Стандарты, стандарты, стандарты...

Ко мне нередко обращаются с вопросом – а что такое джаз? Это тот самый вопрос, попытка ответить на который может поставить в тупик кого угодно. Причём нет никакой гарантии, что даже достаточно вразумительный ответ окажется понятым. Кем было впервые сказано, не помню (да это и не суть важно): танцевать о музыке нельзя...
Порой говорят, что джаз – это свобода самовыражения. Против этого тезиса у меня особых возражений нет – в конце концов, свободу самовыражения каждый понимает по-своему. Но вот чего нет в джазе – так это полной свободы. Джазовый музыкант всегда ограничен в том, что он делает в тот или иной момент, причём главное ограничение заключается в исполняемой теме. Почему же? - спросите вы.
И снова – непростой для ответа вопрос. Но я всё-таки попробую на него ответить. Всё дело в том, что джазовые пьесы (равно как и произведения любых других музыкальных форм) подчиняются некоторым общим правилам – и нарушать эти правила не позволено никому (1). И вот тут настала пора перейти к сугубо джазовому понятию стандарта. Итак, что же такое джазовый стандарт? Это – мелодическая линия или же, иными словами, тема (2), уложенная в определённое количество тактов и соответствующие теме гармонии (3). Тут напрашивается ещё один вопрос: неужели все джазовые музыканты играют одно и то же? В данном случае ответ прост: они знают и могут исполнять одни и те же вещи, но благодаря относительной свободе в рамках гармоний, а также импровизациям и некоторым другим моментам, одни и те же темы могут звучать совершенно по-разному.
Именно стандарты и являются тем самым оселком, на котором проверяется состоятельность джазового музыканта. К примеру, для того, чтобы работать в США в каком-либо джазклубе, необходимо назубок знать несколько сотен джазовых стандартов. Да и на джемсейшнах принято исполнять джазовые стандарты – и музыкант оценивается именно по тому, как он может проявить себя в жёстких рамках стандарта в условиях взаимодействия с незнакомыми музыкантами. Сыгравший неудачно и/или невкусно музыкант может не рассчитывать на то, что будет приглашён на сцену ещё раз – и это в лучшем случае. В худшем же – его могут попросту не пустить играть.
По каким же критериям можно определить, является та или иная тема джазовым стандартом или нет? Таковых критериев несколько – так что попробуем некоторые из них назвать. Это, во-первых, издание нот (темы и гармоний) в сборниках джазовых стандартов – т.н. Real Book-ах. Именно благодаря этим сборникам музыканты могут не просто слушать те или иные стандарты в чьём-либо исполнении, но и детально знакомиться с ними и быть готовыми исполнять. Во-вторых, нередко та или иная тема попадает в сборник джазовых стандартов по причине её востребованности в среде джазменов и/или слушателей. И, само собой, наличие просто мелодии – если тему невозможно в буквальном смысле слова напеть, то шансов стать джазовым стандартом у неё немного. Само собой, что искусство джаза не ограничивается стандартами – иначе о развитии и речи не могло бы быть: есть много более сложные формы джазовых произведений, но малейшая попытка даже простой демонстрации новичку более сложных и продвинутых джазовых форм может вызвать у подопытного стойкое отвращение к джазу. Хотя сказанное может в равной степени касаться и неочевидной трактовки стандартов тем или иным музыкантом – для начинающего слушателя она может оказаться неподъёмной.
Что же может стать джазовым стандартом? Ответ очень прост: любая красивая и достаточно богатая в гармоническом плане мелодия (конечно же, есть определённые ограничения – но их мы касаться не будем). В качестве примера известнейших стандартов назову такие, как колыбельная Summertime из оперы “Порги и Бесс”, “Караван” Дюка Эллингтона и Энди Тизолла, бессмертную Besame Mucho (изначально это была просто очень красивая песня), “Girl from Ipanema”, “Take Five” Пола Дезмонда... Но шансы быть уложенным в ложе стандарта (кстати, также используются термины квадрат и сетка) есть и у мелодий, которые принадлежат музыкантам, далёким от джаза по определению. К примеру, множество песен знаменитой ливерпульской четвёрки вошли в репертуар джазовых музыкантов (особенно повезло таким песням, как Michelle и Come Together) – а пианист Дейв Кикоски (Dave Kikoski) даже записал целых три альбома джазовых каверов Битлов. Один из лучших пианистов современности Бред Мелдау (Brad Mehldau) не раз обращался к творчеству рокеров – в его активе каверы на песни из репертуара Битлов, Radiohead и другие исполнителей. Такого рода перечисление можно продолжать бесконечно – так что я назову ещё несколько всемирно известных групп/исполнителей, творчество которых нашло отражение в джазе. Это Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zeppelin, Eric Clapton, Sting…
Перечитал написанное – и понял, что как я ни старался избежать танцев о музыке, это у меня не получилось. Да и попытки ответить на поставленные мной же самим вопросы тоже не очень удались... Наверное, всё дело в том, что я и сам до сих пор ищу ответа на вопрос: а что же такое джаз? Ищу и не могу найти – разве что могу сказать, что переслушал не одну тысячу альбомов. Но всё равно и по сей день ответа, который я мог бы сказать во всеуслышание, нет. И, наверное, уже не будет.
Для меня же лично джаз – это музыка, которую слушаю я. Хотя, возможно, всё обстоит с точостью до наоборот – это джаз слушает меня.

(1) Само собой, есть музыканты, которые нарушают определённые каноны – но для этого необходимо знать, во имя чего это делается и суметь обосновать причины отхода от тех или иных правил.
(2)Тема - основная (индивидуализированная) мелодия, определяющая развитие музыкального сочинения.
(3) Гармония - система аккордов и их взаимосвязей (как правило, подчинённые ведению темы). В джазовых стандартах основа аккорда (нижняя нота) может варьироваться пианистом произвольно, а исполнители на инструментах, на которых невозможно брать аккорды, могут играть любую из нот аккорда.


Рецензии
Да. Интересно. А я то просто слушал всегда джаз и не заморачивался. :)

Александр Папченко   24.08.2011 00:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр... всё дело в том, что я слушаю джаз уже очень долго и очень много - и желание проникнуть глубже возникает само по себе.

Ровшан Сананоглу   24.08.2011 08:03   Заявить о нарушении