Фолиант

Шел голодный 1947 год. Страна только, только вышла с войны и всеми силами напрягалась, чтобы побыстрее  ликвидировать ее страшные последствия. Вернувшиеся фронтовики втягивались в трудовые будни и старались во всю, чтобы хоть как то поправить свое материальное положение. Михаль приехал с огромным желанием жить и очень хотел помочь своей семье. Но денег катастрофически не хватало. Продукты были дорогие. Хотелось многое купить и хоть как то начинать новую жизнь. Тут как нельзя кстати Василь Снигур предложил ему подработать с ним в Западной Украине. Да и работа была не пыльная помогать Снигуру по портному делу, а именно пришивать пуговицы, ну может еще какую работу. Вдвоем то сподручнее.
 - Миша ты поедешь со мной на  подработки. Там люди живут богаче, а на заработанные деньги можно будет протянуть до нового урожая.
Ударили по рукам, Миша пошел подмастерьем к своему  же односельчанину.  На перекладных добрались в Львовскую область, и пошли по селам. Тому починять сапоги, другому чего-нибудь пошют. Работы было столько, что в гору глянуть невозможно.
Как то Миша в разговоре с местной барышней  сказал, что может  ей погадать и рассказать ей, что ее ждет в будущем. Марьяна, а именно так звали девушку, сначала не поверила незнакомцу, но потом все-таки рискнула. Она взяла кое-какие харчи и пошла на встречу, так ей хотелось узнать, что ее ждет в жизни.
Михаль еще в 44-м году  проходя по Польше со своим полком, остановился у одной панночки на ночевку, видимо приглянулся ей. А может она увидела в нем какую-то силу и пригласила к себе. Как говорят в сказках и былях тоже, накормила, напоила, расспросила и много чего сама ему поведала. Уже провожая, подошла к шкафу, вынула какую-то старинную книгу в кожаном переплете.
- Эта книга принесет тебе удачу Михаил и много чего она порасскажет о людях и мире, что тебя окружает. Храни эту книгу и береги ее от постороннего глаза и никому не выставляй на показ. С помощью ее ты будешь разгадывать души людские и видеть будущее многих. Вот эти карты, что нарисованы в ней укажут тебе дорогу в этом мире. Храни тебя господь Михаил!
Так напутствовала его панночка и видимо видела она, что ему уготован в жизни большой и тяжелый путь. Михаилу нужно было нести на плечах  минометный ствол, боеприпасы, другую солдатскую амуницию, но книгу он все-таки принес к себе в село и иногда, когда была свободная минутка, заглядывал в нее.
Чудное дело, но когда он ее читал, ему казалось, что уносит его куда-то. Ветер бьет в лицо, вокруг проносятся неведомые тени, и кто-то о чем-то ему нашептывает какие-то секреты.
От природы он был очень способным хлопцем и быстро освоил эту науку, но странное дело, ему уже казалось, что те секреты, которые рассказывает ему книга, он знал всегда. Но еще удивительнее было то, что открывая в очередной рас книгу, он находил в ней новые неведомые вопросы и ответы. Так научился он читать судьбы людские. По картам он мог видеть все, что подсказывала ему книга и  завеса неведения отступала перед ним.
Ну, так вот как говорят в таких случаях, как-то, раз местная барышня пришла к нему, чтобы узнать свою судьбу. Михаил положил перед собой книгу, раскинул карты и посмотрел на свою визитершу. Ему вдруг увиделась вся судьба этой женщины в прошлом и будущем. Там были видны и слезы отчаяния и крики новорожденного, и смерть близких. Но главное это то, что перед ним сидел живой человек, который очень желал для себя счастья. Желание было искренним и это просто захватывало Михаила. Барышня ушла задумчивая и чем-то обеспокоенная. Сильно впечатлил ее этот Михаил своими словами. Мало того на следующий день с ней приключилось событие о котором Михаил прочитал по картам с помощью своей книги. Молва про это событие и про чудного подмастерья прокатилась по ближним селам и к  Михаилу потянулись люди. Молодицы и хлопцы, солидные дядьки и их жены. Дела у Михаила пошли хорошо и уже скоро Снигур сказал своему подмастерью: Миша, я уже и не знаю кто у кого в подмастерьях. Доход то у тебя побольше будет, чем мой. Занимайся уже, чем можешь.
Вернулись они с Западной Украины уже с деньгами. Да и привезли с собой много чего хорошего. Харч тоже был денежной единицей в то время при взаиморасчетах между людьми.
Про ту свою поездку Михаил рассказал, как то мне когда мы сидели за его хлебосольным столом и  рассуждали на множественные темы жизни. Я его затем спросил: « А шо тату, а де ж та Ваша книжка. Чи користуєтеся Ви нею і заре?»
Он так посмотрел на меня и говорит: «Мы еще жили на старой хате и я сделал потайное дно в одной шухлядке и поклав туда книгу, але вона десь поділась. Я думаю, що хтось підгледів як я якось клав книгу і вкрав її у мене. Думаю вона десь по селі ходить».
Затем он долго рассуждал на тему, кто бы мог «поцупити» книгу, но ничего определенного  так и не высказал.
Я понимал, что дед Михаль рассказал мне истинную правду потому, что знал как его уважают в селе. Скажу больше некоторые даже побивались старого и очень хитрого Михаля и не хотели порой даже с ним ругаться.
Однажды я слышал, как проходящие бабы возле его усадьбы остановились и глянув на его справный огород перекрестились и одна тихо покачав головой  сказала: «Наверное Михаль шось знае!»
Совсем недавно я бродил по селу и видел как одна жинка с этого села, ей лет так 50-т сидела на лавочке, у себя на усадьбе. С правого плеча у нее спускалась изумительной красоты коса, которая стелилась по земле еще добрых пол метра. Она читала какой-то фолиант в кожаном переплете.  При моем приближении она спрятала книгу под скамейку и внимательно посмотрела на меня.
Я немного обескураженный тихо с ней поздоровался и пошел дальше мимо усадьбы. Еще долго я чувствовал взгляд этой немолодой, но довольно эффектной женщины живущей здесь, в глубине Житомирского Полесья.
Уж очень пронизывающими были ее зеленые глаза, проникая глубоко в сердце.
Вскоре я узнал, что зовут эту женщину Валентиной. По слухам она обладает какой-то силой и очень легко находит общий язык с любым человеком в селе.
Я подумал, что может быть история повториется  и где-то в селе, на соседней улице побежит такой же праказник с умным виглядом навстречу своей истории в этом новом, но таком старом мире.


Рецензии