Поездка в Австрию

21.05.2011 – 02.06.2011

Cсылки на фотографии
http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/sobor.shtml
http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/shafenberg.shtml
http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/sankt-gilgen.shtml
http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/mirabel.shtml
http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/hofburg.shtm
http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/graben.shtml
http://samlib.ru/k/kulanowskaja_e_w/badishl.shtml


Едем из аэропорта в столицу Австрии. Электричка уютна внутри, а снаружи  - обтекаема и нарядна как форель. Вокруг поля, современные ветряки (три лопасти на высокой металлической трубе, белые такие, крутятся медленно, но, утверждается, что производят около 15% электроэнергии в стране). Проезжаем химический завод. Красиво, как на картинах Леже, блестящие переплетения труб, белые резервуары.
Вокруг дороги чистота, да и везде чистота и аккуратность. У меня в квартире не так чисто и куда меньше порядка.  Только на заборах, призванных защищать придорожные поселки от шума, полно граффити, такого же точно, как у нас.
Суббота и прежде, чем поехать в гостиницу, стоит найти супермаркет, потому, что завтра продукты нигде не купишь, все закрыто, да и сегодня нужно успеть до 19-00.  Причем магазин, работающий до 19-00 один на всю Вену, он на западном вокзале, относится к сети «Billa» (может быть от немецкого  billig – дешево). Другая сеть называется Spar (Экономь), есть еще «DM», там еда подороже. Позже, уже вдали от Вены, мы обнаружили еще магазины сети «Сonsum», позиционирующей себя как торгующей только местными продуктами (надо признать, что выбор там небогатый), а в «Billa» и «Spar» огромнейший выбор и на любой вкус, особенно порадовали зерновой хлеб, охотничьи колбаски, различные кнедлики, шницели и другие замороженные блюда, которые можно за пять минут приготовить в микроволновке и которые совсем не отдают консервами, а по настоящему мясные и вкусные. Йогурты и соки по сравнению с нашими содержат много меньше сахара, что приятно. 
  Гостиница (точнее Pansion Gross)  неподалеку от Votiv-Kirche,   красивейшего храма с двумя  белоснежными высоченными готическими башнями, похожими не то на горные вершины, не то на заснеженные ели на этих же вершинах (это уже потом пришло такое сравнение, после того, как довелось посмотреть на здешние горы). Церковь на реставрации. На полотнище, закрывающем место реставрационных работ, изображена не слишком одетая девушка, колготки, говорят, рекламирует.
   Оказывается, известняк, из которого построены готические шпили, содержит соли железа, которые со временем окисляются и поверхность темнеет. Чтобы придать ей первозданную белизну, специальными инструментами снимают тоненький верхний слой известняка.  Церковные башни становятся белоснежными, но это непростая и длительная работа. Так же реставрируют и скульптурные группы и барельефы из этого камня.
 Да, пансион. Пансион был заказан и оплачен заранее по интернету. Ключи выдаются автоматически при наборе кода. Хозяина (или хозяйку) за три дня пребывания мы не видели ни разу, а уезжая, опустили ключи в специальный ящичек. Никто не проверял, не утащили ли мы полотенца, не разбили ли чего. Да, вот что еще непривычно – билеты в метро, на  трамвай и автобус единые, их покупают на определенное время – на год, на месяц, на неделю, на сутки, затем их нужно активировать – т.е. пробить на автомате дату и время и тогда просто идешь в метро или садишься в трамвай. Никаких турникетов, проверок при входе или выходе. Считается, что работают контролеры, но мы их видели только в пригородных поездах. В магазинах тоже не видно проверяющих. Никто не требует сдавания сумок. Ощущается, что граждане дисциплинированы, а туристы тоже не дикари.
    Везде велосипеды, на них едут стар и млад, имеется специальная дорожка для них, а также множество стоянок и мест проката. 
    Возвращаясь к пансиону: комнаты со всем необходимым, туалет, душ, отгороженное место для мытья посуди и шкафчик с посудой, холодильник, телевизор. Авангардистское оформление – одна стена бледно-желтая, другая кирпичного цвета, и картина абстрактного характера, изображающая стилизованного человечка.
    Окно выходит во внутренний дворик, мощеный обтесанным камнем. Глубокий и прохладный, как колодец. В нем пластиковые мусорные ящики – стекло отдельно, пластик отдельно, пищевые отходы отдельно. Мусор надо самим собирать в мешки и выносить. В маленьком коридорчике, куда выходят все двери комнат, имеется стол с микроволновкой, кофеваркой, электрочайником, полным набором разной посуды, еще есть кофе, чай в пакетиках, сахар и соль. Принято при отъезде оставить новую пачку чая (или кофе) взамен выпитых. В общем, можно без проблем питаться продуктами из сетевых магазинов и не тратиться на кафе-рестораны.
  Другое окно выходит на улицу. Там  всю ночь поет дрозд. В каждой гостинице, где мы останавливались, и в Вене, и в Зальцбурге и в St. Gilgen am Wolfgang See, за окном пел дрозд. Кажется, он относится к системе «все включено». На чистеньких подстриженных газонах с табличками, напоминающими хозяевам собак  том, что надо убирать за выгуливаемыми питомцами, эти дрозды ходят важно, как грачи и как-то умудряются находить червяков.
   На утро едем на трамвае в центр. Очень удобно, можно из окна посмотреть на пышное здание парламента, на старинный университет, музейный квартал, и многое другое. Вот Дуная так и не увидели. Центh Вены далеко от Дуная, и как-то похоже возле него все больше новые кварталы. А нам надо посмотреть старый город. Вена – город скорее 18-19 века, нежели более ранний, хотя люди жили здесь с незапамятных времен и на одной из станций метро есть витрина с раскопками древнеримского военного лагеря. Центр практически весь пешеходно-велосипедный, но улицы достаточно широкие.
Вот и собор Стефанен-дом. Величественный, внутри и снаружи, такой большой, что хоть где-то да ведутся реставрационные работы. Внутри идет служба, причем месса за мессой расписаны на весь день. Орган и хор так себе, а после начинает звучать фонограмма. А что поделаешь, такой ритм богослужения не выдержать иначе. Выходим из-под высоких сводов от таинственных цветных витражей на солнечную площадь. Тут множество людей предлагают билеты на концерты и спектакли. Нам не надо, у нас все заказано заранее по интернету.  Оказывается, в Южную башню пускают туристов. Узкая каменная лестница. Чтобы двум взрослым разойтись, надо прижаться спинами к противоположным стенкам. А спускаются и поднимаются по одним и тем же ступенькам. Не слишком светло, окна, почти бойницы являются периодически. уффф… еле дышу, стольких многих уже пришлось пропустить вперед. Отдыхаю, ползу еле-еле. кажется, никогда не дойти. А повернуть назад – это что ж, струсить выходит. Читаю про себя «Отце наш», единственную молитву, которую знаю, и опять ползу. А лестница винтовая, а пространство узкое, аж голова кругом. Воздуха не хватает. Настоящая дорога в рай! И тогда, когда уже кажется, что сил больше нет, является за поворотом большая площадка, где стоит колокол Пумперникель, пострадавший при пожаре и находящийся тут на заслуженном отдыхе.  Можно отдохнуть, почитать историю колокола и – снова ползти по ступенькам. На самой верхней доступной площадке оказывается прежде был пункт пожарной охраны, а потом телеграф – и последние телеграммы отправляли с этой верхотуры аж в 50-е годы! подумать только, каждый день подниматься на работу в такую высоту! теперь тут только продажа сувениров, небольшая экспозиция, посвященная телеграфу и пожарному делу. Множество окон! Воздух, свет! чудесная панорама Вены, внизу на площади танцуют народные танцы.
Cпускаться намного легче. На площади все еще продолжаются танцы,  сопровождаемые игрой на народных инструментах, среди которых есть и гармошка.
Участники ансамбля не юные, но танцуют с энтузиазмом.
Вообще говоря, австрийские женщины не красивы, но ухожены и аккуратны. Никакой пестрой одежды, приглушенные краски, ненавязчивая элегантность, никаких голых животов или вызывающих мини. Если вдруг мелькнет яркое пятно – то это скорее всего окажется мусульманка в цветном платье и хиджабе. Хотя не так уж много здесь гастарбайтеров с Востока. На стройках в основном местные, не могу судить, как в сельском хозяйстве. В некоторых кафе работают выходцы с востока, много китайских ресторанчиков и много мелких лавчонок быстрого питания, где на вывеске значится «Кебаб». Их, похоже, не особенно посещают. но держатся как-то. На самом деле еда в Австрии в ресторанчиках и небольших кафе очень хороша, отлично приготовленное мясо, леберкнобельсуп  с ливерными клецками, шницель, гуляш, жаркое, не говоря уже о всевозможных булочках и пирожных. И не так уж и дорого. Даже в «Розенбергере», большом кафе самообслуживания прямо в центре можно очень хорошо поесть за 10-12 евро.
  На улицах можно встретить таблички – эта сторона улицы при гололеде и снегопаде не очищается, будьте осторожны. Видимо, это связано с режимом экономии. Интересно, как ведут себя полицейские. Вот сидят двое как бы в кафе на Стефаненплатц, а на самом деле все у них с собой, и связь и оружие, наверное. Но  - не расхаживают демонстративно, не делают вид, а  - наблюдают. За все время в Вене с сигналами и мигалками видели только машины скорой помощи. В аптеках никакие лекарства, кроме гомеопатии, гигиенических средств, витаминов, или невинный травяных препаратов, не лежат на виду, и даже купить ни антибиотики, не средства от давления нельзя без рецепта. так что туристам стоит иметь аптечку с собой. 
Интересные плакаты можно видеть среди рекламных. Один – про 8 Марта: женщин призывают приходить на митинг на вокзал, причем только женщин, там ожидается музыка, речевки, речи. Никаких сусальных цветуечков, день борьбы за права. Вот и еще плакат: в нем рассказывается про драку фашистов и антифашистов и призывается бороться за освобождение антифашиста, который за эту драку попал под арест. А вот в Линце возле самого большого магазина была огромная не то пластиковая, не то из папье-маше, розовая свинья. На боках у нее плакаты, призывающие к вегетарианству и разъясняющие, как тяжко живется свинкам при промышленном содержании в железных клетках.
Пьяных на улицах нет. Один раз только встретился подвыпивший господин. Вечером на улицах вообще мало народа. Пожалуй, это только те, кто возвращается с поздней работы, из театров или кино.
В общем, страна победившего социализма. Граждане дисциплинированы, работают, вокруг чистота, по выходным и стар и млад мирно лежат или сидят на лужайках городских парков, даже в Бурггартене, возле Хофбурга.  И множество всяческих благ для туристов, начиная с аудиогидов в музеях, во многих есть и на русском языке, и заканчивая простотой общения: в магазинах и кафе достаточно знать несколько простых фраз на английском или немецком.

