У-днк-генеалогия словена и руса

У-ДНК-генеалогия Словена и Руса


Отлично от спорной «Велесовой книги» до наших дней сохранилось более 100 списков «Сказания о Словене и Русе…» (с вариантами названий), датированных в основном второй половиной XVII века, в том числе в Летописном своде патриарха Никона 1652—1658 годов, «Хронографе» 1679 года, Новгородской III летописи, Мазуринском летописце Исидора Сназина, новгородских Забелинской и Погодинской летописях; и т.д. . Современные издания чаще основываются на списке из «Хронографа» 1679 года.
Историки А. В. Лаврентьев и Е. С. Галкина предполагают, что «Сказание...» было составлено основателем сибирского летописания митрополитом Киприаном (1626—1634 гг.), хотя версии о миграционных передвижениях Словена и Руса, их взаимоотношениях известны задолго до XVII века. Так, арабо-персидские авторы с XII века приводили сказания о русах и славянах с упоминанием эпонимов Рус и Славянин[2], иногда средневековые авторы ретроспективно связывали русов с более ранними событиями до VII века. Ещё с XIV века в западнославянском эпосе фигурируют Чех, Лех и Рус (Мех).
Конечно, этот источник более опасен антиславянизму и норманизму, поэтому информационные игры чаще выстраиваются вокруг ВК. Примерно с целью – да вот история славян из всяких бреден 20 века и состоит.
http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=34113
http://www.proza.ru/2010/12/10/526
http://www.proza.ru/2009/07/30/227
http://www.proza.ru/2008/11/25/185

Сказание о Словене и Русе вписывается в отечественные эпические традиции.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110018.htm

Легенды о Славене и Русе
Отечественные литературные тексты в древнегреческих и иных передачах известны задолго до нашей эры. Этнегенетическими легендами наполнен эпос разных народов задолго до нашей эры. Геродот почти 25 веков назад пересказал легенду о происхождении сколотов (скифов), которые сами вели своих родоначальников от Зевса (быка-тура) и русалки (дочери Борисфена: Днепра). Затем отец истории привел «Слово о войне царей и народа киммерийского», «Слово о войне Скифии с Дарием Великим» и другие произведения северян.
К сожалению, эти тексты как бы существуют в «обратных переводах». Образованные северяне успешно пользовались греческим и латинским языками. Приазовье и Северное Причерноморье подарили археологам тысячи свидетельств античной письменности. Они обобщены «Корпусом боспорских надписей» (1965) и другими подобными публикациями. Свидетельств античной письменности пращуров-земляков россиян – множество.

Диодор Сицилийский почти 21 век назад на основе местных скифских преданий дал новые варианты легенды о происхождении скифов, где фигурируют скифские пари Пал и Нап. Их потомки «подчинили себе обширную страну» от Дона до Фракии (Болгарии) и от Кавказа «распространили свое владычество до египетской реки Нила» (ВДИ. 1947. № 4. С. 250). Есть и другие интересные тексты. Например, о хождениях апостола Андрея по землям будущей Руси (почти 20 веков назад, записи примерно 10 – 12 веков назад).
В начале средних веков появились легенды о происхождении гуннов от придонских ведьм и злых духов (16 веков назад), о приазовском царе Кубрате и его сыновьях, включая Бояна. Они известны по византийским и другим источникам с VI—VIII вв. н. э. (Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. М., 1995. С. 229, 275, 277; примеч.).
Эти отечественные тексты продолжаются летописными традициями описаний «словен» и «русов» (литературно противопоставляемых друг другу). Фрагменты этих традиций видны при упоминании первого послепотопного времени, событий 862, 898, 907 и некоторых других годов Традиции отразились в арабских и некоторых других источниках.

