Курилы -острова нашенские

     Курилы – острова нашенские          

     Недавно прочитал в Интернете, что известный российский режиссер, Никита Михалков, в своем блоге назвал Курильские острова военным трофеем и только поэтому мол их нельзя отдавать японцам. Если такое говорят более или менее грамотные представители нации, то что думают простые россияне. Постараюсь доходчиво, на неоспоримых фактах доказать, что мы владеем всеми островами Курильской гряды законно.
    За то совсем непродолжительное время, когда Россия закрепилась на дальневосточных рубежах и её национальные интересы столкнулись с интересами имперской Японии, мы воевали уже несколько раз.
      Первой серьёзной войной была война 1904-1905 года, когда на правах победителя  Япония захватила южную часть острова Сахалина, указав в Портсмутском мирном договоре, что прежние договоры  Японии и России аннулируются. Отторгнув в свою пользу южную часть Сахалина, японское правительство лишилась юридического права владеть Курильскими островами, так как само признало Симодский трактат недействительным.
     Затем некоторое время мы были даже союзниками, так как Япония объявило войну Германии и захватило ряд немецких колоний в Китае.
     С 1918  по 1922 японский экспедиционный корпус ( около 100 тысяч)  оккупировал Дальний Восток и жег, грабил, убивал и вешал всех, заподозренных к симпатиям к большевизму. С северного Сахалина японская армия ушла только в 1925 году, пока дипломаты микадо не выторговали выгодные условия концессий, выкачивая нефть, добывая варварским способом уголь, вывозя лес. Сахалинские концессии действовали до конца 1943 года и только благодаря эти сырьевым ресурсам японцы какое-то время противостояли американцам. А куда шла наша дальневосточная горбуша и кета, которую японцы вылавливали сотнями тысяч - на производство туков - то есть удобрений. Ценнейшая рыба превращалась в навоз.
     Потерпев поражения на Хасане в 1938 и на Халкин-Голе в 1939 японское правительство так и не решилось напасть на СССР в период его тяжелейшей войны с фашистской Германией, хотя согласно секретных договоренностей  с Германией зона размежевания оккупированных районов СССР проходило по Омску.
     Выполняя Ялтинские соглашения и для защиты своих дальневосточных границ Красная армия в августе-сентябре освободила южную часть Сахалина и Курильские острова.
     А теперь факты:
1. На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно неизвестно откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки — о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима <- туйма — «далекий», Фудзи <- хуци — «бабушка» — камуй очага, Цукуба — ту ку па — «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай <- Я ма та и — «место, где море рассекает сушу".Очень возможно, что легендарное государство Яматай, о котором говорится в китайских хрониках было древнеайнским государством.) Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в работах Киндаити Кёсукэ.
       Айны не занимались земледелием, а основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде и в человеческой популяции: не допускать демографических взрывов. Именно поэтому у айну никогда не существовало крупных поселений, и основной социальной единицей была локальная группа — на айнском языке — утар/утари — «люди, живущие в одном поселке/на одной реке». Поскольку для поддержания жизни такой культуре было необходимо значительное пространство природы, то поселения неолитических айнов были достаточно удалены друг от друга и именно поэтому ещё в достаточно раннее время айны расселились дисперсно по всем островам японского архипелага.
     Примерно с середины эпохи Дзёмон на Японские острова начинают прибывать другие этнические группы. Вначале прибывают мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Южного Китая. Мигранты из ЮВА, в основном, говорят на австронезийских языках. Они селятся преимущественно на южных островах японского архипелага и начинают практиковать земледелие, а именно рисоводство. Поскольку рис очень продуктивная культура, то он позволяет жить достаточно большому числу людей на очень небольшой территории. Постепенно число земледельцев увеличивается и они начинают оказывать давление на окружающую природную среду и таким образом угрожать природному равновесию, которое столь важно для нормального существования культуры неолитических айнов. Начинается миграция айнов на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Затем, в конце эпохи Дзёмон — начале Яёй на Японские острова прибывает несколько этнических групп из Центральной Азии. Они занимались скотоводством и охотой и говорили на алтайских языках. (Эти этнические группы дали начало корейскому и японскому этносу.) Согласно японскому антропологу Ока Масао самый мощный клан тех алтайских мигрантов, которые осели на Японских островах, развился в то, что потом получило название «род тэнно».
