Драма или трагедия?

    Учителя (новаторы) считают своей доминирующей целью - привитие учащимся интереса к процессу самообразования.Они, как правило, не проставляют оценок ученикам в общий классный журнал, зная, что этим могут нанести обиду незрелому "неустоявшемуся" уму и усугубить процесс формирования самооценки, и других важных качеств характера индивидуума.На основе этих качеств "фундаментируются" такие приоритеты, в какие и вкладывает свои способности, старания сам учащийся.Используя, в основном, индивидуальный подход и положительные подкрепления, в процессе обучения, учителя (новаторы), проводят дифференцииро- ванный анализ успеваемости (анонимно, в свой личный журнал, недоступный для общего пользования), пробелов в темах, конкретно выявляя слабые звенья, в изучаемом материале и дают посильные задания, из пройденных разделов, тем самым подтягивая учеников к требуемому уровню.Мотивация от этого только повышается.Психика подростка часто - легко ранимая, лучше фиксирует только отрицательные следы эмоционально насыщенных ситуаций (событий). К тому же , "приговор" оценки ниже ожидаемого, всего лишь на один балл, только утверждает (закрепляет) негативную программу, ранее отложившуюся, в подсознании.Всё это, как следствие - занижает самооценку учащегося и в конечном итоге, мотивационная программа перестает работать, если как таковая существует на самом деле.Учащийся прекращает действовать в "позитиве", инициативно, не только в школе, но и в других жизненных средах (ситуациях, обстоятельствах), к тому же, начинает вести поиски "своего успеха" (протест, в форме самоутверждения) в "негативных" (деструктивных) процессах жизнедеятельности.

  Ярлык оценки, выставляемой во время ответа учащегося, на уроке, является своеобразным бичём (по причине обобщения - субъективного фактора), занижающим самооценку ученика и загоняющим его в определённые рамки, ограничивающие его надежды относительно своих способностей.Тем более, что это происходит неоднократно, создавая отталкивающее отношение к учёбе.Следствием же, является полная потеря (интереса) мотивации, к самообразованию, одной из главных составляющих системы формирования целостности личности в период её становления.Также не будет роста и не разгорится "огонь" мотивации к самостоя- тельным действиям, если не ввести в систему образования профориентационную программу, позволяющую, с помощью методов игрового характера, определять слабые и сильные стороны учащегося.Это должно быть отработанным комплексом методик, дающим возможность выбора профессиональной специальности самим учащимся, из нескольких десятков вариантов.Начиная с десяти - одиннадцати лет, необходимо ввести обязательное профессиональное обучение, с практическим освоением навыков данной специальности (профессии).    

  На данный момент всё это проводится (если  проводится) настолько поверхностно, что выпускник среднеобразовательной школы "выходит в жизнь", совершенно неподготовленным человеком.Напрочь отсутствует серьёзность подхода к данному вопросу.В начале переходного возраста, подростку должна быть оказана квалифицированная помощь, позволяющая ему самостоятельно и результативно ориентироваться - прочувствовать и определить поисковую амплитуду в сферах профессий и начать обучение по конкретным программам освоения теоретических и практических навыков.В противном случае, не определившись (а часто, не  получив даже среднего образования), бывший школьник попадает в мир внешней среды полностью не готовым к самостоятельному существованию и тем более - к полноценной жизнедеятельности, с её жёсткими требованиями во многих отношениях.Автоматически - на "арену жизни" вступает "псевдосистема", которая "воспитывает неудачника", одновременно, при этом, якобы выполняя роль работодателя и утешителя.Привыкая к роли "овоща на грядке", большая часть зацикливается и адаптируется к низкопробному уровню мышления и соответствующему образу жизни.От этого легче, в общем итоге, никому не станет...


Рецензии
Думаю, ещё и потому они неподготовлены к жизни, что зачастую в школе поголовно списывают. Знаю от детей. Помогаешь-помогаешь в выполнении заданий, а в классе все спишут, - и учитель доволен. 100% выполнение задания.

Оксана Радчик   23.08.2011 13:49     Заявить о нарушении