От Стефанендом идем по Грабену, пешеходной улице, расположенной на месте старого оборонительного рва. Несколько фонтанов со сложной скульптурной композицией и тоненькими струйками воды. Вода  в домах Вены, оказывается, не из Дуная, а из скважин, она очень хорошего качества и ведется работа по ее сбережению.  До Дуная мы так и не добрались, как-то эта могучая река далека от центра и, наверное, в прошлом не раз пугала жителей наводнениями, раз селились так далеко от нее.  Чумная колонна. Пухлые облака, похожие на гусениц, и такие же пухлые фигурки ангелов. Надпись по-латыни. Совершенно ничего не говорящая современному человеку эстетика. И понимаешь, насколько далек тот мир, когда свирепствовала чума, от сегодняшней благополучной, уютной и нарядной столицы.
   Выходим на площадь перед входом во дворец  Hofburg,  зимней резиденция австрийских Габсбургов и основное местопребывание императорского двора в Вене. В настоящее время — официальная резиденция президента Австрии. Всего в ней 2600 залов и комнат.
На площади  Michaelenplatz расположенs раскопки древней церкви в романском стиле (раскопки не впечатляют, но напоминают, что резиденция правителей здесь была еще в 13-м веке).  Площадь названа по имени церкви Michaelenkirche, церкви, где хоронили императоров. Церковь довольно скромна, по сравнению с собором Святого Стефана.
Императорская резиденция просто огромна. Повсюду довольно суровые скульптурные группы  с античными сюжетами, но выбранными так, чтобы прославлять мощь и силу империи. Тут и Посейдон, превращающий людей в чудовищных рыб 9не знаю такого мифа, но смотрится устрашающе) все скульптуры массивные, многофигурные. Через ворота на территорию въезжают туристические фиакры. Лакированные, нарядные, кучера по совместительству экскурсоводы, некоторые – женщины. Запряжены парами лошадей, у них уши одеты в разноцветные колпачки, а на глазах – шоры, наверное, для оберегания от шума городского. Для сбора навоза прикреплены каждой лошади специальные мешки. Но навозом все же в воздухе попахивает. Можно себе представить, каково оно было, когда не было таких приспособлений, да и лошадей было побольше нынешнего.
А лошади  здесь везде. Статуи императоров и полководцев конные, зеленые от времени, огромные. 
В Хофбурге огромное число музеев. чтобы посетить их все, времени надо много. А у нас всего день. Поэтому выбираем «Дом бабочек» (бывшая императорская оранжерея) и большую экскурсию с аудиогидом по сокровищнице и коллекции фарфора, императорским апартаментам и в так называемый « Sisi museum» (выставку, посвященную жизни императрицы Елизаветы, супруги императора Франца-Иосифа, хорошо знакомой по фильму).
«Дом бабочек» на самом деле настоящий, огромный, двухэтажный дом. На второй этаж имеется деревянная лесенка. Растут огромные пальмы, другие тропические деревья, полно орхидей, кустарники цветут. все незнакомое, яркое. Чувствуешь себя как в настоящем тропическом лесу. Бабочки летают совершенно свободно. Больше всего ярко-рыжих, небольших и огромных, с ладонь, коричневых с переливами ( а раскрытые крылья у них сине-перламутровые), но они совсем не торопятся из показывать. Чтобы увидеть других, надо не торопиться. Подождать, порассматривать чудные заросли, и тогда мелькнет дивный синий цвет. Можно запросто фотографировать. Особенно просто это делать возле блюдечек с кружочками бананов и апельсинов, разложенных для угощения крылатых красавиц. Оказывается, не меньше десятка видов бабочек здесь же и размножаются. Гусениц, правда, увидать не удалось, прячутся хорошо, а куколки висят под оргстеклом прямо у входа на тоненьких жердинках, много. И даже можно видеть, как постепенно (видимо, процесс занимает не один день) из некоторых, созревших, начинают выбираться бабочки. А отделено все это царство юга от предбанника, где продают билеты и сувениры, всего лишь толстой полиэтиленовой пленкой, порезанной на полосы. и свисающей с потолка. Интересно, как такая конструкция, довольно высокая, наверное с приличный двухэтажный дом, сберегается при снегопадах? Может быть, на крыше есть какие-нибудь электропровода, растапливающие снег? Ведь крыша из стекла, хоть и сами стекла невелики и обрамлены металлом, но все же?
 Дворец  - он везде дворец. После дворцов Петербурга не впечатляют интерьеры Франца Иосифа и его супруги. Не особенно уютно. Казенно как-то. Да и удобства не нынешние. У императора тазы для умывания, жесткая узкая постель. Оказывается, первую ванную комнату завела именно Елизавета Баварская.
Но узнаешь необычные подробности. Оказывается. Франц-Иосиф считал себя не столько государем, сколько высшим чиновником, вставал рано, ложился поздно, работал по многу часов с документами. Бюрократ был. А еще устраивал аудиенции, чуть ли не каждую неделю. На них мог прийти любой подданный. Зачем приходили? поблагодарить за новую должность, принести жалобу,  иногда – представить на рассмотрение какой-нибудь проект. В день до 100 человек, аудиенции были короткими. Вот ведь какая демократичность. Но не уберегла такая манера от революции. Любил свою супругу, но на склоне лет стал увлекаться актрисами.
 елезавета Баварская выдана была замуж в 16 лет. А в 17 у нее уже родился сын. Она совсем не похожа на экранный образ. Красивая. Но довольно высокая по тем временам, 170 см. Необыкновенно худая, всю жизнь сидела на диете, страдала нервной анорексией, утомляла себя физическими упражнениями, у нее в комнате и гантели, и шведская стенка и весы. Ее худоба не бросается на портретах в глаза из-за пышных платьев и великолепных волос. Волосы у нее и вправду были потрясающие, густые, длинные, кольцами. Оказывается, причесывали ее по 3-4 часа. В это время она слушала чтение Илиады или Одиссеи по-гречески, учила греческий с учителем, а также упражнялась в других иностранных языках. И при этом она совершенно не хотела участвовать ни в придворных церемониях, ни в политической жизни. Сочиняла романтические стихи, про одинокую душу, про звезду, ведущую ее по пути, про волны и ветер, про то, что ее никто не понимает, а она мечтает быть свободной. В общем, такими стихами сейчас наполнены литсайты. Этими стихами выполненными в виде репродукции с ее рукописей оформлены стены «Музея Сиси». посвященного этой необычной женщине. Здесь можно видеть ее платья, одно – в котором ее провождали из Баварии (странно, что по подолу вышит золотом девиз на арабском), а другое – коронационное. огромное количество ее портретов. Ее не готовили к придворной жизни, до 16 лет она жила «на воле» в имении родителей, и габсбургский церемониал ей был чужд. А сына родила в 17. И всю жизнь стремилась куда-то, много путешествовала, часто инкогнито. Сын в 31 год застрелился, предварительно застрелив свою15-летнюю возлюбленную. Употреблял наркотики. После его смерти она носила траур до конца жизни. Эти траурные одеяния выставлены в витрине. Черное ожерелье, черный зонт. Приглушенный синеватый свет. А умерла она в результате теракта. Некий анархист ударил ее ножом в сердце, когда она проходила по мосту, собираясь сесть на корабль и отправиться в очередное путешествие. Она даже не поняла, что случилось и подумала, что нахал просто толкнул ее. И еще на корабле разговаривала и давала распоряжения.
Такова была странная судьба этой императрицы, совсем не соответствовавшей своему веку.
Еще одна часть комплексной дворцовой экскурсии – это посещение серебряной сокровищницы и выставки фарфора. Сокровищница содержит в основном разнообразную серебряную посуду, применявшуюся на императорских трапезах, можно здесь увидеть и многочисленные медные приспособления для кондитерского дела. Любили поесть Габсбурги! Фарфоровая выставка очень представительна. можно видеть полностью накрытые столы, так, как это было принято при дворе, и повседневный вариант, весьма, впрочем, непростой, и парадные. «Плодоменаж» - не только, оказывается, многоярусная ваза для фруктов, сластей и цветов. но и сервиз, где такие вазы занимают центральное место. Эти плодоменажи, а также и столовые сервизы заказывали по случаю различных событий в жизни императорской семьи, или даже по поводу политических успехов страны. Заказывали в основном на заводах Франции. Поскольку один из принцев увлекался ботаникой, можно видеть интереснейшие два набора тарелок, где реалистично изображены цветущие растения и даны из латинские названия.
   Удивительно искусство складывания льняных салфеток: в виде птиц, рыб, а также стилизованного трилистника (когда салфетка складывается так, что получается три соединенных вместе трубочки и полотна, в одну вкладывается булочка, в другую – столовые приборы, а средняя просто так) теперь уже почти утрачено, но для музея есть мастер который знает этот секрет.
    Совершенно экзотический обряд при дворе: омывание ног. Тазы и кувшины для него тоже представлены в витрине. оказывается, каждый год этот обряд проводил император. Для него отбирали несколько десятков беднейших стариков и старух. Их осматривал предварительно врач, потом из приводили во дворец и император омывал им ноги в память того, что когда-то Христос омывал ноги свои ученикам. каждый из этих беднейших получал в подарок кружку с императорским гербом, наполненную монетами.
   Аудиогид рассказывал множество подробностей из жизни Габсбургов, которые связаны с представленными в музее сервизами. Но все это не запомнилось, чтобы все это запомнить, надо получше знать историю.
Выбираемся из дворцовых покоев на свежий воздух, прямо на Михаэль платц. Тут можно посидеть, отдохнуть и посмотреть еще раз, как в ворота один за другим въезжают фиакры.
  А вечером нас ждем концерт Мюнхенского симфонического оркестра в знаменитом Золотом зале, откуда каждый год транслируют новогодние концерты с музыкой Штраусов.
Напротив Золотого зала находится Карлскирхе, церковь примечательна своими двумя колоннами, как-то очень напоминающими что-то восточное. На колонная лентой вьется барельеф со сценами из святого писания. А напротив церкви- фонтан, а в нем помост для выступлений и рядом здоровенная медная абстрактная скульптура. Вообще современной скульптуры в Вене много, причем часто она оказывается возле памятников старины. То же и в Зальцбурге. Ну и конечно, Моцарт. Моцарт везде: памятники, площади, в каждом магазине конфеты «Моцарткугель» (оказывается, был такой кондитер в Зальцбурге, который и придумал эти конфеты, но не запатентовал, а когда он умер, сын, поссорившись с матерью, передал рецепт конкурентам. Эти-то конкуренты и выпускают теперь брендовые конфеты в красной фольге и красных коробках и портретом Моцарта).
Концерт хорош. Дворжак и Моцарт.

