Бабушкины сухари

Бабушка приехала к нам в Ленинабад сразу после войны.
Раньше она жила в Баку.
Но дедушка умер, так и не дождавшись Победы, совсем немного не дотянув до неё,
а младший бабушкин сын, мой дядя – семнадцатилетний Илюша, добровольцем ушёл на фронт.

В то время, когда бабушка добиралась до Таджикистана трудными послевоенными дорогами,
дядя Илюша лежал в госптале с тяжёлым ранением. Но мы об этом ещё ничего не знали.
Вещей у бабушки было немного – узелок с одеждой, два альбома фотографий,
книга Максима Горького «Жизнь Матвея Кожемякина» и... мешок сухарей.

Сухари меня заинтересовали больше всего.
Я заглянул в мешок из серой холстины, завязанный шпагатом.
Там лежали старые, частично позеленевшие куски чёрного хлеба, слегка разбавленные остатками белой булки.
- Бабушка Поля, – спросил я, – а зачем ты везла эти сухари?
Ведь с хлебом уже всё наладилось. Говорят, скоро карточки отменят.
Бабушка взглянула на меня с неодобрением. Взгляд у неё был острый и пронзительный.
- Сухари на чёрный день, Рафочка, – ответила она, – надо всегда держать сухари на чёрный день.
Жаль, что твои родители этого не понимают.
- Что ты говоришь, мама?- рассердился отец – Какой ещё чёрный день?
Нечего морочить ребёнку голову.

Бабушка поджала губы.
- Слишком беспечно вы живёте, – возразила она отцу, – чёрный день может нагрянуть в любой момент.
Я смотрел на бабушку с любопытством и жалостью
Мне было девять лет, и я ещё ничего не знал о бабушкиной жизни, о её скитаниях.

Младшая дочь известного адвоката, богатого и всеми уважаемого человека, она в ранней молодости записалась
на акушерские курсы, нарушив волю своего отца, который был категорически против.
Мой прадедушка – человек крутого нрава, не пожалел дочери.
Он выгнал её из дома в одном платьице и без копейки в кармане.
Он думал,что бабушка падёт к его ногам и повинится.
Но ошибся – бабушка унаследовала его характер.

Она предпочла скитания.
Жизнь носила её, сначала одну, а потом с мужем – легкомысленным, неприспособленным к серьёзному делу человеком,
по городам и войнам. Часто не было ни своего угла, ни постоянного заработка.
Менялись власти – белые, зелёные, красные, муссаватисты, англичане. Неизменным был мешок сухарей,
как основа прочного существования.

Да, я ничего этого ещё не знал.
- Какая чудачка, эта бабушка Поля! – решил я.
И отвернулся от мешка с сухарями.
Бабушка  заметила. Она погладила меня по голове и сказала:
- Когда-нибудь поймёшь.

Я давно понял, бабушка. Я сам прошёл через множество скитаний.
В дни гражданской войны в Таджикистане я частенько ложился спать без кусочка хлеба и даже без чёрного сухаря.
Чёрный сухарь в чёрный день. Как бы он пригодился!

Я всё понял, бабушка.
Жаль, что не могу тебе этого сказать.
Но, может быть, ты слышишь?

                Р.Маргулис


Рецензии
Конечно же она слышит каждый раз, когда ты к ней обращаешься!
Как важно, я подумала сейчас, говорить нашим детям, внукам что-то основательное,
что они запомнят на всю жизнь и понесут дальше.
Казалось бы, девятилетний ребёнок, каким ты был тогда,
а помнишь до сегодня.
Да, никогда не можешь знать когда же может наступить этот твой чёрный день...
Дай Б-г, чтобы он больше никогда не случился в твой жизни, Рафаил.

Радостного Первомая, Рафаил!

Пока!

ЛЕЯ

Лея Рлея   01.05.2014 21:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.