     Когда складывается государство Ямато, то начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами. (В настоящее время есть все основания считать, что государство Ямато — это развитие древнеайнского государства Яматай. Так, например, исследование ДНК японцев показало, что доминирующей Y хромосомой у японцев является D2, то есть, та Y хромосома, которая обнаруживается у 80 % айнов, но почти отсутствует у корейцев. Это говорит о том, что правили люди дзёмонского антропологического типа, а не яёйского. Здесь также важно иметь в виду, что существовали различные группы айнов: одни занимались собирательством, охотой и рыболовством, а другие создавали более сложные социальные системы. И вполне возможно, что те айны, с которыми позднее вело войны государство Ямато рассматривались как «дикари» и государством Яматай.)
      Противостояние государства Ямато и айнов продолжалось почти полторы тысячи лет. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сэндай, и северная часть острова Хонсю была очень плохо освоена японцами. В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Вот как охарактеризованы айны в японской хронике «Нихон сёки», где они фигурируют под именем эмиси/эбису; слово эмиси по всей видимости происходит от айнского слова emus — «меч»: "Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын — не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах [на деревьях]. Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить — непременно отомстят. Ещё — спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны [Ямато]. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам [Ямато]."Даже если учесть, что большая часть этого текста из «Нихон сёки» является стандартной характеристикой любых «варваров», заимствованной японцами из древнекитайских хроник «Вэньсюань» и «Лицзи», то все равно айну охарактеризованы достаточно точно. Лишь через несколько веков постоянных стычек из японских военных отрядов, оборонявших северные границы Ямато сформировалось то, что впоследствии получило наименование «самурайство».  Самурайская культура и самурайская техника ведения боя во многом восходят к айнским боевым приемам и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный — клан Абэ.
       Только в середине пятнадцатого века небольшой группе самураев во главе с неким Такэда Нобухир; удалось переправиться на Хоккайдо, который тогда назывался Эдзо, (здесь следует отметить, что японцы называли айнов эдзо — ;; или ; — эмиси/эбису, что означало «варвары», «дикари») и основал на южной оконечности острова (на полуострове Осима) первое японское поселение. Такэда Нобухиро считается основателем клана Мацумаэ, который правил островом Хоккайдо до 1798 года, а затем управление перешло в руки центрального правительства. В ходе колонизации острова самураям клана Мацумаэ постоянно приходилось сталкиваться с вооруженным сопротивлением со стороны айнов. Из наиболее значительных выступлений следут отметить: борьбу айнов под предводительством Косямаина (1457 г.), выступления айнов в 1512—1515 годах, в 1525 г., под предводительством вождя Танасягаси (1529 г.), Тариконны (1536 г.), Мэннаукэи(Хэнаукэ) (1643 г.), и под предводительством Сягусяина (1669 г.), а также множество более мелких выступлений. Следует, однако, отметить, что эти выступления, в сущности, не были только «айнской борьбой против японцев», а среди повстанцев было немало японцев. Это была не столько борьба айнов против японцев, сколько борьба жителей острова Эдзо за независимость от центрального правительства. Это была борьба за контроль над выгодными торговыми путями: через остров Эдзо проходил торговый путь в Маньчжурию.
     Система управления в Мацумаэ была следующей: самураям клана раздавались прибрежные участки (которые фактически принадлежали айнам), но самураи не умели и не желали заниматься ни рыболовством, ни охотой, поэтому сдавали эти участки в аренду откупщикам. Поэтому все дела вершили откупщики. Они набирали себе помощников: переводчиков и надсмотрщиков. Переводчики и надсмотрщики совершали множество злоупотреблений: жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали айнских женщин, ругань в отношении айнов была самым обычным делом. Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов. Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.