Утром следующего дня  отправляемся во  Дворец Шёнбрунн (нем. Schlo; Sch;nbrunn) —резиденцию австрийских императоров, одно из важнейших архитектурных сооружений австрийского барокко (архитектор — Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах).  Доехать до него можно просто на метро. Когда-то это был загородный дворец, летняя резиденция, вроде Петродворца или Павловска, а теперь практически в черте города.  Шёнбрунн расположен в западной части Вены в районе Хитцинг. В декабре 1996, на 20-й сессии Мирового комитета наследия, Шёнбрунн был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В список были включены как сам дворец, так и парк с его многочисленными фонтанами и статуями, глориеттой и Римскими развалинами, а также зоопарк — самый старый в мире.
Император Маттиас, согласно легенде, во время охоты в 1612 натолкнулся на «красивые источники» (Schoene Brunnen), что позже и дало нынешнее название дворцу. Теперь на этом месте никакого источника уже нет, а только некая стилизованная под античную скульптура в темной гроте за решеткой.
Император Фердинанд II, и его жена, Элеонора Гонзага, любившие охоту, выбрали Шёнбрунн в качестве места для охотничьих вечеринок. После смерти Фердинанда в 1637 его вдова поселилась в замке, переименовав его в Шёнбрунн.
В 1683 замок пострадал во время осады Вены турками. Император Леопольд I решил отстроить разрушенный замок, и в 1696 Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах начал строительство, взяв за образец Версальский дворец. Большая часть работ была завершена к 1713, однако строительство не было доведено до конца.
В 1728 император Карл VI приобрёл Шёнбрунн и позже подарил его своей дочери, Марии Терезии, будущей императрице. Правление Марии Терезии было ключевым в истории замка. Известно, что она восхищалась замком и его садами, превратив Шёнбрунн в центр политической и дворцовой жизни.
По желанию императрицы в северном крыле дворца был построен театр, который торжественно открылся в 1747. В числе певцов и актёров, выступавших в театре, были многочисленные дети императрицы. Сама Мария Терезия здесь также демонстрировала свой талант певицы.
В 1752 супруг Марии Терезии, Франца I Стефана, в восточном крыле дворца. В этой же части дворца в 1830 родился Франц Иосиф.
Восхождение на трон Франца Иосифа в 1848 ознаменовало новую замечательную эпоху в истории замка. Император выбрал Шёнбрунн в качестве своей главной резиденции и провёл в нем большую часть своей жизни.
В Зеркальном зале (Spiegelsalon) Вольфганг Амадей Моцарт играл в нём для императрицы.
    Дворец как дворец. Екатерининский дворец в Царском Селе куда как более впечатляющ. Довольно много живописи, местных живописцев, которая интересна как исторический документ, но современному зрителю никакого эстетического посыла уже не несет. Запомнились несколько занимательных фактов. Мария-Терезия очень любила своего мужа, Франца Стефана, его портретов разных лет на стенах множество. У нее родилось 16 детей, в живых остались 11, можно видеть портреты их всех. Интересно увлечение императрицы китайским искусством. Две маленькие комнатки для секретных переговоров необычно оформлены в китайском стиле, и еще есть комната с отделкой из розового дерева и подлинными восточными миниатюрами. есть и еще одна комната, оформленная рисунками из китайской жизни, довольно неплохими жанровыми рисунками, синей тушью (рамки тоже голубые, дерево, но выполнены так, что кажется – фарфор). Оказывается, все эти рисунки сделаны принцами и принцессами, детьми Марии Терезии.
Парк огромный. Хочется посмотреть и ту скульптурную группу, и другую. Жарища! Под ногами дорожки, усыпанные мелким-мелким гравием. Фонтаны с крошечными струйками воды и скульптуры, скульптуры, скульптуры. А прямо рядом с дворцом – тенистый рай, огромная галерея с зеленым сводом из плюща. Снизу можно видеть, что местами плющ необычайно стар и образует из ветвей толстый слой. В стенах галереи есть «окна, которые позволяют посмотреть на садик принца Рудольфа. Он представляет собой затейливые геометрические клумбы посреди все того мелкого серого гравия. А цветы самые обычные садовые. Но зато в галерее есть скамейки. Можно посидеть, передохнуть перед прогулкой по парку, которая обещает быть длительной. Возле стены дворца – лимонно-апельсиново-мандариновый садик. Красота! Деревца не очень большие, в полтора роста человека, но полны ярких плодов. Они все в кадках, видно, на зиму их убирают в оранжерею. Деревца активно поливают, чувствуют они себя отлично. Интересно, а куда девают апельсины, мандарины и лимоны?
Куда идти от дворца? Хочется посмотреть фонтаны в боковой аллее. Конечно, это не Петергоф, где вода плещет от души, где царствуют зелень и влага. Воду тут берегут. Пока найдешь, где среди скульптур течет струйка, рассмотришь из во всех подробностях. Сложные аллегорические композиции. Зато один из фонтанов стоит посреди довольно полноразмерного водоема, и в нем растут водяные лилии, не вполне дикие, более розовые и с большим числом лепестков, чем наши белые кувшинки, но красиво. Стрекозы летают. В самом фонтане полно головастиков. А вот и утки-кряквы. Для них даже положена доска от бортика в воду.  Позже, уже на дальних аллеях парка видели и уток-мандаринок. А чего ж им не гнездиться тут. Полно старых дуплистых деревьев, вода есть, лягушки, да и туристы подкармливают.
Осматриваем еще одни фонтан, в него неизвестно почему, мода, наверное, была такая, встроен настоящий египетский обелиск с иероглифами. Совершенно не сочетается с другими элементами декора. Все-таки барокко – это было так давно.  А теперь можно подняться на Глориетту – торжественное сооружение с колоннами, откуда открывается прекрасный вид не только на дворец и парк, но и на Вену. Лезть приходится довольно высоко. По дороге осматриваем фонтан Нептун. Вот этот уже хорош и с эстетической точки зрения, отлично выражает могущество моря. И воды в нем довольно, чтобы почувствовать величие стихии. Но включают его периодически. А в водоеме – все те же утки. Берут хлеб прямо из рук. Отдышавшись, продолжаем подъем на Глориетту. Там еще приходится забираться на второй этаж. уффф... переведя дух, любуемся дворцом и городом. Оказывается, если посмотреть в противоположную сторону, там большой пруд-накопитель, прямоугольный отделанный бетоном. Он и питает все фонтаны. Приглядевшись, замечаю тонкие силуэты в воде. Вот оно что! оказывается, это цапли! И еще одна летит!  Надо же! Такие пугливые, осторожные птицы, а, похоже, здесь же, на высоченных деревьях и гнездятся.
   Cпускаемся. Тяжко-жарко. Хорошо, что вода с собой. По дороге сворачиваем к лабиринту. Лабиринт настоящий. Стены из стриженного тиса густые, ничего сквозь них не видно, выше человеческого роста. Тут и там в тупичках камни с символами знаков зодиака. Совершенно неожиданно оказываемся в центре. Там высокая смотровая площадка, с которой можно видеть, как по лабиринту бродят туристы, огромнейший, в два обхвата – платан-платанище. Ах, какая у него нежная, серая шкура, именно шкура, а не кора. И два камня, больших, поставленных совсем недавно. Один прямоугольной, а другой – треугольной формы. Оказывается, это для гармонизации отношений в паре. Женщина прикасается к треугольнику, мужчина к прямоугольнику – и готово, полный фэн-шуй в отношениях. От смотровой площадки – короткий путь на выход. А рядом еще один лабиринт, детский. Там зеленая изгородь пониже и полно всяких шутейных вещиц, например, металлические как бы качели, если постараться и раскачать эту довольно увесистую конструкцию, то она выдает фонтан воды.  Есть и другие игрушки, которые на самом деле фонтанчики. в такую жару как сегодня – приятно освежает.
Отдохнули. Теперь надо осмотреть старейший в Европе зоопарк. Зоопарк в самом деле потрясающий. Огромные вольеры с большим количеством деревьев, кустарников, и обязательным рвом, наполненным водой, причем в этом рву могут животные купаться. территории так велики, что зверя на них и не найдешь. Поэтому у всех вольер выставлены таблички с указанием времени кормления животных. Тогда-то и тигр, и лев явятся как миленькие. Вольеры большинства (кроме серьезных хищников) ничем не ограждены, только возле невысокого заборчика с внутренней стороны протянуты провода – слабый ток. Видимо, звери отлично знают про это и не приближаются. А люди здесь дисциплинированные.  Совершенно чудесные илистые островки, где живут и выводят птенцов фламинго и пеликаны. Белая медведица Таня живет в огромнейшем вольере, воды у нее полно, но жарко ей, она грязна как чушка и даже плесень виднеется на шкуре. А пингвины устроены просто по-королевски ( и четыре королевских пингвина есть) – их дом застеклен и  кондиционеры поддерживают температуру и воздуха и воды. А пингвины Гумбольта, которые более тепловыносливы, резвятся в открытом вольере, плавают в глубоком водоеме у которого одна сторона прозрачная и можно отлично рассмотреть, как они это делают. Территория панд – вообще огромна. кажется, что этих редких животных и вовсе не увидишь. Но, оказывается, эти лентяи устроились в домике, а там стенка стеклянная и прекрасно можно рассмотреть парочку этих красавцев, занятую любимым делом – поеданием бамбука. Они ловко очищают сердцевинку, отбрасывая оболочку. Панды редко попадают за пределы Китая, и для того, чтобы получить право их содержать, кроме достойных условий, полагается еще и научная программа по их изучению.
У всех вольер кроме информации о биологии животных еще и имена людей и названия фирм, которые вносят вклад в пропитание и содержание. Иногда такие спонсоры получают еще и право дать новому животному имя. Много в зоопарке очаровательных бронзовых скульптур, от льва ( у него, кстати, в пасти расположена копилка, куда можно бросать пожертвования «льву на обед» до гусеницы) по которым с удовольствие лазают маленькие дети.
Но самое потрясающее место – это «тропический лес» Размеры этого сооружения, в чем-то по конструкции похожего на «Дом бабочек» (стеклянная крыша, состоящая из небольших стекол в металлических рамах) внутри – два этажа, соединенных лесенками, сделанными так, как будто ты ступаешь по лесной горной тропе или по деревянному мостику, сделанному какими-нибудь племенами). – но существенно больше по размеру. Внутри огромные, от первого этажа до крыши тропические деревья, кустарники, травянистые растения.  Стена устроена так, что кажется крутым скалистым склоном. По ней кое-где пущена проточная вода, как будто ручейки. Внутри множество открытых водоемов, в которых живут довольно большие рыбы и черепахи разных видов. А в ветвях совершенно свободно сидят разнообразные птицы. И скачут маленькие обезьянки. А под самым потолком, как черные тряпки развесились на специальных жердочках летучие лисицы, те самые, которые питаются фруктами. и весь этот мир живет как будто совершенно не замечая проходящих по узеньким дорожкам людей. Тут на высокой глинистой площадке чуть выше человеческого роста расположилась знаменитая раффлезия, красно-коричневые кожистые лепестки величиной с добрую ладонь. Запаха не доносится. Хоть и считается, что раффлезия должна пахнуть тухлятинкой, чтоб привлекать мух. Мух, кстати, в этом замечательном тропическом лесу нет, так же как и других насекомых, поэтому птиц кормят, да и насекомоядных птиц тут, похоже, немного. Но как классно посмотреть вверх и увидеть на ветках неизвесного дерева пару белых с черным тропических красавцев, или  разглядеть, как с ветки на ветку перепархивает что-то блестящее-синее-перламутровое.
А зоопарк огромен, тут и отличнейшие аквариумы с рыбами от щук до форелей, тут и разные террариумы,  с ящерицами-крокодилами. А еще есть стеклянный вольер с эвкалиптовыми деревцами, на которых висят коалы. Скучные ребята, серые такие, как будто вся пыль австралийской пустыни на из шкурках. А лемуры с полосатыми хвостами куда как активны и веселы. Возятся, играют, носятся друг за другом. Так что несмотря на то, что крупные хищники все попрятались от жары, есть на что посмотреть и чему подивится.
И так догуляли мы до закрытия зоопарка. Ноги гудят, но впереди еще знаменательный вечер  - посещение Венской Государственной оперы. Театр – великолепен, нарядные лестницы, милейшие служители, которые подскажут куда идти, ведь разобраться с непривычки в том, где находятся места, нелегко. Опера «Симеон Боканегро» поставлена в традиционном стиле, красивые костюмы, хорошие голоса (хоть и не особенные знаменитости, лето ведь), но в то же время она не превращена в «нечто музейное». певцы не только поют, но и играют, сцены сделаны динамично, эмоциональность придают и необычные декорации – очень скупые, практически всго лишь драпировки тканей с различной подсветкой, иногда на заднике – проекция какой-нибудь картинки, например, морского простора в сцене прощания дожа с морем. И понимаешь, что мастерство оркестра, певцов, режиссуры и оформления позволяют сделать так, чтобы опера безо всяких новаций превратилась не только в красивое, но и в эмоционально значимое зрелище.
На следующий день – газгольдеры, Кравиненхаус, часы и дом музыки.
Газгольдеры – огромные круглые сооружения в несколько этажей, которые когда-то в самом деле служили для хранения газа. Прошло время, технологии изменялись  и они стали не нужны. Но вместо того, чтобы снести, придумали из использовать как торговый центр и жилые дома. В них теперь живет больше трех тысяч человек, много магазинов и кафе. Наверху, под стеклянными круглыми крышами – зимние садики, отлично видные с первого этажа магазинов. Забавно было видеть в однм кафе  - двух полицейских, явно при исполнении, но сидящих столь спокойно, как и обычные посетители. И место для курения – такая закрытая кабинка стального цвета, будто «лобное место», причем на одного, не очень-то комфортно, наверное, им пользуются только заядлые курильщики, которые без сигареты и часа не проживут. Курящих на улице в Вене нет.
На стене в одном из переходов от одного здания к другому представлена история строительства и эксплуатации газгольдеров.
Кравиненхаус – забавный результат современного искусства в приложении к архитектуре. Художник Хундертвассер сделал проект дома, где нет ни одного прямого угла, где среди обычных белых плит встречаются синие, желтые и красные, где вдруг непонятно почему торчит блестящий куполок, а на балконах растут деревья. Чудесный фонтанчик со знаками зодиака под водой, горбатая плиточная мостовая, и кучи туристов. Дом жилой, но, видимо, его обитатели привыкли к постоянному присутствию гостей.  Один такой дом – достопримечательность. А если бы целый квартал такой – было бы неуместно, пестро и даже некрасиво.
Знаменитые анкерные часы, где ровно в 12-00 можно увидеть парад венских знаменитостей, не только императоров, Моцарта и Гайдна, но и известных в свое время архитекторов и мастеров, оказывается, были построены в качестве рекламы первого страхового общества. Сейчас это тоже туристический аттракцион. В 12-00 вокруг выстраивается целая толпа.
«Дом музыки»  - необычный музей. Огромная часть экспозиции посвящена физике звука, различным звукам природы и техники и всяческим познавательным звуковым игрушкам для детей и взрослых. В полутемных коридорах ничто не отвлекает от слушания звуков океана, разных городов, дорог или лесов (звуки транслируются в специальные металлические рожки, которые развешаны по темной стене и надо из подносить к уху. Множество автоматов, где с помощью деталей разной формы, бросаемых в отверстие, можно «заказать» те или иные ноты, которые тут же пишутся на экране компьютера и наконец, проиграть мелодию. Наиболее занимательный аттракцион  - виртуальный оркестр. Посетитель выбирает музыкальный отрывок, берет в руки дирижерскую палочку, на экране идет фильм с игрой оркестра, а компьютер проигрывает отрывок так, как работает «дирижер».
И конечно же, здесь очень познавательные и прекрасно оформленные залы, посвященные композиторам, чья жизнь и творчество связаны с Веной, от Моцарта, до Малера. В такой музей можно ходить несколько дней вподряд, и то не всю информацию освоишь.