Вот перевод персидского «Собрания историй» 1126 г.:
«...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: «Здесь обоснуюсь и им легко отомщу (сюжет схож с сюжетами о сыновьях Кубрата).
(Славяне) делают жилища под землей, так, чтобы хотод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей...».
Подобные мотивы унижения сколотов (скифов) известны в версиях Диодора и Геродота. Ко временам Геродота восходит и описание северных парных бань, что с веками — понятно — менялись. Бани новгородцев хорошо отражены легендой об апостоле Андрее, о банях славян упоминали источники и в начале средневековья, уже во времена Аттилы Приазовского более 15 веков назад.

К сожалению, «чисто русские тексты» легенды о Словене и Русе (хотя этих текстов и более ста) сохранились в основном от XVII века. Они христианизированы, обычно изображают скифских князей Словена и Руса братьями. Но стоит отметить — старше на век и более, например, записей русских былин.
Любопытно, что сравнительно полных переводов легенды на современный русский язык, включения этой основополагающей легенды в хрестоматии и школьные курсы русских литературы, истории, новгородики и т. п. до сих пор нет. Дадим вариант перевода:

«Начало Словенску, что ныне Великий Новград именуется.

В лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н. э.), во второе лето после потопа, Ной праведный — праотец наш, второй родоначальник (после Бога или Адама), разделил всю вселенную трем сыновьям своим: Симу, Хаму и Афету. Но отказал в благославлении Хаму, который потешался над наготой спящего отца... Благословил Сима и его сына Арфаксада на заселение Ханаана (русских в средние века семиты именовали «ханаанцами»). Афету же по благославлению Ноя отошли западные и северные страны даже до полуночи.
Годы спустя правнуки Афета — Скиф (по библии: Аскеназ, сын Гомера, внук Афета) и Зардан — отлучились от братии своей и рода своего в западных странах (отражена обратная волна миграций индоевропейцев). Коснулись полуденных (южных) стран. И поселились у Ексенопонта (Черного моря). Жили там много лет, и от них народились сыновья и внуки. Умножились зело и прозвались по имени прадеда своего Скифа. Ведь от Скифа, правнука Афетова, и прозвалась Скифия Великая.
И возникли между ними распря и междоусобие (=============== У-ДНК-генеалогия имеет свои данные на этот счёт: см.: ниже: П.З.) , много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен выродком был каган Сыроядец (андрофаги-людоеды у Геродота).

Скифские князья Словен и Рус мудростью и храбростью в здешних родах всех превосходили. Начали премудро размышлять с подданными своими. И рекли сие:
«Или только и есть вся вселенная, что под нами ныне? Неужели нет во жребии праотца нашего Афета еще части земли благой и ко вселению человеческому угодной? Слышали от отцов своих, как благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета землей всего западного и северного и полунощного ветров. И ныне ужо, братья и друзья, послушайте совета нашего. Оставим далече от нас вражду и несогласие, что творятся в нас из-за тесноты. Подвигнемся и уйдем от земли сей. Пойдем по вселенной света сущего, во жребий прадедов наших (намек на возможность первоначального заселениях их пращурами и северных земель). Куда нас приведет счастье и благословление праотца нашего Афета, он и подаст нам землю доброплодородную для обитания нам и потомкам нашим».
Люба была речь эта Словена и Руса всем их людям. И все, как один, решили: «Благой совет князей наших, добра их речь и угодны премудрые указания».

И в лето от сотворения света 3099 (2409 г. до н. э.) Словен и Рус с родами своими отлучились от Ексинопонта и ушли от родов и братьев своих. Обходили страны вселенной, как острокрылые орлы перелетали пустыни многие. Искали себе благоприятные земли для селения. Во многих местах засыпали с мечтой о счастливом крае, но нигде не обрели покой сердцу своему.
Четырнадцать лет (не 40, как Моисей) обходили незаселенные страны. Наконец (в 2395 г.), вышли к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером — во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с родом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом. Поставили град и назвали по имени князя — Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий.
И от того времени новопришельцы, скифы, начали именоваться славянами. И зовутся ныне славянами, хотя прежде были скифы (сколоты).