     По сути дела, здесь можно говорить о геноциде айну. Все это привело к новым вооруженным выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789. Ход событий был такой: японский промышленник Хидая пытается открыть на тогда ещё независимом айнском Кунашире свои фактории, вождь Кунашира — Тукиноэ не разрешает ему сделать это, захватывает все товары, привезенные японцами, и отправляет японцев обратно в Мацумаэ, в ответ на это японцы объявляют экономические санкции против Кунашира, и после 8 лет блокады Тукиноэ позволяет Хидая открыть несколько факторий на острове, население немедленно попадает в кабалу к японцам, через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои поднимают восстание против японцев и очень быстро одерживают верх, но несколько японцев спасается, добирается до столицы Мацумаэ и клан Мацумаэ посылает войска для подавления мятежа.
       После подавления восстания айнов Кунашира и Мэнаси центральное сёгунское правительство прислало комиссию. Чиновники центрального правительства рекомендовали пересмотреть политику в отношении аборигенного населения: отменить жестокие указы, назначить в каждый район врачей, обучить японскому языку, земледелию, постепенно приобщать к японским обычаям. Так началась ассимиляция.
    Настоящая колонизация Хоккайдо началась лишь после реставрации Мэйдзи имевшей место в 1868: мужчин заставляли стричь бороды, женщинам запрещали делать татуировку губ, носить традиционную айнскую одежду. Ещё в начале XIX века были введены запреты на проведение айнских ритуалов, в особенности, медвежьего праздника.
      Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо: так в 1897 на остров переселилилось 64 тысячи 350 человек, в 1898 — 63 тысячи 630, а в 1901 — 50 тысяч 100 человек. в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну . Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну.
       По Симодскому договору 1855 года Сахалин был в общем японско-русском пользовании, а Курильские острова разделены следующим образом: Япония владела грядой Хабомаи, Кунаширом и Итурупом, а Россия — островами от Урупа до Шумушу. И Курильские айны более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них владели русским языком и были православными. Причина подобного положения вещей заключалась в том, что русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Айны не вырывались из своей традиционной среды, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались теми же самыми занятиями.
      В 1875 по Петербургскому договору весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии. Северокурильские айны не решились расстаться со своей родиной. И тогда их постигла самая тяжкая участь: японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения; вместо этого айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону Северокурильских айнов, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности, в то время как характерной этноэкологической чертой курильских айнов было расселение мелкими группами, причем многие острова оставались вообще незаселенными и использовались айнами как охотничьи угодья щадящего режима. Нужно также учитывать, что на Шикотане жило много японцев. Очень многие айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада Курильских айну привело к тому, что к 1941 году, по японским данным, большинство жителей резервации ушли из жизни. Однако об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо. В 70-е годы имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана — неясно.
     На Сахалине, в то время, когда он был в совместном японско-русском пользовании, айны находились в кабальной зависимости от сезонных японских промышленников, приезжающих на лето. Японцы перегораживали устья крупных нерестовых рек, поэтому рыба просто-напросто не доходила до верховий, и айнам приходилось выходить на берег моря, чтобы добыть хоть какое-то пропитание. Здесь они сразу же попадали в зависимость от японцев. Японцы выдавали айнам снасти и отбирали из улова все самое лучшее, свои собственные снасти айнам иметь запрещалось. С отъездом японцев айны оставались без достаточного запаса рыбы, и к концу зимы у них почти всегда наступал голод. Русская администрация занималась северной частью острова, отдав южную произволу японских промышленников, которые, понимая, что их пребывание на острове будет недолгим, стремились как можно интенсивнее эксплуатировать его природные богатства. После того как по Петербургскому договору Сахалин перешёл в безраздельное владение России, положение айнов несколько улучшилось, однако, нельзя сказать, что устройство на Сахалине каторги способствовало развитию айнской культуры. После Русско-Японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто, старые японские порядки вернулись вновь. Остров интенсивно заселялся иммигрантами, вскоре пришлое население многократно превысило айнское. В 1914 всех айнов Карафуто собрали в 10 населенных пунктах. Передвижение жителей этих резерваций по острову ограничивалось. Японцы всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айну, пытались заставить айну жить по-японски. Так, например, был запрещен медвежий праздник, в домах айнов наряду с инау появляются буцудана и камидана . Ассимиляционным целям служило и обращение в 1933 всех айнов в японских подданных. Всем присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена. После поражения Японии именно как японские подданные айны попали под репатриацию. Содействуя репатриации, советская администрация в то же время предлагала всем, кто пожелает, остаться на Сахалине. Остались только около 200 человек, большинство айнов изъявило желание покинуть Сахалин. Причин тому может быть несколько: во-первых, это достаточно сильная японизация сахалинских айнов, ведь многие браки были смешанные айнско-японские; кроме того, у многих были родственники на Хоккайдо. Большая часть айнов — свыше 1000 человек отбыли на Хоккайдо в 1947—1948 гг., и к 1949 на Сахалине осталось не более 100 айну. Вероятно, многие из них также вскоре покинули остров, потому что в 1979 на Сахалине было зарегистрировано лишь три человека, у которых в паспорте, в графе национальность значилось «айну».