Утром уютная электричка с мягкими креслами, удобным подключением для компьютера и световым табло, где высвечиваются остановки, везет нас в Зальцбург. Быстро заселившись в квартиру, которую тоже сняли по интернету (из окна видна Капуциненберг, одна из двух невысоких гор, фактически в черте города), идем смотреть центр и, главное, крепость Хохзальцбург. Старый город невелик, быстро проходим мимо главного собора, фонтана с девой Марией и множеством морских животных (опять барокко), мимо странноватого сооружения белого цвета, вроде большой палатки, усеянного длинными планками светлого металла, вроде огромного ежа (это какая-то инсталляция современного искусства под названием Белый шум), мимо громадного золотистого шара с крошечной фигуркой наверху )оказывается эта современная скульптура посвящена тому самому кондитеру, который изобрел шоколадные шарики, ну да, те самые, первые, которые потом попав в руки конкурентов преобразились в Моцарт-кугельс фирмы «Мирабель»)
    Мы торопимся, потому что хотим побывать в крепости. Говорят, завтра будет дождь, и тогда это уже совсем не то. А сегодня солнце, и твердыня князей-архиепископов царит на городом во всей красе. На крепость поднимает настоящий (правда довольно плоский с виду и небольшой) красный вагончик, который един по настоящим рельсам – круто вверх! Это не канатная, а самая что ни на есть железная дорога. Работает она на электричестве, но в прежде использовались паровозики. Ощущение совершенно обалденное, потому что вагончик просто едет по круче вверх, не по спирали, как на горных дорогах. вагончики ходят парами, один вверх, один вниз, для противовеса. И вот мы оказываемся на дороге, ведущей вдоль крепостной стены в самое сердце крепости. Местами – рукотворные стены, местами – естественные скальные стены. А в целом все это заставляет вспомнить строчки Некрасова «Воля и труд человека дивные дивы творят» Уже потом, на экскурсии по крепости, постепенно видим, как в течение нескольких веков с помощью самых простейших механизмов, управляемых мускульной силой человека или лошадей, воздвигалась эта неприступная крепость. А пока – на стене в каждом углублении, куда занесло чуть-чуть почвы, устроился кустик синих колокольчиков, как будто лоскутки неба зацепились за острые выступы. Цветет стена! А когда поднимаемся на самый верх – видим пару соколов, рыжеватые такие, верткие. Живут здесь, наверное на колокольне.
Крепость начала строится еще в 12 веке, она служила резиденцией князей-архиепископов земли Зальцбург, а земля эта была богатой, и месторождениями металлов, в том числе золота и серебра, и соли, и предгорными полями, где выпасали скот. Все эти богатства и позволили князьям-архиепископам укреплять, достраивать и содержать такую крепость. В ней нет источника воды, зато внизу, под самой резиденцией, имеется большая цистерна, в которую с помощью тягловой силы лошадей и специальных воротов закачивали воду снизу, из реки. Если вода оказывалась не слишком хороша, ее пропускали через специальный петь сквозь песок и гальку для очистки. А еще воду давали многочисленные крыши крепости, везде были емкости для сбора дождевой воды, ведь дожди тут не редкость. Считается, что все эти водные запасы могли обеспечить питьевой водой почти 500 человек, а также лошадей, коров, волов, кур, которые тоже были в крепости, как для проведения различных работ, так и для пропитания слуг архиепископа и гарнизона. Обычно в крепости находилось не более 150 человек, и архиепископ в ней постоянно не жил. А когда случались осады  (войн она выдержала немало, от Тридцатилетней, до крестьянских восстаний), вот тогда и увеличивалось население крепости до 500 человек, включая скотницу и кухарку.  Внутри крепости можно видеть два каменных колодца, через которые воду брали из подземной цистерны. Рассказывают и легенду о Зальцбургском быке – во время Тридцатилетней войны, когда крепость долго была под осадой, в ней из животных остался единственный бык. И его каждый день выводили на стену, перекрашивая в разный цвет, дабы показать осаждающим, что припасов у защитником много и сдаваться им нет резона. И помогло, те отступили. Может быть поэтому, на улицах Зальцбурга полно рекламных гипсовых быков и коров, раскрашенных то в ромашку, то в горошек.
В связи со всем этим животноводством в крепость не дозволялось приводить собак.
А запасы были в крепости немалые. Экскурсия начинается как раз с амбара, где хранили соль – одно из основных тогдашних богатств, а ниже есть еще и подвал, где хранили муку, крупы, 5 соленых волов, и другую слонину и копчености. Дворец архиепископа начинают осматривать с кухни. Непростая эта штука – средневековая кухня. Тяжеленные сковороды, огромные кастрюли, не слишком большая печь, топившаяся дровами, низкий потолок. Можно себе представить, как приходилось тут трудится единственной кухарке. Должно быть, подбирали постарше и пострашнее, чтобы не смущать воинов.
 Интересно было посмотреть на экспозицию, где стилизованные человеческие фигуры держат в боевом положении различное старинное оружие: мечи, пики, моргенштерны.
А покои архиепископа по-своему величественны. 16- век, не то, что пышное и маловразумительное барокко. Помещения отделаны резным деревом, орнамент выкрашен зеленой, красной краской, но довольно скупо, и местами позолота. По стенам простые деревянные лавки, и стулья и стол для архиепископа и приближенных тоже деревянные. Все это делали местные мастера. Кровать архиепископа тоже простая деревянная, хотя деревянный же балдахин украшен резьбой. Поражает ее маленький размер – хоть и приходилось читать, что люди в прошлом были низкорослы.
Обратно из крепости спускаемся по петляющей вокруг скал и стен ( а укрепления в несколько рядов) пешком. По этой дороге, оказывается, в крепость каждый год едут на лошадях участники общества реконструкторов в боевом облачении.
Осмотрев крепость, понимаешь, сколько трудов и ресурсов по тогдашнему времени требовалось, чтобы создать этот символ власти. Но не только символ, но и реальную военную силу. Ведь крепость ни разу не была взята, и только войскам Наполеона сдалась без боя, тогда уже такие укрепления не имели военного значения и сдача позволила сохранить памятник прошлого. Еще при Франце-Иосифе в ней была тюрьма и небольшое количество солдат, но вскоре император приказал все это превратить в памятник старины.
А после экскурсии уже можно неторопливо спуститься по вьющейся дороге вниз пешком, еще раз посмотреть на скалы и стены.
       На следующий день возле Andrea Kirche, довольно простого, но внушительного по высоте, храма, вместо автостоянки оказывается небольшой рыночек. тут продают продукты крестьянского труда: клубнику, черешню, свежую спаржу, другие овощи, и разнообразный черный хлеб. Покупаем хлеб, такого в Bille нет. Он мягкий, с румяной корочкой, чем-то напоминает круглый хлеб, который когда-то пекли в Москве, но тот был все-таки вкуснее. А клубника местная, красивая и вкусная. Быстро подсчитав сколько это стоило бы в рублях, поняли, что недорого, купили и тут же съели.
Наша цель  - гора Unterberg. к ее подножью можно за полчаса доехать на автобусе. Канатная дорога необычная, не просто маленькие кабинки, а красивый сине-белый вагончик, куда умещается около 30 человек. Вагончики, конечно, идут в противовесе, но они не только большие, но и имеют удобные стекла для обзора окрестностей. Есть на что взглянуть, впереди – сама вершина, внизу то разноцветные скалы, то тонкие отважные ели, то глубокие пропасти, аж дух захватывает, то ровная зелень соснового стланика. Красоты гор трудно описывать, но смотреть на нее можно бесконечно. Немного уши закладывает от быстрого подъема, немного страшновато глядеть в пропасть и на отвесные скалы. Думаешь, как же это сумели проложить здесь эту дорогу. И вдруг вагончик выныривает из провала и останавливается. Дальше – ресторан, а от него тянется удобная, местами даже с перилами дорожка на одну из двух вершин.  Горное солнце, высокогорный заказник с необычными растениями (синие опушенные колокольцы горечавок, толстенькие белые звездочки, что-то еще розовое, камнеломки, и синие крошечные пятилистники другого вида горечавок) все низенькие, с толстыми стеблями и яркими цветками. на них садятся шмели и пчелы. Ходить можно только по дорожкам, чтобы не повредить растениям, а из названия и описание имеется на специальной табличке. Без особого усилия поднимаемся на вершину. Красотища! Можно по стендам разбираться, какая из вершин где расположена, можно просто любоваться природой и Зальцбургом. Наглядевшись, спускаемся, чтобы попробовать подняться на вторую вершину. Она много выше, и хотя дорога оборудована специально для чайников, мы решаем, что для подъема туда понадобиться много времени, а ведь еще и спуститься надо. Здесь уже не заказник, можно посидеть на камнях и траве, съесть бутерброды и черешню. Альпийские галки, черные, словно грачи, с нарядными красными лапками и клювом ярко-желтым, как цветы горной лапчатки, растущей тут же, устраиваются поблизости. Они тут явный аттракцион для туристов. Стоит только кинуть им кусочек хлеба, ловят на лету, и подбираются все ближе. Черешни, брошенные им в качестве разнообразия, хватают мгновенно и утаскивают куда-то вдаль. А на их место являются новые галки. Вот теперь вырастет где-нибудь в ущелье черешенка.
По дороге обратно обнаруживаем типичную картину из школьного учебника – выход камня на поверхность и его разрушение под действием воды, ветра и контраста температур – выветривание. Изрядного размера мраморный кусок весь растрескался, и держится не пойми как. Крошечный кусочек розового мрамора у меня на письменном столе, напоминает о горе Унтерберг. А дальше немаленький пласт снега, рыхлого, как в марте, но совершенно не грязного, можно лепить снежки. Сверху видно переплетение тропинок, по которым поднимаются и спускаются люди с рюкзаками и альпенштоками. Видно, здесь любимое место не только горнолыжников, но и просто туристов, которым нравится «wandern in Gebirge»  - бродить по горам, развлечение, хорошо известное мне из немецких народных сказок. теперь понимаю, почему это так называется. Горы не слишком высокие, тропинок много,  вдали виднеются снеговые вершины, можно весь день бродить и радоваться жизни. Но мы решаем поехать обратно, ведь еще хочется успеть побывать в летнем дворце князей-архиепископов Hellbrunn (cветлый источник), потому что назавтра ожидается дождь.
Удивительно, что комаров почти нет, только на горе меня пару раз укусили мошки.
Наверное, это потому, что климат все же в целом сухой и нет болот.