Некую реку, впадавшую в Илмер, прозвали Шелонь — во имя жены Словена. Реку вытекавшую — Волхов, во имя старшего сына. Младший сын, Волховец, дал имя рукаву Волхова. А три века ранее одна из дальних рек в честь Мосоха была названа Москвой. Мосох затем переименовывал и Скифию в Московию...
Волхов был бесоугодником и лютым чародеем. Бесовскими ухищрениями принимал образ лютого зверя (китовраса), даже крокодила. Залегал в реке и непокорных ему пожирал, а других тащил в воду и топил.
При волхвах люди нарицали всяких окаянных сущими 6огами. Чтили Грома или Перуна (культ прослеживается на глубину до мезолита). Окаянный чародеи Волхов, ради ночных мечтаний и собраний бесовских (скифы в V в. до н. э. в том уличали и царя Скила, а до этого Анахарсиса), поставил градок мал с идолом Перуна. Невежи славили Волхва и его идолов как богов.

Наше же христианское истинное слово сильнее. Окаянный чародей был разбит и удавлен в реке самими бесами. Заклинаниями бесовскими тело его понесло вверх по Волхову, вынесло на берег у городка Перыня (вариант обратного течения Волхова обыгрывался и в христианских легендах). Невежи с великим плачем погребли окаянного и справили погани великую тризну. Ilo поганым обычаям насыпали и высокую могилу (обряд известен индоевропейству тысячи лет назад). Но через три дня после тризнища земля просела и пожрала зверя. Могила его вместе с ним упала на дно адово. Яма бездонная, ненаполнимая — знак могилы его (вероятные проявления карста Приильменья).
Волховец жил во граде отца. Имел своего сына Жилодуха, который утонул в протоке, что и получил его имя.

Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти стадиях (точнее — верстах) от Словенска у Соленого Студенца (источника соли). Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени — Руса, что ныне именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя жены — Порусья. Другую во имя дочери — Полисть. И иные городки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и русии.
От сотворения мира до потопа 2242 года, от потопа до разделения языков — 530 лет, от разделения языков до начала Словенска и Русы — 327 лет. Всего 3099 лет выходит (2409 г. до н. э., не учтены 14 лет хождений; подобные ошибки есть и в летописях).

Словен и Рус жили между собой в любви и княжили там, да в тамошних краях н завладели многими странами. Пошли от них сыновья н внуки княжить по коленам своим. Обрели себе славы вечной, богатств многих мечом своим и луком. Обладали северными странами по всему морю даже до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и Зеленовидиых вод. И по великим рекам Печере и Выме. И за высокими и непроходимыми горами во стране, нареченной Скирь. И по великой реке Оби и до устья Беловидной реки. Ее вода бела как молоко. Там брали дорогих мехами зверей, особо — соболей (оценка реальности сюжета в книге И.Я.Фроянова «Мятежный Новгород»; есть возможности для использования здесь и далее данных У-ДНК-генеалогии).

Ходили и на Египетцкие страны воевать, и много храбрости показывали во Ерусалимских и Варварских странах, наводили великий страх (это подтверждается античными сказаниями о Плине и Сколопите, Пале и Напе, других северных героях).

Во времена Александра, царя Македонского, княжили у словен и русов Великосан, Асан и Авесхан. Они храбростью и мудростью многих превзошли. Александр, сын Филиппа Македонского, был самодержец всей вселенной. Но о словенах и русах во всех странах жаловались ему. Премудрый самодержец и всесветлый царь начал размышлять с подданными своими. Сказал: «Что подобает сделать с сыроядцами (людоедами и т.п.) этими? Ополчиться ли большой ратью и разбить, покорить в вечную работу? Но мешают очень дальние пути, неудобные для походов моря и превысокие горы...».
Подумал. И вместо войск послал к князьям словено-русов дары многие, писания всякими похволами украшенные и самого царя золотое письмо, высокодержавною десницею подписанное.