     2.Факты истории свидетельствуют о том, что первыми на этих землях оказались русские, которые с конца ХVIII века осваивали их, установив отношения с аборигенами -- народностью айну. Это подтверждается и японскими источниками. В японских донесениях того времени указывалось, что на Итурупе «проживает много иностранцев, одетых в рыжие одежды, и там строятся сторожевые посты». Когда японцы в 1786 году впервые попали на этот остров, они сообщали, что «некоторые из местных жителей айну уже свободно владеют русским языком и могут быть даже переводчиками».
Указом императрицы Екатерины II от 22 декабря 1786 года коллегии иностранных дел Российской империи предписывалось официально объявить о принадлежности открытых на Тихом океане земель российской короне. Во исполнение указа была составлена на высочайшее имя записка об «объявлении чрез российских министров при дворах всех морских европейских держав, что сии открытыя земли Россией не могут иначе и признаваемы быть, как империи вашей принадлежащими». Среди включенных в состав Российской империи территорий значилась и «гряда Курильских островов, касающаяся Японии, открытая капитаном Шпанбергом и Вальтоном».
      О том, что все Курильские острова, включая южные, во времена правления Екатерины II входили в состав Российской империи, неопровержимо свидетельствует «Карта Иркутского Наместничества, состоящая из четырех областей, разделенных на 17 уездов» от 1796 года (на рисунке представлена часть карты). На карте все Курильские острова, включая Эторпу (Итуруп), Кунашир и Чикота (Шикотан), окрашены как территория Российской империи в тот же цвет, что и Камчатка.
   Многие айны с Эдзо убегали к своим соплеменникам на Сахалин, южные и северные Курилы. Там они чувствовали себя в относительной безопасности — ведь здесь японцев еще не было. Косвенное подтверждение тому мы находим в первом известном историкам описании Курильской гряды. Автор этого документа казак Иван Козыревский. Он побывал в 1711 и 1713 годах на севере гряды и расспросил ее жителей о всей цепочке островов, вплоть до Матмая (Хоккайдо). На этот остров русские впервые высадились в 1739 году. Жившие там айны рассказывали руководителю экспедиции Мартыну Шпанбергу, что на Курильских островах «...людей множество, и никому те острова не подвластны».
   В 1777 году иркутский торговец Дмитрий Шебалин смог привести в русское подданство полторы тысячи айнов на Итурупе, Кунашире и даже на Хоккайдо. Айны получали от русских прочные рыболовные снасти, железо, коров, а со временем — и арендную плату за право охотиться возле их берегов.
    Следует отметить, что в XVIII веке даже север Хоккайдо не являлся японской территорией. В документе от октября 1792 года глава центрального правительства Японии Мацудайра признавал, что «район Нэмуро (север Хоккайдо) не является японской землей». В то время Хоккайдо в большей своей части был не заселен и не освоен. Общепринятым в Японии было именовать эти северные земли "эбису-но куни" -- страной варваров. Весь остров Хоккайдо перешел под власть центрального правительства Японии лишь в 1854 году. Под понятие «гайти» (чужая земля) подпадали и Курильские острова.