      В Хелльбруне посещаем дворец, который интересен  и интерьерами (так, имеется круглая музыкальная комната, где проходили концерты, а на стене изображен сам архиепископ в окружении знати, причем одет в светскую одежду и преподносит певице цветок). На стенах в залах забавные картины: архиепископ Маркус, который и был первым хозяином этого дворца, любил разные диковинки, у него был зверинец, где обитали попугаи, пеликан и другие птицы и звери. Эти его любимцы изображены на больших потемневших уже картинах местными живописцами. Есть целый зал рыб, правителю преподносили особо выдающиеся экземпляры и он приказывал, прежде чем отдать чудо природы на кухню, нарисовать их «портреты» в натуральную величину. Здесь есть портреты любимого попугая, пеликана и других обитателей епископского зоо.
Возле дворца  - галерея фонтанов –шутих. Самые разные, от простейшей пиршественной залы под открытым небом напротив летней сцены, до целого кукольного представления, где фигурки двигаются исключительно за счет искусно устроенных сзади потоков воды. Пиршественная устроена так: мраморный стол, мраморные скамьи, впереди – что-то вроде сцены. Для епископа специальное сидение. Можно себе представить, как гости ели и пили, слушая музыкантов, и вдруг, по тайному знаку епископа, слуга, прятавшийся в зелени, нажимал рычаг и из небольших отверстий в скамьях били вверх струи воды, обливая всех, кроме хозяина.  Есть оленья морда на стене, которая выдает струю воды при прикосновении. Водяной кукольный театр тоже окружен отверстиями, откуда на увлеченных рассматриванием движущихся фигурок зрителей летят струи.
Епископ Маркус был родом из Италии, его вкусы сказались и на некоторых интерьерах дворца и здесь, среди фонтанов. Имеются помещения, сделанные в духе римских терм, где тоже можно получить неожиданный душ. В одном из них на мраморном столе лежит металлическая корона. Экскурсовод нажимает на рычаг и вот она уже парит под потолком на верхушке водяного столба, столб то делается выше, то ниже. Пока посетители любуются водяной игрой, с разных сторон  на них обрушиваются водяные струи. День жаркий, это приятно и весело. Не зря детский визг слышался отсюда аж до дворца. А еще в небольших каналах, соединяющих фонтаны между собой и служащих для слива воды, преспокойно плавают два осетра. Должно быть, забрались сюда по каким-то водным путям из епископских прудов. пруды расположены ниже, грязноваты,  по описаниям. в одном из них живут осетры, в других форель, карпы  и золотые рыбки. Видели только золотых рыбок и карпов, но какие карпы! Слоны!
В общем зальцбургские епископы были далеко не  дураки в смысле хорошо пожить. Они не только воевали и правили, но и понимали толк в музыке, причем светской, архитектуре, других изящных искусствах, не чужды были и юмора. Да у некоторых их них были и дети, причем им удавалось устроить так, чтобы отпрыски получали дворянство.  Зоопарк в Шенбрунне тоже устроен родним из епископов. Трудно сказать, каков он был в те давние времена, но сегодня это совершенно замечательное место. Вольеры с животными просто огромны, причем одна сторона вольера расположена возле отвесной скалы, проходящей сквозь весь зоопарк, другая сторона либо ограждены высоченной металлической сеткой. если это место проживания хищника, либо маленьким заборчиком, перед которым удобный ров с водой, если это, к примеру горные козы. В этом рву животные и купаются.  В вольерах чего только нет, и деревья, и заросли, и камни, и даже, небольшие ручейки, стекающие со скалы. Есть премилый вольер пампасных собачек, совсем ничем не огражденный, похоже, там по проволоке слабый ток пущен и звери знают – сюда не ходить. у этих грызунов норы и малыши. Они ведут себя так, как будто немногочисленные зрители им совсем безразличны. Тут же есть забавный небольшой домик, где в интерьере крестьянской избы живут крысы и мыши.
Особенно поразили обезьянки, обитающие в огромном вольере с высоченными деревьями. уж там-то совсем вроде бы нет никакой проволоки с током. Однако они никуда не убегают. Сидят себе на ветках, как у себя дома. А еще есть гнездовье серых цапель, тоже на больших деревьях, не очень даже понятно. они тут поселены или просто завелись сами. Никакой сетки над ними нет.
Покидая летнюю резиденцию князей-архиепископов, видим, как с гор в Зальцбург спускается дождь.

