошёл в школу. Одноклассники делали вид, что ничего не произошло: видно, с ними поработала Зося. Лишь Царь всяческими ужимками и ухмылками напоминал о случившемся…

************************************
В душе Славки поселилась неприязнь ко всем и всему в школе. Посещение уроков тяготило, хотя раньше школа привлекала его возможностью общаться со сверстниками. Теперь всё было иначе. Окончательно он отбился от классного стада зимой.

Как-то раз он встретился с бывшим одноклассником, дважды второгодником и знатным хулиганом по прозвищу Спека.
Тот поинтересовался, за что побили Славку, а затем, важно покуривая и сплёвывая сквозь зубы, пообещал:
-Ладно, не унывай. Если что, помогу. Будь спокоен.

Этой же зимой Славка стал ходить на каток на стадионе.
В выходные дни  вечером там собиралась молодёжь со всего города. Звучала музыка, светили прожектора, работала раздевалка. Было всегда шумно и весело.

На катке часто знакомились, назначали свидания и встречались юные влюблённые парочки. Держась за руки, они скользили на коньках, накручивая круг за кругом, не замечая времени.
Как и везде, где много молодёжи, здесь случались драки и, как это обычно бывает, причиной были, конечно, девушки.

Славка познакомился с симпатичной девчонкой, и намеревался проводить её после катка, а пока катался только с ней.
Перед самым закрытием, когда он вышел в узенький коридорчик выхода, перед ним возникли Спека и Царь. За их спинами маячило ещё несколько парней. 
-Постой, - остановил его Спека, схватив за плечо.

Спека обычно компенсировал недостаток физической силы либо ножом, либо свинцовым кастетом, за что впоследствии неоднократно бывал в заключении. У Славки к тому времени уже было несколько отметин на руках от Спекиного ножа.

Но в этот раз оказался кастет, и Славка, как подкошенный, рухнул на пол. Над собой он увидел ухмыляющиеся физиономии.
-Получил? Мало тебе? Если надо, ещё получишь!

Затем случилось то, чего Славка никак не ожидал. Спека взял под руку новую Славкину знакомую, и они ушли, о чём-то весело разговаривая. Это обстоятельство совсем добило несчастного…

**********************************
Мог ли Славка после всего, случившегося с ним, верить в дружбу, в любовь, в справедливость?

В школе его уже совсем ничто не привлекало. Даже на выпускной вечер восьмых классов он не пошёл.

К концу учебного года он начал общаться с уличной шпаной, стал играть на танцах во взрослом ансамбле, прикладываться к бутылке, и отношения с девушками были не такие уж безгрешные. Мысли об учёбе надолго покинули Славкину голову.

Он начинал понимать, что окружающие живут по законам волчьей стаи, и всё больше и больше ненавидел их. Правда, и они платили ему тем же...

Ещё много лет Славка терпел поражения, но были уже и победы. Он научился драться и научился бить первым. Бить первым – это главная наука, которой не обучают в школе, она познаётся в процессе жизни.

Он понял, что там, где присутствуют красивые девушки, присутствуют и опасности.

Он научился всё подвергать сомнению, научился не верить людям и ничего у них не просить.

Как ни странно - это шло ему на пользу. Для обитания в стае такие качества просто необходимы.

Так начинал жить молодой гражданин. Так начинали и многие другие…
А могло ли быть иначе?


Рецензии