1. 9. Тучи сгущаются над Ригой. Тревога

1. 9.  Тучи сгущаются над Ригой. Тревога.
Солдаты быстро собирались и строились на плацу. И вскоре сотни солдат стояли ровными рядами и слушали команды  командиров. Их голоса доносились громким эхом. До Коли донеслось: « Солдаты! Отечество в опасности. Германские войска форсировали Западную Двину (Даугаву) и начали наступление. Нам любыми силами надо удержать Рижский плацдарм».
И еще командиры говорили много громких слов, которые Коля не совсем понимал, но было ясно, что войска готовятся к бою. Когда построение закончилось,  Ян подошел к Коле прощаться. Он говорил сбивчиво, взволнованно: «Проклятые немцы наступают и  хотят захватить Ригу. Но у них ничего не получиться, мы им не позволим, мы будем стоять до конца.  Ну, давай Коля прощаться, жди меня,  и я тебе расскажу, как было или напишу тебе письмо, твой адрес у меня есть. Привет сестренке»!  Яну понравилась Колина сестра Мария и может быть,  он даже в неё влюбился.
Солдаты снова построились  и строем направились к эшелонам,  которые уже были подогнаны на ближайшую станцию и вскоре, дав гудок,  отправились к линии фронта.
Округа сразу опустела и на плацу, бегали лишь дворовые собаки, вынюхивая запахи от многочисленных в прошлом, обитателей военного лагеря.
Осенью Коля  узнал, что под Ригой идут жестокие бои  и очень много солдат погибло. Мимо Колиного дома , каждый день и ночь проходили санитарные эшелоны с ранеными, которых увозили вглубь России. А писем так и не было и Коля уже стал думать, что  Ян наверное ранен, а может быть убит.
Но однажды, эшелон с ранеными остановился на ближайшей станции и все из округи пошли  узнать, что говорят солдаты посмотреть на них. Коля, конечно, побежал с ними. Из эшелона выходили перевязанные солдаты. Кто мог передвигаться, вышли покурить, а местные жители стали их расспрашивать, может они встречали их родных или знакомых. Которые были тоже на фронте. Солдаты были усталыми и немногословными. Но из их рассказов Коля, еще раз  узнал, какие жестокие и  трудные бои были под Ригой, как много солдат погибло.
  Один солдат рассказал, что  позиция латышских стрелков состояла из траншей, оборудование которых не было закончено. И одним утром после сильного артиллерийского обстрела немцы перешли в наступление. Их артиллерия местами разрушила окопы, и около них осталось много убитых, но наши отразили первую атаку немцев и нанесли  им большие потери. После нового артиллерийского обстрела немцы снова пошли в атаку, но вновь были отброшены на исходные позиции. Такие атаки повторялись несколько раз, и постоянно перед траншеями, оборонявшимися нашими стрелками, оставались сотни немецких трупов. После полудня, когда кончились снаряды, а мы понесли большие потери, положение стало еще хуже. Бои почти всюду проходили уже у самых окопов латышей, а на отдельных участках немцам удалось ворваться в траншеи. Несмотря на это, уцелевшие стрелки продолжали удерживать свои позиции.

Другой раненый,  вспоминал: «Резервы нашей бригады были исчерпаны, пришлось полагаться лишь на собственные силы. Неприятельские цепи одна за другой шли на нас. Для нас начался самый ужасный бой. В ход были пущены пулемёты, ручные гранаты, приклады, котелки, камни и кулаки. Но мы доказали свою храбрость и стойкость. В некоторых местах наши стрелки под руководством своих офицеров даже бросались на немцев и с помощью штыков отбрасывали их далеко от наших окопов. Только получив указание командира бригады,  наш полковник дал распоряжение об отходе. Но перед отступлением были собраны последние резервы. Рота, охранявшая штаб полка, связисты и другие стрелки, оказавшиеся у штаба с командиром полка, последний раз пошли в контратаку и отбросили немцев.  И только, после этого наш  полк отступил, но уже не преследуемый немцами».
Но,  о Яне Коля ничего не смог узнать.


Рецензии