    К утру гора за окном, толстая и лохматая как медведь, деревья на ней растут, вся покрыта сверху туманом. Под балконом повисли как тряпочки огромные розы на кусте, больше чем в человеческий рост. Розы в Зальцбурге просто великолепны, высоченные, крупные, все расцветок и форм.
  Дождь. Идем осматривать город. Интересно, что сооружение, напоминающее фонтан и окруженное плитами, где изображены разные породы лошадей, на самом деле называется Schemme    и служила для купания коней. 
   В Зальцбурге два музей Моцарта, один называется «Дом, где жил Моцарт», а именно дом, куда он вернулся после странствий, а другой «Дом, где родился Моцарт». первый был сильно разрушен во вторую мировую войну, при ремонте его облик был искажен и несколько позже реконструирован по старым документам. В этом здании большая экспозиция, посвященная жизни композитора. Не без удивления узнаю, что жена его Констанция, много усилий приложила для издания его произведений и популяризации музыки. Из всех детей остались в живых два сына, они были обычными бюргерами. А отец композитора, Леопольд, прославился как педагог, его учебник игры на скрипке издавался во многих странах и даже в России.  Дом, где родился Моцарт, более атмосферный, там сохранилась планировка комнат, Некоторые вещи, он  построен в тринадцатом веке, мощные стены, небольшие комнатки с низкими потолками, жили в нем богатые купцы, и пословица «мой дом-моя крепость» применимы к этому зданию вполне. Проходя под низкими сводами, глядя через маленькие окошки, понимаешь, отчего композитор так тяготился атмосферой Зальцбурга. Устои, традиции, купеческий дух. Моцарт, кстати, зарабатывал не так уж мало, по меркам того времени, но ни он сам, ни его семья не были склонны к накопительству и бережливости. А еще он совсем не хотел быть придворным музыкантом и стремился к свободе, а это делало заработок ненадежным.
В ратуше – картинная галерея. Живопись в основном местная, не особенно выдающихся художественных достоинств, но 15-18 века. Интересна планировка  - не по датам, не по художникам, а по тематике. Война, развлечения, повседневная жизнь, сюжеты из библии и из античных мифов – и можно проследить. как менялся стиль и мастерство художников с течением времени.
В этот дождливый день еще побывали на улочке, где расположены магазины для туристов. Тут можно купить значки, посвященные Зальцбургу и сделанные в стиле прошлого века, металлические, с простой застежкой. Можно посетить антикварный магазинчик, их тут множество. Можно полюбоваться на выставленные в витринах дидрл – национальные сарафаны, обычно ткань одного цвета или близких оттенков, а рисунок на разных частях – разный, где в горошек, где в полоску, где в клетку, где в цветочек. Носят эти сарафаны с белыми блузками. И ведь в самом деле носят, по крайней мере, в деревнях.  На этой улочке, узенькой, как положено в Старой Европе, одни магазинчики и кафе. У каждого вывеска стилизованная под старину, даже у Макдональдса или Zara. Вывески настолько занимательны, что на них глазеешь, как на музейные экспонаты, тут и металлические орнаменты, и кованные цветы, и фигурки людей и животных. А еще тут довольно дешевое и вкусное рыбное кафе. Еще один замечательный магазинчик (не на этой улице) – это магазин деревянных изделий. Надо признать, что в музеях, в том числе и в Вене сувенирные магазинчики скучны невероятно. Китайский кич и путеводители. А магазин дерева в Зальцбурге – это уже национальное народное искусство. Тут можно заказать деревянную мебель в сельском стиле в любую страну мира, тут выставлены на продажу целые композиции из деревянных фигурок, в основном это так называемые «вертепы» - т.е. сцены, изображающие Рождество. Композиции многофигурные, от Мадонны с младенцем и волхвов (размером не больше ладони) до самых различных животных, коровы, лошади, верблюды, домашняя птица. Каждая фигурка продается отдельно. Прикупила деревянного петушка, размером не больше 5 см. Чрезвычайно реалистичный. Продаются деревянные фигурки Богоматери и различных святых, броши, изображающие эдельвейс, тонко вырезанные распятия от крошечного, не больше 5-7 см, до больших, метр и больше.  Уже позже, в St. Gilgen видели еще подобный магазинчик, так там владелец его сам, сидя возле кассы, вырезал фигурки.

