Художественная литература

Возникло желание поговорить о Художественной литературе. Сегодня подсчитала: под своей настоящей фамилией я написала 15 учебно-методических книг, большинство из которых имели от трёх до пяти допечаток, плюс один электронный учебник. По опыту знаю, в подобной литературе важны грамотность, стиль, методика, умение скомпоновать (подать) материал, сделать нужные акценты…. Авторов профильной учебной литературы не так-то немного, т.к. сформировать у учащихся знания надо уметь.
Мне кажется, аналогично и в нон-фикшн. Опытные и талантливые авторы не просто дают советы, как позитивно жить, относиться к сексу, к себе, мужу…, что есть/что не есть, как собирать лекарственные травы…; не просто знакомят с аффирмациями, а выступают, прежде всего, психологами. То есть обладают даром убеждения.
Однако в приведённых случаях нет и не может быть художественных ОБРАЗОВ и пр. прелестей художественной лит-ры (допускаю примеры, факты, интересные житейские истории...). Знаете почему?
Потому что техническая, научная, публицистическая, справочная литература – не искусство. Именно художественная литература – искусство.
Художественная литература – это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности (познавательная Википедия).
Отражает, формирует, хранит и передаёт! И делает это через художественные образы и сюжеты посредством художественного слова.
Идём дальше.
Являются ли искусством умения мастера дантиста или ремесленника?
Товарищ Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства», т.к. искусство — это, прежде всего, явление эстетическое. Его сфера — созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия.
Что можно сказать об эстетике современной художественной литературе. К сожалению, она ушла. Усилия большинства писателей направлены на экшн, сюжет, развлекаловку. «Ух, ты! Ах! – восклицает читатель. – Класс! Клёво!» Он проглатывает книгу и… остаётся пустым. У него не пробуждаются ни чувства, ни мысли, ни ассоциации. Нет желания смаковать, вернуться, подумать, отожествить.
Потребление в лучших традициях потребительского общества. Съел, и порядок!
Что делать писателям художественной литературы? Ведь они – часть общества, к тому же, надо жить здесь и сейчас.
Итак, крайние позиции. Один передёрнется и скажет: «Ну, и фиг с вами! Хотите такого пойла, я выдам его сколько угодно. Мне же проще. Ни глубоких образов, ни продуманного сюжета… - экшн он и есть экшн». Другой же плюнет и уйдёт в подполье - «Лучше перейду на хлеб да на квас, чем буду марать честное имя». Все остальные будут в промежутке (ближе или дальше к краям).
Тут уже – прямая зависимость от моральных качеств писателя и от ответственности за свой труд. Одному «хоть трава не расти», лишь бы хорошо было здесь и сейчас. Другой понимает, что в мире ничего постоянного нет, а высокие понятия и чистое имя для него – пустые звуки. И от того, с каким писателем встретится читатель, зависит многое.
Ведь, по большому счёту, писатель художественной литературы – это творец.
Так почему, художественная литература – это искусство, а остальная литература  – не искусство?
Я бы ответила так:
-  для художественной литературы характерна  художественная условность ( принцип художественной изобразительности),
-  ей присуще создание художественных образов,
-  она отражает и осмысливает существующую действительность, творит новый, небывалый, вымышленный мир.
-  она в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника,
-  она является основным хранителем и источником информации в сфере художественной культуры.

В книге Нила Дональда Уолша «Беседы с Богом» я встретила три чудесных предложения:
«Знаешь, почему не существует двух похожих снежинок? Потому что это невозможно. «Творение» — это не «повторение»»

И в заключении фраза, которую бросил писатель Юрий Никитин своим молодым коллегам: «На писателях – огромнейшая ответственность за судьбы – да-да, без хи-хи! – человечества, за выбор его путей. Вы формируете будущее человечества. Каким вы его создадите, таким и будет».
Вот так! Ни больше, ни меньше.
И речь идёт о писателях, рискнувших пойти именно в художественную литературу.


Рецензии
Лен, с удвоенным вниманием буду относиться к вашему творчеству, если скажете мне по секрету: что такое "аффирмация", чесслово первый раз услышал:-))

Александр Курчанов   11.12.2013 02:42     Заявить о нарушении
:-))
Александр, слово "аффирмация" впервые увидела в книгах Луизы Хэй. Это - позитивные настрои. Например, "я - молодой, красивый, успешный мужчина"))))))

Елена Янге   14.12.2013 01:29   Заявить о нарушении
А как тогда будет антоним? - "Я старый, страшный и неудачник"?:-))

Александр Курчанов   14.12.2013 15:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.