Послание Александра Македонского гласило (известны варианты письма примерно 9 – 10 веков назад):
«Александр — царь царей и над царями бич божий, всего света обладатель и всех под солнцем грозный повелитель, к непокорным яростный мечом, страх всего света, честнейший над честнейшими.
В далеком и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и мир и милость вам и по вас храбросердечному народу Слоренскому, славнейшему и знатнейшему колену русскому, князьям и владельцам земель от моря Варяжского до моря Хвалынского (Каспия).
Дебелым и милым моим храброму Великосану, мудрому Асану и удачливому Авесхану.
Вечно поздравляю, сердечно целую ваши лица. Приемлю вас как сердечных друзей. И сию милость дарую вашему владычеству. Если какой народ вселится в пределы вашего княжества от моря Варяжского до моря Хвалынского, да будет вам и потомству рода вашего подлежащим вечной работе. Но в иные же пределы отнюдь да не вступит нога ваша.
Сие достохвальное дело подтверждено нашими знаками, подписано царской высокодержавною правицей и скреплено нашим государским золотокованиым гербом-печатью. Дано вашей чести в вечность из великой Александрии, изволением великих богов Марса и Юпитера и богинь Минервы (Афины — Софии) и Венусы, месяца примоса начальнейшего дня (период масленицы).
Поверх строк златопернатых письмен приписано царской рукой:
«Александр — царь царей и над царями бич, сын великих богов Юпитера и Венеры в небе, а на земле Филиппа сильного царя и Алимпиады царицы, нашей высокодержавною правицей утверждаю вечно». (Седов. Славяне... (1994), с. 51, 47, 9, 10, 13, 15).

Эти князья словено-русские, удостоенные великой чести от вседержавного самодержца, очень почитали эту пречестнейшую эпистолию. Повесили ее в божнице своей по правую сторону идола Велеса и честно поклонялись ей, ежегодно празднуя начальный день примоса месяца (божница «Александровы алтари» у гор Рип указывалась античной наукой).
Прошло много лет. От рода славян-язычников появились князья Лалох и Алахерн (приазовский Аларих взял Рим в 410 г.). Начали ноевать с владениями земли Греческой. Доходили до самого Царьграда. Много зла и кровопролития сотворили скипетру Греческого царства.
Храбрый князь Алахерн под царствующим градом был убит у моря. Место то и ныне зовется Лахерново. На нем монастырь честен воздвигнут во имя Пречистой Богородицы. Множество русских воинов тогда под стенами града пало.

Князь Лалох (или Лах), получив много ран, смог с оставшимися воинами возвратиться, имея немало богатств. Но жили и дальше погано, как скоты, не имели закона. О них свидетельствовал своим хождением и Андрей Первозванный.
В Синдике (Анапе) тогда княжили два брата. Одному имя — Валадак. Другому — Синдирех. Языческие боги их порицались тогда за то, что дикие пчелы устраивали в деревянных идолах свои борти (ульи).
Тогда пришел на землю Славянскую праведный гнев божий. Вымерли люди во всех градах и весях, некому было и погребать мертвых. Последние из оставшихся бежали в дальние страны (этот период 15 – 17 веков назад, действительно, беден под Новгородом археологически) На Белые воды, что ныне зовутся Белым озером. На озеро Тальное что именуют Ваги. И по иным странам, получая разные наименования. Даже на Дунай к прежним родам своим в старожитные страны возвратились (есть тому уже немало археологических подтверждении).
Великие Словенск и Руса опустели до конца на многие года. Дикие звери их заселили и плодились в них. Через некое время пришли с Дуная славяне, подняв с собою немало скифов и болгар, и начали вновь города Словенск и Русу населять. И напали на них Угры Белые, повоевали их до конца, а грады сравняли с землей.