   А к вечеру дождь прекратился. Значит, завтра можно будет попробовать поехать на гору Werfen, где на высоте около 1700 м расположен знаменитый Eiswelt, ледяные пещеры, оборудованные для посещения совершенно неподготовленными туристами. 
Холодно, кажется, дождь все-таки начнется снова. Дорога в гору асфальтовая, вьется как и положено серпантином. Автобус доезжает до площадки для транспорта, где останавливаются также автобусы организованных тургрупп и поворачивает обратно. теперь надо идти вверх пешком. Дождь накрапывает, дорога дальше вверх уже пешеходная, но довольно удобная, везде перила, возле крутых мест- ограждения. Чем дальше, тем холоднее, воистину мы идем в ледяной мир. Снег виден по склонам, и даже начинает идти. Мокрый снег ложится под ноги, делается скользко и мокро. Но до чего же изумительные виды открываются со смотровых площадок, несмотря на туман. Клоки облаков, снег, на скалах, на тонких  с редкими ветками елях. цепляющихся за кручи. Небольшие водопады, ручьи. Когда мы доходим до станции канатной дороги, чувствуем себя замерзшими, несмотря на одетые теплые вещи. Хорошо еще, что обувь более менее осеннего характера. Хотя тут хорошие кроссовки были бы уместны. Канатная дорога везет над заснеженными ущельями, над «засахаренными» елями и скалами. кажется, кто-то из туристов увидел внизу горную козу. Остановка. Дальше надо идти снова пешком, тропинки посыпаны гравием и удобны, но снег уже просто валит и под ногами снежная каша. Даже жаль, что на станции канатной дороги, в сувенирном ларьке не купили теплых носок и шапочек с символикой «ледяного мира». Поднимаемся, периодически останавливаясь возле ограждений, чтобы перевести дух и попытаться из-под зонтика что-то сфотографировать.  И вот мы возле входа в пещеры. Здесь формируют группы примерно человек по сорок, на каждые пять человек выдается старинного образца керосиновый фонарь. Холодно. Ветрено. И когда экскурсовод приглашает внутрь, мы даже чувствуем, что стало теплее, еще бы, ветра внутри нет совсем, хоть и температура на несколько градусов ниже нуля. Экскурсовод рассказывает, что в теплые дни, когда разница температур значительная, в пещерах гуляет сильнейший ветер. У самого входа  - замерзшее озеро. Экскурсовод лихо прокатывается по его глади на ногах и начинает рассказ. пещеры эти были открыты в конце девятнадцатого века, и только уже относительно недавно приведены в такое состояние, когда в них может войти совершенно неподготовленный человек. Работы в самом деле произведены грандиозные. Пещера просто огромна. И по всему маршруту проложены качественные алюминиевые и деревянные пути, лестницы, перила, ограждения, так что путешествие по этому подземному замку, созданному водой, не представляет никакой трудности. Экскурсия идет не слишком быстро, позволяя всем и каждому не только успеть вовремя дойти 9 а лезть нужно все вверх и вверх, там, вроде бы не меньше 500 м подъема), но и вдосталь налюбоваться открывающимися видами. Местами экскурсовод поджигает специальные фитили, чтоб осветить «ледяные скульптуры». Перепады температур, смена времен года приводит к их постепенному изменению. Там, где когда-то был «слон», теперь «верблюд», но красивы и просто ледяные сталактиты. Особенно впечатлила ледяная дева: лицо, склоненное над ледяным же зеркалом, челка из ледяных сталактитов падает на лоб. А сама природная скульптура просто огромна, наверное, высотой с двухэтажный дом. Самая высокая точка в пещере – и можно с ужасом глядеть на широкую, высоченную гладкую ледяную гору, где только кое-где торчат наледи и шипы, и куски скалы. Так и представляется, что это адская ледяная гора «Божественной комедии», по которой вниз  катятся грешники. Спускаясь вниз, обращаю внимание на противоположную стену (тут движение одностороннее) – цепочка огоньков и крошечных фигурок, как будто гномы в сказке. До чего же огромна пещера! низких коридоров всего несколько, да и то, там нужно всего лишь пригнуться. Проходим мимо могилы открывателя пещер. Он был солдатом в Первую мировую войну и погиб.
Подумать только, мы даже согрелись в этом царстве льда. На улице по-прежнему сыро, туманно, только снег перешел в дождь. Вниз бежитcя веселей, дальше спуск по канатной дороге, и тут премилый маленький ресторанчик, где нам повезло оказаться возле зеленой кафельной печки. Красота. И вкусно. Подкрепившись, выбираемся обратно на дорожку, холод уже не кажется таким пронизывающим, да и дождь кончился. Довольные, спускаемся к автобусной остановке, по дороге фотографируя окрестности. В пещере фотографировать не разрешается, но это и к лучшему, а то бы фотолюбители тормозили группу, да и фото в условиях такого освещения получались не очень. Во всяком случае, открытки с видами пещеры, которые продают в сувенирном ларьке возле входа на канатную станцию. совсем не похожи на то, что видишь своими глазами.
Автобус будет еще не скоро, дождь кончился, туман рассеивается и мы решаем идти вниз пешком прямо по асфальтовой дороге. Идется легко и весело, через некоторое время автобус обгоняет нас, водитель приветливо машет рукой, мы кричим «Danke, nicht», и шагаем дальше. Вскоре внизу уже видна крепость Hoch Werfen, которая чем-то напоминает зальцбургскую и сама находится на солидной высоте. Вряд ли мы успеем посетить ее, но зато у нас почти горная прогулка! Шагаем вниз, рассматривая по дороге различные горные растения и травы. Теперь уже видно, что в крепости собралось много народа – ждут прилета ручных соколов. Эта крепость славится не только как архитектурный памятник, но и как место, где можно наблюдать соколиную охоту в историческом стиле.
В самом низу – фермерское хозяйство с бело-рыжими коровами за изгородью и серьезной пастушеской собакой. Тучи развеиваются, даже появляется  солнце. Пещера, горные пейзажи так и стоят перед глазами.