      Продвижение японцев на Курильские острова происходило в виде захватов. В японской исторической литературе отмечается: «Высадившись 28 июля 1798 года на южной оконечности острова Итуруп, японцы опрокинули указательные столбы русских и поставили столбы с надписью «Эторофу -- владение Великой Японии». Одновременно вырывались и уничтожались установленные на Курильских островах православные кресты. В 1801 году японский вооруженный отряд пытался силой изгнать русских из их поселений на острове Уруп. Высадившись на острове, японцы самовольно поставили указательный столб, на котором вырезали надпись из девяти иероглифов: «Остров издревле принадлежит Великой Японии».
      Японская экспансия на Южные Курилы заметно активизировалась после создания в 1802 году в городе Хакодатэ на юге Хоккайдо специальной канцелярии по колонизации Курильских островов. На Южные Курилы стали направляться «для охраны» вооруженные японцы. Не имея сил противостоять этим незаконным действиям японцев, местные власти на Камчатке и Сахалине вынуждены были мириться с чинимым произволом. Однако российское правительство предупреждало японские власти о недопустимости притязаний на Курилы. Находившийся в 1805 году в Японии российский посланник Николай Резанов официально передал японскому правительству меморандум, в котором указывалось: «...Чтобы Японская империя далее северной оконечности острова Матмая (Хоккайдо) отнюдь владений своих не простирала, поелику все земли и воды к северу принадлежат моему государю».
    Заявляя о принадлежности Курильских островов и Сахалина российской короне, царское правительство в то же время предпринимало попытки вести переговоры об установлении межгосударственных, в первую очередь торговых отношений с Японией. В Петербурге, направляя в 1852 году в Японию российское посольство во главе с опытным военным и дипломатом Евфимием Путятиным, стремились добиваться задуманного без всякого принуждения, действуя исключительно дипломатическими методами. Данной Путятину инструкцией предписывалось воздерживаться «от всяких неприязненных по отношению к японцам действий, стараясь достигнуть желаемого единственно путями переговоров и мирными средствами».
     Основная позиция России по вопросу пограничного размежевания с Японией была изложена в послании вице-адмирала Путятина Верховному совету Японии от 18 ноября 1853 года, в котором сообщалось: «Гряда Курильских островов, лежащая к северу от Японии, издавна принадлежала России и находилась в полном ее заведывании. К этой гряде принадлежит и остров Итуруп, заселенный курильцами и отчасти японцами. Но русские промышленники в давние времена имели поселения на сем острове; из этого возник вопрос, кому владеть им, русским или японцам...»
      Японцы же по правилам торга сначала выдвинули заведомо неприемлемые условия, потребовав ухода русских с Сахалина и передачи во владение Японии всех Курильских островов. В действительности же правительство бакуфу (ставка верховного правителя -- сегуна) опасалось того, что Россия присоединится к США и западноевропейским государствам с целью совместного давления на Эдо (Токио). Поэтому японцы втайне не исключали варианта размежевания, по которому все острова Тисима (Курильские), включая Кунашир, признавались российскими. По существующим сведениям, в 1854 году в Японии была составлена «Карта важнейших морских границ Великой Японии». На ней линия границы Японии на севере проведена жирной чертой по западному и северному побережью острова Эдзо (Хоккайдо). Отсюда следует, что при благоприятных условиях Путятин мог отстоять права России на южнокурильские острова, с которых русские были вытеснены силой.
       Но условия были как раз неблагоприятные. Международная ситуация складывалась не в пользу России и миссии Путятина в частности. В условиях военных действий, начатых против Российской империи Великобританией и Францией (Крымская война), российская эскадра не могла неопределенно долго в безопасности находиться у японских берегов. В дальневосточные воды России была направлена объединенная англо-французская эскадра в составе шести военных кораблей при 212 орудиях, которая неоднократно под прикрытием пушечного огня предпринимала попытки высадить десант на восточное побережье Камчатки и захватить Петропавловск. Английские и французские корабли создавали постоянную угрозу и для российской дипломатической миссии.