Словенская земля легла в полное запустение. Прошло много времени. Услышали скифские жители про беглецов словенских и о земле прадедов своих, что лежала пуста и никем не оберегаема. О том очень опечалились. Начали мыслить, как наследовать отчую землю.
И пошло от Дуная множество их без числа, с ними скифы, и болгары, и иностранцы. Пришли на землю Словенскую и Русскую, сели у озера Ирмеря. Нарекли Новгород, что поставили вниз по Волхову от места старого Словенска. Великим. Избрали старейшим (архонтом) князя от рода своего по имени Гостомысл. Тогда и Русу поставили на старом месте. И другие города многие обновили (последняя волна миграции словено-русов по У-ДНК-генеалогии).
И разошлись каждый со своим родом по широтам земли Одни осели в полях и нареклись полянами, ныне поляками. Другие поло-чанами — по реке Полоте...

Так стала возрождаться и расширяться великая страна. Сын старейшего князя Новгородского Гостомысла именовался Младый Словен. Он ушел от отца в Чюдь и поставил там над рекой святой град Словенск на месте, нарицасмом Ходницы. Княжил там года три и умер. Его сын Избор (род Аспаров славился в Византии более 15 веков назад) переименовал град в Изборск. Но был укушен змеем и погиб.
Земля Русская сбросила с себя пелену сетовании, стала искать наследников князю, кого можно облечь в порфиру. За многие лета она привыкла к премудрому Гостомыслу.
Гостомысл достиг глубокой старости и не мог уже здраво рассуждать. Не владел многочисленными народами и не мог избежать многих мятежных кровопролитий в роде своем. И тогда этот премудрый муж, седой умом и власами, призвал к себе всех властителей Русских, что ему еще подчинялись, и произнес со скорбным лицом:
«О, мужи, братья, сыновья, единокровны! Я уже очень стар, крепость моя исчезает, ум отступает, ждет только смерть. А ведь вижу, как земля наша добра и всяким благом изобильна. Но не имеет себе властодержца и государя от рода царского. От этого среди вас мятеж велик и не утешителен, межеусобица зла. Молю ужо вас, послушайте совета моего.
По смерти моей идите до моря в Прусскую землю и молите там живущих самодержцев, что от рода кесаря Августа — кровники ему (версия о происхождении русских правителей от римских известна более 5 веков назад). Да пусть идут к вам княжить и владеть вами. И не стыдно вам будет им покориться и подданными у них быть».

И возлюбили все речь старейшины. И когда он умер, тогда всем городом проводили до гроба честного. До места, называемого Волотово, где и погребли его (сопки Волотова срыты небрежными раскопками в XIX в.).
По смерти Гостомысла послали всей Русской землей послов в Прусскую землю. Они обрели там князя великого, именем Рюрика от рода Августа. И молили его, чтобы шел на Русь княжить. Согласился князь Рюрик. И пошел на Русь с двумя братьями своими Трувором и Синеусом.. (Здесь повесть-легенда переходит в известные летописные сведения)».
(Полное собрание русских летописей. Т. 27. Никаноровская летопись. М.-Л., 1962. С. 137—141, 3—4; Предания русской начальной летописи. Приложения Ф. Гилярова. М„ 1878. С. 15—29; Сто новгородских сел. Вып. 3. Новгород, 1991. С. 139—145; вып. 5. Н„ 1993. С. 165—174; РдР, вып. VIII, с. 44; и т.п.).



О драматической истории гаплогруппы R1a1 в Европе А.А.Клёсов сообщает так:

Вот «ответ на комментарий, что предок обеих ветвей (центрально-европейской и
западно-славянской) субклада R1a1a1g-M458 жил 4-4,5 тыс. лет назад, но до
настоящего времени дожили только потомки тех предков, что жили намного
позже - 2700-2900 лет назад.Все остальные промежуточные звенья оказались
утрачены.
Это хороший пример на пути постепенного осознавания того, что
случилось с R1a1 в Европе 4500-4000 лет назад. Все больше и больше данных
указывает на то, что они были просто уничтожены почти полностью, кроме
тех немногих случайно уцелевших, которые бежали на восток, в районы
Припяти, Белоруссии, далее по Русской равнине. В итоге только два
человека оказались общими предками (в терминах ДНК-генеалогии), а
точнее, два гаплотипа (это могли быть не обязательно один человек, это
могли быть братья, отец и сыновья, небольшое селение) оказались общими
предками центрально-европейской и западно-славянской ветви, обе с
древним снипом М458, часть потомков которых вернулись в Европу в 1-м
тыс до н.э., в ходе перезаселения Европы R1a1».

