Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 54

   А тем временем, ввиду того, что Володя Попрыкин не смог дальше продолжать работать в Бауманском институте из-за серьезных нагрузок в театре ина телевидении, мне пришлось вооружиться и начать помагать Марочке. И тут начался новый этап в моей биографии. Этап серьезной работы на поприще режиссуры. Конечно, Бауманский институт и я - это не история, а совсем недавнее прошлое, поэтому я хочу обратиться к вам, мои дорогие друзья по театральному коллективу, и поведать вам, что эти дни нашей совместной творческой жизни были моими счастливыми днями!

  Я пришел к вам уже в организованный коллектив, который состоял из хороших молодых людей - умных, образованных, культурных, дружных и горячо преданных искусству театра. Этим вас напитали ваши великолепные наставники - Мария Ильинична и Владимир Павлович.
Высокая профессиональность и человеческая чистота этих людей незамедлительно проявилась в ваших работах, в наших отношениях и ваших любви и уважении к ним. Мне необыкновенно приятно было обнаружить это, и я трепетно приступил к общению с вами, стараясь не нарушить то, что было создано. Я увидел и услышал ваши искренние слова и взгляды на мою Марочку - так уж я ее называю в моих записках, - и стало мне очень радостно на душе. Я никогда не сомневался, что она может быть любима и уважаема всеми, кто с ней соприкасался, и может быть столь необходима не только мне, но и всем вам, мои дорогие друзья.
    События и дела театрального коллектива вы знаете и помните лучше меня, почему эти строки пишу не для вас, а, скоре, для себя, чтобы поддержать свой организм сегодня лекарственным действием добрых воспоминаний. А кому-нибудь из вас я бы рекомендовал последовать моему примеру и зафиксировать эту страничку вашей жизни.

     Начал я свою деятельность в институте с композиционной разработки большого концерта, посвященного 40-летию Октября. В нем участвовали все коллективы самодеятельности института. Будучи на гастролях с театром в Новосибирске, где со мной была и Марочка, мы с ней подробно разработали сценарий концерта, а потом уже в Москве, к нам присоединилась Ирина Теплых, которая руководила чтецким коллективом, и довели эту работу до премьеры.

    Концерт прошел хорошо, торжественно, и начальство осталось довольно.
Теперь о начальстве. В первую очередь о директоре Дома культуры института - Константине Иосифовиче Тупицине.
С первых же шагов я был восхищен этой личностью. Он сразу завоевал мои симпатии и уважение, а потом будет козырем №1 для выигрыша в нашей работе. Молодой, красивый, обаятельный, эрудированный с юридическим образованием он поражал своим простым конкретным мышлением. А самое главное для нас, он верил нам, верил нашим вкусам, нашему мировозрению, почему контакт образовался между нами очень надежный. Необыкновенно легко было с ним работать. И мы с Марочкой просто полюбили его. Он все делал, чтобы нашей работе ничто не мешало и чтобы все было, что помагало.

    Со скорбью вспоминаю об этом чудесном человеке, совсем недавно скоропостижно ушедшем из жизни. До последних дней моих буду добром помнить милого сердцу моему Костю Тупицина!

    А пока назад, к началу работы над очень большим ответственным спектаклем, который станет экзаменом на наши режиссерские работы. Это спектакль "Алексей Кольцов". Задумка была грандиозная. Мы решили использовать все художественные коллективы института. Творческий процесс у нас с Марочкой начался в мой отпуск в доме писателей в Комарово под Ленинградом, где мы трудились и великолепно отдыхали.
В этой чудесной местности мы оказались впервые. И все нам улыбались и все нас вдохновляло. Целебный воздух в смешанных лесах и йодистые испарения на берегу Финского залива заряжали нас полнокровным дыханием. Вода и солнце укрепляло наше тело, а постоянные прогулки по живописным дорогам и тропкам радовали глаз. Хотелось жить, хотелось работать. Красивая природа подсказывала нам будущий образ спектакля. Гармония! Да! Надо достигнуть гармонии в соединении театрального коллектива, хорового, балетного и оркестра народных инструментов.

       Шаг за шагом мы разработали спектакль до подробностей: по мизансценам, по кускам действия, по партитуре эмоциональных взрывов и уж, конечно, по всем действующим лицам.
Мы задались идеей, через трагическую судьбу поэта Кольцова показать нелегкую, многострадальную жизнь народа, способного на самоотверженную борьбу против порабощения человеческой личности. Заклеймить все костное, уходящее. Раскрыть красоту и величие человека в его любви к людям, в его огромной душевной силе. И через сверхзадачу - "Истину задушить нельзя" создать образ спектакля, как песнь сердца о любви к человеку, к природе, ко всему чистому, что делает его прекрасным.

   Мы занли, что предстоят трудности в работе с хоровым коллективом, члены которого хорошо поют под руководством Б.О. Дунаевского, чувствуют музыку, но это они делают в статическом положении, и нам предстояло посвятить их в наше искусство, научить их жить на сцене, двигаться по строго заданным мизансценам и коллективно выполнять ту или иную реакцию на происходящие события. Все мы это наметили и зафиксировали. Работали увлеченно и было нам хорошо.
Параллельно я думал об оформлении спектакля. И тут опять помогла окружающая природа. Очень осложнили мою задачу габариты сцены в институте. Она была очень мелкая, поэтому я решил применить Акимовскую хитрость. А в смысле стиля я остановился на Билибине.
Русские национальные костюмы предполагалось брать в театральных костюмерных. Бытовые условия в Комарово у нас были очень симпатичные, Был у нас двухкомнатный номер на втором этаже. Кормили нас очень и очень прилично, почти по домашнему. Народу в доме писателей было не много. Писатели, филологи и критики.

    Приятная у меня была встреча с критиком Цимбалом. Оказалось, он помнил все мои сыгранные мной роли в Ленинградском Театре Комедии. Произошли у нас кое-какие знакомства. Особое удовольствие мы получали от общения с группой филологов. Очень интересные были люди.

   Двадцать шесть дней промелькнули быстро, но, правла, интересно и плодотворно.
И в Москве мы приступили к осуществлению нашего замысла.

  В театральном коллективе мы распределили роли, и, как оказалось, все исполнители были на своем месте. И начали серьезную застольную работу над ролями. С хором и с балетными коллективами мы провели беседы об экспозиции спектакля и той громадной и ответственной их роли в этом спектакле. Очень нам помагали руководители этих коллективов. Особенно Борис Осипович Дунаевский.
Он выбрал песни на слова Кольцова и скрупулезно работал над ними с хором. Алексеев великолепно подготовил оркестр народных инструментов к исполнению русской музыки и по мере надобности аккомпанимента для хора. Балетный коллектив готовил по нашему заданию народные пляски и хороводы. Декорации строились и расписывались.
Для установки света был приглашен Жорж Самойлов, который в результате продемонстрировал свое великое искусство.

    В общем по всем звеньям шла серьезная подготовка к заключительной стадии, когда все это будет приведено к единому целому.


Рецензии