    Отвергая японские претензии на Сахалин и Курилы, Путятин настаивал на том, что граница должна проходить по проливу Лаперуза, то есть весь Сахалин надлежало оставить за Россией. Японцы на это не шли, что создавало тупиковую ситуацию. Путятин оказался перед выбором: или вернуться в Россию ни с чем, предоставив тем самым американцам и западноевропейским державам права на выгодную торговлю с Японией и использование ее портов своими торговыми и военными судами, или искать компромиссное решение. На крайний случай Путятин имел разрешение правительства пожертвовать ради установления торговли островами Кунашир и Итуруп. Путятин не спешил использовать этот запасной вариант, предлагая японцам отложить вопрос об установлении границы и сосредоточиться на вопросах открытия торговли. Однако японцы продолжали сознательно затягивать переговоры.
      Ситуация еще больше осложнилась, когда в дипломатию неожиданно вмешалась стихия. 11 декабря 1854 года в результате мощного землетрясения и цунами фрегат «Диана» затонул. Команда во главе с вице-адмиралом Путятиным оказалась на берегу, в полной зависимости от благосклонности японских хозяев. Русским морякам был предоставлен приют в рыбацкой деревне Хэда.
     Сложившееся положение не могло не сказаться на ходе переговоров. Японская сторона продолжала настаивать на своих требованиях, в частности по вопросу о включении южной части Сахалина до 50 градусов северной широты в состав Японии. Уступка половины Сахалина была чрезмерным требованием, с которым в Петербурге не могли бы согласиться. Так как по поводу Сахалина разногласия оказались непреодолимыми, японцы стали склоняться к тому, чтобы, воспользовавшись трудной для русских ситуацией, убедить их пожертвовать не только Кунаширом, но и Итурупом. Путятин же пытался использовать Итуруп как козырь в торге по поводу Сахалина. Однако это не удалось. Самый крупный остров Курильской гряды Итуруп был отдан Японии ради установления торговых отношений. Это решение Путятина до сих пор вызывает споры среди историков.
       Следует отметить, что Путятин не сразу согласился на сдачу Итурупа. Сначала он предложил разделить остров пополам. Однако японцы «убедили» вице-адмирала в нецелесообразности такого решения, припугнув тем, что такое предложение замедлит переговоры. Они знали, что русская миссия, опасаясь нападения англичан и французов, стремилась завершить переговоры как можно скорее, и, конечно, использовали эту заинтересованность.
      В конце концов Путятин ради установления межгосударственных отношений подписал 7 февраля (26 января) 1855 года Симодский трактат, по которому устанавливалось, что «границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итуруп и Уруп», а Сахалин был объявлен «нераздельным между Россией и Японией». В результате к Японии отходили острова Шикотан, Кунашир и Итуруп, долгое время входившие в состав Российской империи.
В работах современных исследователей встречается критика избранного Путятиным решения, в результате которого Россия отказалась от части своей территории. Для такой критики существуют основания, ибо Южные Курилы были отданы без какой-либо компенсации. Такая жертва могла бы выглядеть в какой-то мере оправданной, если бы японцы согласились признать российским Сахалин.
       Впоследствии Япония выторговала за признание Сахалина российской территорией всю Курильскую гряду вплоть до Камчатки. Хотя этот договор 1875 года именуют «обменным», в действительности речь шла не об обмене одной территории на другую, а о сдаче Курильских островов в обмен на формальное признание Японией российских прав на Сахалин, который и так фактически принадлежал России. Японские поселения располагались лишь на самом юге острова.
      В соответствии с заключенным в 1895 году между Россией и Японией трактатом о торговле и мореплавании Симодский трактат утратил свою силу. Но одновременно была подтверждена действенность трактата 1875 года.
     При установлении межгосударственных отношений стороны провозгласили в Симодском трактате: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Это положение было грубо нарушено вероломным нападением Японии на Россию в 1904 году. Воспользовавшись поражением России в войне, Япония отторгла южную половину Сахалина, что привело к утрате смысла и содержания соглашения 1875 года. Более того, по инициативе японской стороны в приложения к протоколам Портсмутского мирного договора 1905 года было включено условие о том, что все прежние договоры Японии с Россией аннулируются.