Хорошо бы эти два гаплотипа считать гаплотипами Словена и Руса. Но это, думается, слишком смелое предположение. Далее уважаемый А.А.Клёсов упорно считает, что R1b1a2 говорили на  доиндоевропейских языках, хотя в истоках вместе с R1a1 наследовали общие языковые традиции R1 и даже R. Не факт, что эти традиции в рамках ностратики и доностратики не тяготели к индоевропейству. А войны между индоевропейцами в последние тысячелетия – пример того, что родство по языку не обязательно отсутствие враждебности между этносами.


Вот актуальная версия А.А.Клёсова: «Возможно, среди них и были
те самые кельты (группа R1a1, которая дошла до Альп и вошла в историю
под именем кельтов), имя которых впоcледствии было узурпировано
носителями R1b1a2, которые позаимствовали и язык R1a1. Так "кельты"
оказались первыми носителями индоевропейского языка в Европе (так и
есть, примерно середина 1-го тыс до н.э. по данным лингвистов), поскольку
остальные R1b1a2 и их предки в 2-3 тыс до н.э. говорили на
доиндоевропейских языках.
Дата-период уничтожения R1a1 совпадает с расселением R1b1 по Европе.
4800 лет назад они как культура колоколовидных кубков (ККК)
образовались на Пиренеях, и двинулись на север, в континентальную
Европу. Гордон Чайлд называет их "вторжением брахицефалов". В период
4500-3500 лет назад Европа была заселена R1b1. R1a1 были при этом
ликвидированы, остатки бежали на восток, тем более что незадолго до этого
туда уже передвинулись R1a1, с датировкой общего предка 4600-4800 лет
назад. А возможно, это были одни и те же беглецы, от R1b1. Мы не знаем
ситуации со всей точностью. Возможно, те же 4800 лет назад в Европу вошла
и другая колонна R1b1, со стороны Балкан, а оттуда из Малой Азии, из
Турции, через Босфор и Дарданеллы. Это были те же самые R1b1,
разделенные с пиренейцами R1b1 (ККК) всего несколькими веками. А если
еще R1b1 шли и по северному Средиземноморью, и по островам, то были
вообще не разделенные, а шла одна и та же волна R1b1».

Здесь А.А.Клёсов допускает, что наряду с привлекательным для него маршрутом по Северной Африке носители R1b1 шли и по северному Средиземноморью, и по островам, да и с Балкан. Эта более принятая в науке версия. http://www.proza.ru/2011/08/20/1411

Проблематично связывать R1b1 по Европе 4800 лет назад только с культурой ККК и даже однозначно – «они как культура колоколовидных кубков (ККК)». http://www.proza.ru/2011/03/27/672 ; А.А.Клёсов игнорирует выводы специалистов, что всё большее количество фактов свидетельствует - кубки были не археологической культурой и не связаны с крупномасштабной этнической миграцией, а скорее представляли собой надкультурный феномен, возможно, культового характера. По Я. Чебречуку, даже если данная традиция и была связана с миграциями, то мигранты представляли собой явное меньшинство в тех обществах, куда они приносили с собой традицию кубков. Очевидно, что колоколовидные кубки использовались носителями различных археологических культур раннего бронзового века с весьма различными антропологическими признаками (понятно, и гаплотипами).