На следующий день прощаемся с Зальцбургом. День солнечный и не слишком жаркий. В  Андреа-кирхе служба. Хор поет по-настоящему, а не фонограмма. Возле церкви – нищий. Серьезный пожилой небритый дядька, одетый бедно, но чисто, с алой лентой через плечо и стеклянной рюмкой в руке. Чувствуется, что профессионал. Хоть и не люблю нищих, но кладу в его рюмку монетку. Он кажется чем0то стилизованный, вроде соколиной охоты, хотя, кто знает. Вообще-то попрошайничать везде запрещено, о чем говорится в специальных правилах на остановках общественного транспорта. Значит, все-таки, бывает. Но не видели.
Посещаем дворец Мирабель. Не сам дворец, там различные выставки, а голова уже не вмещает информации, а замечательно уютный и милый парк. Тут и Пегас в фонтане, и добродушные львы и злющие  или насмешливые гномы и гномихи под сенью старых буков и лип. Но краше всего розы. Огромные кусты возле каменной стены и отдельный сад роз, а еще бегонии, самых различных расцветок и форм. В саду играет небольшой оркестр по случаю выходного дня.
В этот день мы еще полюбовались бурной речкой, протекающей через город, и ярмаркой народного искусства на набережной. Ярмарка немаленькая. чего тут только нет!  Деревянные изделия, от крошечных ложечек для пряностей, до огромных парковых ваз из капа, каменные скульптуры для садов, кожаные изделия, деревенские брошки в крестьянском стиле (собранная на сборку цветная ткань в виде круга, а посредине или нарядная пуговица под старину, или металлическая фигурка животного или птицы или вырезанная из коровьего рога фигурка оленя или просто орнаментальная штуковина) И ни одной одинаковой! А больше всего понравились разнообразные крутилки – на тонкой леске деревянные изогнутые с камешком или стекляшкой, витые спиральки разной формы, стеклянные – и все это крутится, блестит под ветром с гор. А еще флюгера, для крыши или просто для сада. А еще две или три палатки индейцев, играющих на национальных инструментах и продающих индейские сувениры. А еще очаровательные соломенные шляпки.

   Пройдясь напоследок по улице с вывесками и пообедав в понравившемся рыбном кафе, едем на автобусе в St Gilgen.Это небольшой населенный пункт на берегу горного озера Wolfgang See. Место известно тем, что тут родилась мать Моцарта и сохранился дом, где жила впоследствии сестра композитора со своим мужем –судьей. Возле дома фонтанчик, скульптура изображает юную мать Моцарта  с обручем. На стене дома – мемориальная доска.
Само местечко невелико. Дома – просто пряничные домики, в центре стены разрисованы старинными фресками, изображающими то диковинные цветы, то сцены охоты, на углу одного из домов устроился бронзовый гном. Наша гостиничка – двухэтажная, деревянная, построена в 1924 году, хозяйка живет в этом же доме. Внутри много забавных украшений на стенах в старинном духе – гербарии под стеклом, ангелочки из воска, но занятнее всех – елочки, вырубленные из половинок березового полена.  Очень уютная квартирка под самой крышей, на балконе – цветут петунии. Вся деревня живет за счет туризма, сюда зимой приезжают горнолыжники, есть подъемник, а летом – желающие побродить по горам и отдохнуть у озера.  На набережной любуемся синими чистейшими водами озера и красавцем-лебедем, интересно, он дикий? Пляж общедоступный оказывается только один, совсем крошечный и непривлекательный,   а остальные поделены между гостиничками и туда могут ходить только постояльцы. Возле кирхи – майское дерево: высоченный столб с венком поближе к верхушке. Интересно, на него в положенный день в самом деле взбирались парни, чтобы показать удаль и сорвать подарочек для своих девушек?
Утром следующего дня отправляемся на небольшом кораблике по озеру к горе Schafenberg  - Овечья гора. Она замечательна тем, что еще в девятнадцатом веке на ней была проложена железная дорога, подвозящая почти что к самой вершине. По это дороге ходит ретро-паровоз, который топится углем и в котором вагончики такие же, как были тогда. А гора немаленькая, в чем мы убедились на обратном пути. Наверху прекрасная возможность посмотреть на окрестности, на озеро Вольфганга, был тут такой местный святой, молитвой останавливал скалы при землетрясении, много открыл источников и горных троп, был, можно, сказать. настоящим альпинистом. Сама вершина не очень примечательная. почти плоская, и таких цветов, как на Унтерберге, нет. Здесь в основном лапчатка, уже отцветший адонис, а ниже – огромные луга европейской купальницы. Говорят, сюда надо приезжать попозже, когда разнотравье войдет в летнюю силу и расцветут маки. Но красиво все равно, каменные дорожки, помеченные красно белым, чтобы туристы не заблудились, вкусная вода из родника, сосновый и еловый стланик, солнце.
Решаем спуститься вниз пешком, дорога кажется совсем простой. По тропинке через горный луг, мимо зарослей стланика, ниже последней станции паровозика,  - а дальше петли неплохой грунтовой дороги. Но она так петляет, что , кажется, идем не вниз, а опять вверх. Решено – бросаем дорогу и спускаемся по крутой тропинке под сводами елового леса. молодежи легко, а мне с моими лишними килограммами тяжеловато и страшновато. Хорошо, что молодежь помогает. В общем, спуск был довольно таки долгим, по дороге прошли место, где бывал святой Вольфганг, там на скале прикреплено описание его деяний. Пока спускались, оказалось, что уже почти семь часов, и катера по озеру не ходят. Остается только одно – или снять комнату в этом селении, где тоже сплошные гостиницы или вызвать такси. После некоторых затруднений с языком, нашли в одной гостинице хозяйку, которая поняла наш английский и вызвала такси. Оно оказалось дешевле комнаты, да и переодеться после марш-броска хотелось.

    С утра следующего дня полил дождь. Горы уже не привлекают, едем в курортное место Bad Ischl, где термальные источники и минеральные воды. Там приятнейшие так называемые термы – бассейны с соленой и несоленой водой разной температуры, с всякими гидромассажными устройствами, а также Lazy River  - место, где можно плавать по кругу по довольно широкому потоку, то под крышей, то мимо открытых берегов с деревьями и кустарниками, то заплывая в гроты опять же с гидромассажными установками. периодически в этом занимательном бассейне, похожем на небольшую речную петлю, включается поток и тогда вообще можно просто лежать на волнах, а поток несет сам по кругу. Приятное и забавное место.
По ходу дела выясняется, что из Bad Ischl можно доехать электричкой до Линца, посмотреть коротко этот город и к вечеру успеть в Вену на «веселую вдову» в Народной опере.

  Линц встречает нас хмурой, хотя и бездождной погодой. От этого этот промышленный центр кажется серым и мрачным. Иного на центральной улице старинных скульптур Мадонн и святых в нишах на зданиях. Церковь святой Урсулы пуста, настолько пуста, что оторопь берет и мы выходим, не  решившись осмотреть ее хорошенько. Тут наконец-то видим Дунай, куда не добрались в Вене, он здесь не велик, а на берегу – остатки старой крепости, с прудами золотых рыбок и памятником Кеплеру. здесь же большое современное здание музея. Музей огромный, из серии – всего понемногу,  осмотреть его весь не хватает времени и задора. Посмотрели  отдел старинных машин и отдел искусства резьбы по дереву, церковного. Очень любопытно было увидеть, как от тринадцатого к девятнадцатому веку возрастает мастерство резчиков и от наивных фигур дело доходит до реалистических и даже жутковато натуралистичных.
А в целом, уже видимо, начала сказываться усталость от впечатлений, и поэтому Линц не слишком запомнился.

Вечером уже в Вене.  «Веселая вдова»  в Народной опере прекрасна. Это почти премьера, красивые костюмы, хорошие голоса, динамичное построение действия и современные, но красивые декорации. Отдых в небольшой гостинице возле парка Пратер, и на следующий день вылетаем домой.
Что можно сказать в заключении? Австрия производит впечатление уютной консервативной и спокойной страны, где туризм –одна из важных отраслей хозяйства и где забота о гостях страны, приносящих серьезный доход, находится на очень высоком уровне. Здесь можно почувствовать себя покорителем гор, не имея ни снаряжения, ни сноровки, найти развлечения на любой вкус, от вкусной еды до шедевров мировой культуры. Конечно, здесь есть свои проблемы, хотя их туристу и не видно. А приехать сюда на отдых или с познавательной целью и приятно, и при надлежащей подготовке, в виде заказов заранее по интернету, не слишком  и дорого по сравнению с другими зарубежными странами.


Рецензии
Интересно, только вот миниатюрой никак назвать нельзя. Это совсем другой жанр.

Татьяна Малыш   25.08.2012 15:33     Заявить о нарушении
Да, и отредактируйте, пожалуйста, тут повторы.

Татьяна Малыш   25.08.2012 15:39   Заявить о нарушении
опечаток тут море. некогда поправить. когда-нибудь соберусь

Эстерис Ээ   26.08.2012 15:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.