Отторгнув в свою пользу южную половину Сахалина, японское правительство лишилось юридического права владеть Курильскими островами. В отсутствие нового соглашения о принадлежности Курил в последующие годы вплоть до поражения во второй мировой войне Япония владела этими территориями лишь де-факто. Поэтому попытки использовать Симодский трактат 1855 года для выдвижения современных претензий на Курилы нельзя признать обоснованными.
     3.Что решено в Ялте, Потсдаме и Сан-Франциско?
Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы, которые должны быть основой нынешнего подхода к проблеме Курильской гряды, это решения держав в Ялте, Потсдаме и Сан-Фpанцисский мирный договор с Японией, подписанный в 1951 году 51 государством во главе с Соединенными Штатами. В соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин "навечно" возвращались Советскому Союзу. Это же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР.
В тексте, составленном даже без СССР, говорилось, что "после полной и безоговорочной капитуляции суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем". Последние слова иллюстрируют правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции - утрату Японией международной правосубъектности и права обсуждать условия мира. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву N677 от 29 января 1946г. с указанием, что из под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Сикотан и Хабомаи.
     СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор с Японией. Международные отношения в Азии после войны были чрезвычайно сложны из-за совершенно новой роли коммунистического Китая, отношения с которым в Азии были для СССР чрезвычайно важны. Запад же, наоборот, признал тайваньское гоминдановское правительство. В результате в этом договоре США удалось навязать многие положения, противоречившие интересам Советского Союза. Этот договор не содержит указания на то, что рассматриваемые территории передаются СССР. Но это не меняет того непреложного факта, что в статье 2 этого договора Япония "отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5-го сентября 1905 г.". Под этим Договором и этим его пунктом стоит подпись США.
      Поскольку обойти положения Сан-Францисского договора представляется невозможным, а их прямой подрыв взорвал бы территориальную стабильность в Азии - статус Внешней Монголии, независимость Кореи, и другое, Япония и США изобрели в середине 50-х г. новую аргументацию, которая усиленно навязывается мировому сообществу. Теперь острова Сикотан и Хабомаи якобы относятся к системе острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывает "особую географическую единицу" - "Южные Курилы" (с заглавной "Ю") - Кунашир и Итуруп. Это, безусловно, географическая "новация", даже Британская энциклопедия недвусмысленно указывает на Кунашир и Итуруп как на "крупнейшие из Курильских островов". Любой географический атлас рассматривает Курилы как единое географическое понятие, поскольку Курильская гряда имеет все признаки такой классификации.
      Однако полная ясность у США и Японии в отношении того, что в Сан-Францисском договоре Япония отказалась от всех Курильских островов, не вызывает сомнений. Так, книга американского автора Д. Риза "Захват Советами Курильских островов" в японских библиотеках хранится в спецхране - она содержит выдержку из справочника военно-морского флота США, выпущенного в 1943г. на случай военных операций в этом районе. В справочнике перечислены все "Курильские острова" с их описанием с точки зрения военного мореплавания. В их числе и те самые острова, которые теперь Япония объявляет не принадлежащими к Курильской гряде. В книге цитируется запись беседы А. Даллеса с Иосидой - тогдашним министром иностранных дел Японии, который спрашивал, нельзя ли представить дело так, чтобы ялтинско-потсдамское решение не распространялось на южные острова Курильской гряды. Даллес ответил, что такое кардинальное изменение предшествующих согласований потребовало бы многолетних споров, что задержит получение Японией полного суверенитета на неопределенное время. Так что Япония осознавала, каких островов она лишается.
    Высокопоставленный японский чиновник Нисимура - директор Отдела мирного договора МИД Японии, представляя условия Сан-францисского договора в японском парламенте, разъяснял, что "понятие Курильские острова, фигурирующее в договоре, включает все острова, как северные, так и южные". В ответ на упреки националистов, Нисимура ответил в парламенте, что "утрата суверенитета влечет для Японии и потерю права высказываться по поводу конечной принадлежности территории".
