Музыкальный урок
Они были удивительно бесталанны.
Даже мне, человеку, далёкому от музыки, сразу же становилось ясно, что налицо
абсолютно клинический случай.
Непонятно было лишь, кто больше безумен – родители или дети.
И те, и другие свято верили в высоту судьбы, в жизнь, связанную с искусством.
Во всём остальном, это была нормальная семья – дружная, гостеприимная, не чуждая юмора,
розыгрышей, развлечений.
Но касаться музыкальных способностей дочерей, тем более, в критическом плане, запрещалось.
В разговорах на эту тему нужно было использовать только превосходную степень.
Мне запомнились мучительные минуты импровизированных домашних концертов.
Мама девочек выходила на середину комнаты и звенящим от волнения голосом объявляла:
- Черни. Этюд.
Отец закрывал глаза, предвкушая блаженство.
К инструменту подходили Женя или Ира и с силой били по клавишам.
У Жени получалось иногда нечто более связное. Ира вообще не имела ни к этюдам Черни,
ни даже к простым гаммам абсолютно никакого отношения.
Вскоре я уехал из этого города, лишь иногда приезжал по командировочным нуждам.
Про семью, где две девочки по очереди терзали пианино, забыл напрочь.
Прошли годы
Однажды двоюродная сестра попросила сопроводить внука в музыкальную школу.
Внук, мальчик лет десяти, обладал хорошим слухом, на лету схватывал любую мелодию и тут же мог её пропеть.
Внука звали Сеня.
По дороге мы разговорились.
- Ты любишь музыку? – спросил я Сеню.
- Не так, чтобы очень, – ответил он.
- А что тебе нравится?
- Гимнастика и плавание.
- Так запишись в спортивную секцию.
Сеня посмотрел на меня с тоской и замолчал.
Мы зашли в здание музыкальной школы.
Класс, который посещал Сеня, находился в самом конце коридора.
Мальчик как-то нервно освободился от моей опеки, – я держал его за руку, –
и побежал настречу учительнице.
Издали я увидел красивую, шикарно одетую даму.
Она стояла на пороге класса и, глядя на часы, укоризненно качала головой.
Сеня опоздал на несколько минут.
Дама подождала, пока я подойду, и недовольно сказала:
- Это уже не первый случай неоправданной задержки.
Прошу обратить внимание на дисциплину вашего внука.
Я хотел ей объясниь степень нашего с Сеней родства, но дама, резко схватив Сеню за плечо,
втянула его в класс и захлопнула дверь.
Вскоре до меня донеслись странные звуки, издааемые инструментом – что-то среднее
между скрипом немазаной телеги и мяуканьем кошки.
Это продожалось около часа.
Наконец, вспотевший и взъерошенный Сеня выскочил в коридор.
На его лице можно было прочесть радость от завершения неприятной работы.
Вслед за ним вышла учительница.
- Я очень недовольна, – сказала она, – ваш внук туп и ленив.
Каждый урок он отбывает, как каторгу. Я поставлю вопрос перед администрацией школы о целесообразности
его дальнйшего пребывания у нас.
Я посмотрел в лицо учительницы и обомлел. Узнавание произошло на уровне подсознания.
Это была бывшая девочка Ира, так бездарно терзавшая когда-то пианино.
Она не узнала меня. Она упивалась своей высотой.
- Здравствуйте, Ира! – сказал я.
- Не припомню, чтобы мы были так близко знакомы, – холодно отозвалась она.
Я взял Сеню за руку и пошёл к директору школы.
Молодой усталый мужчина в очках, встав при нашем вторжении из-за стола,
вежливо и несколько настороженно поздоровался.
- В чём дело? – спросил он и покраснел.
- Скажите, – сказал я, – вы в курсе, как проводит занятия учительница Сени? Что вы о ней думаете?
Директор снова покраснел и ответил:
- Ирина Александровна – наш лучший педагог. Её очень ценят в управлении культуры.
Кстати, там занимает высокий пост её сестра Евгения Александровна.
Очень серьёзная женщина. А что случилось? – спросил директор.
- Да нет, ничего, – поспешил успокоить его я.
Директор облегчённо вздохнул и оттёр платочком пот со лба.
Мы пожали друг другу руки, как два заговорщика.
В управление культуры я не пошёл.
Но настойчиво принялся убеждать двоюродную сестру перевести Сеню в другую музыкальную школу.
Р.Маргулис
Свидетельство о публикации №211082301600