     Спокойно надо относиться и к Советско-японской декларации от 19 октября 1956г., в которой было прекращено состояние войны, а также заявлено о согласии СССР передать Японии острова Хабомаи и Сикотан, но после заключения мирного договора. Декларация отличается от договора и является протоколом о намерениях. За это время Япония заключила договор о военном сотрудничестве с США, закрепивший бессрочное пребывание американских вооруженных сил на ее территории. На островах не преминули бы появиться войска третьей стороны - Соединенных Штатов. При всей недальновидности заявления Хрущева, в нем речь идет не о "возвращении", а о "передаче", то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Несостоятельны и заявления о том, что для нормальных взаимоотношений якобы необходим мирный договор. В международном праве есть случаи, когда послевоенное урегулирование обходилось без такового. Не было мирного договора с Германией, состояние войны с которой прекращено односторонне Указом Президиума Верховного Совета СССР и юридическими актами союзных держав.
     4.В Совместном заявлении Дмитрия Медведева и Ху Дзиньтао говорится, что «Россия и Китай решительно осуждают попытки фальсифицировать историю Второй мировой войны, героизировать нацистов, милитаристов и их пособников». Политика руководителей Японии по героизации военных преступников наглядно проявляется в проблеме храма Ясукуни. Этот синтоистский храм сформировался как место поклонения тем, кто «принес высшую жертву во имя родины», иными словами погиб за нее. Погибшие воины поднимались до уровня божества. В XIX веке это были 3500 воинов, погибших за императора в гражданской войне. Но по мере активизации военной политики их число росло. К моменту окончания Второй мировой войны перечень лиц, которые были причислены к божествам, превысил 1200 тысяч имен. Имена погибших вносились в специальные книги.  Конечно, нельзя не учитывать, что святилище Ясукуни занимает особое место в эмоциональной жизни подавляющего большинства японцев, особенно старшего поколения. Но это использовалось и для героизации военных преступников. Ясукуни сохраняет свои позиции в качестве оплота консервативных сил и защитников милитаристского прошлого Японии. 17 октября 1978 года, в связи с очередным осенним праздником святилища, к контингенту тех, кто «принес высшую жертву во имя родины», были добавлены имена 14 военных преступников класса «А», осужденных Токийским трибуналом и казненных или умерших в тюрьме.
      Трудно представить, чтобы в Германии создали мемориал в честь погибших эсэсовцев, да еще с указанием имен Гиммлера или Геринга. Но Япония – не Германия. Знаменательным стало посещение храма 15 августа 1975 года премьер-министром Мики. Это было первое после окончания оккупации посещение храма премьер-министром, хотя и в «частном порядке». Через десять лет 15 августа 1985 года премьер-министр Ясухиро Накасонэ уже официально посетил храм, отметившись в книге посетителей как глава правительства.
     Это не осталось не замеченным в странах – жертвах японской агрессии и вызвало резкие протесты в Китае и в государствах Корейского полуострова. Посещения храма, но в другие дни, в 2000-х годах возобновил премьер-министр Коидзуми. Тем не менее это вызвало новое обострение отношений Японии с Китаем и Республикой Корея, где визиты руководителей Японии в храм Ясукуни расцениваются как прямое оскорбление национальных чувств народов, пострадавших от японской агрессии. Так сакральная функция храма была преобразована в политическую, в инструмент содействия стремлению Японии пересмотреть итоги войны, героизировать военных преступников. Этому же служит экспозиция расположенного на территории храма военного музея Юсюкан, которая посвящена всем войнам нового времени, которые вела Япония. Они изображаются как «миссия по освобождению народов Азии от колониализма западных держав», прославляют деяния военщины в странах Азии «как законный акт самообороны империи». В экспозиции оспаривается справедливость приговоров Международного военного трибунала для Дальнего Востока, хотя подписав Сан-францисский мирный договор в 1951 году Япония официально их признала.


Рецензии
Возможно, Вам будет интересно ознакомиться с моей полу-фантастической заметкой "Подземелья Курильских островов" , хотя когда я служил на Итурупе-это не казалось фантастикой...

Владимир Шамилов Георгиев   02.02.2018 07:42     Заявить о нарушении
Уже прочитал, спасибо. В мистику не верю - доверяю только фактам...

Владимир Шевченко   02.02.2018 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.