Не учитывает А.А.Клёсов, что сосуды подобного типа, датируемые 2850—2450 до н. э., обнаружены не в Португалии, а в Нидерландах и в нижнем течении Рейна в Германии; они украшены типичным шнуровым орнаментом в сочетании с гребенчатым узором и узором в виде «ёлочки». Такие находки рассматриваются как продукт смешения культуры шнуровой керамики (голладской её ветви, для которой характерны т. н. кубки с утолщённым дном) и культуры колоколовидных кубков.
В Споодле (недалеко от города Зволле) найден большой сосуд, который иногда рассматривается как прямой предшественник керамики культуры колоколовидных кубков. Орнаментация сосуда напоминает свифтербантскую культуру и, вероятно, относится к горизонту Hazendonk 1 (4250-3950 до н. э.).
Кубки использовались для хранения пищи и питья, для выплавки меди из медной руды, а также как погребальные урны. Сосуды для погребения имели особую форму, отражавшую их ритуальное предназначение.

Ещё в первой половине 20 века была популярна версия о связи данной культуры с распространением ранних носителей индоевропейских языков, к которым по А.А.Клёсову ранние европейские R1b не относились.
Лантингом и Ван дер Ваальсом обосновано предположение о том, что предшественниками культуры колоколовидных кубков являлись культура шнуровой керамики и культура лейковидных кубков. Отсюда наиболее вероятное происхождение — Нидерланды и долина Рейна. Культура колоколовидных кубков и ныне часто рассматривается как ранняя индоевропейская, в частности, как предковая для прото-кельтов и прото-италийцев. Бодмер (1992) по теории палеолитической непрерывности предположил, что кельтские популяции Британии связаны с европейской колонизацией времён палеолита, а не более поздней экспансией кельтской культуры в 1-м тысячелетии до н. э.

Мария Гимбутас (=====хотя и есть агрессивные противники её версий: П.З.) предполагала, что культура колоколовидных кубков могла происходить от культур востока Центральной Европы, подвергшихся влиянию степных кочевых племён. В настоящее время у ряда специалистов считается доказанным, что влияния курганных культур не было.
Экспансия из Северной Европы, в том числе людей культуры колоколовидных кубков, могла быть связана и с распространением гена толерантности к лактозе. Известно, что данный ген возник в Северной Европе около 5000 до н. э., где в настоящее время имеет наивысшую частоту (см. Непереносимость лактозы; http://ru.wikipedia.org/wiki/Непереносимость_лактозы ; а это явно разные гаплогруппы: П.З.). Хорошая переносимость молочного сахара дала носителям этого гена преимущества в борьбе за выживание и позволила широко распространиться.

А.А.Клёсов склоняется к менее убедительным пиренейской и североафриканской версиям. «Северным» и «восточным» гипотезам считается противоречащим тот факт, что самые ранние находки образцовой керамики этой культуры сделаны в Португалии, в регионе, где позднее возникли культуры юго-западной иберской бронзы — предшественницы цивилизации Тартесса.
Близка версия по происхождению культуры колоколовидных кубков Г. Адамса и Дж. Форд-Джонстона. По  Адамсу, ККК этнически берберо-ливийская («Libyco-Berber»), а это не только R1b. По мнению Дж. Форд-Джонстона, культура имеет смешанное иберо-африканское происхождение[5]. (============Вместе с тем эти две версии явно игнорируют технологические истоки колоковидности на севере Европы: П.З.)
Актуальная версия А.А.Клёсова включает и такое положение, где привычны и опечатки:

«Характерно, что в тот же период времени оказались уничтоженными и
носители гаплогруппы I1 в Европе, которые сейчас имеют общего предка
3300±300 лет назад, то есть конец 2-то тыс до н.э. Причем в отличие от R1a1,
I1 были уничтожены столь эффективно, что и концов не осталось. Если
часть R1a1 убежали на Русскую Равнину с общим предком 4800 лет назад, и
сохранили его, то I1 имеют общего предка совершенно одинакого по всей
Европе (кроме Скандинавии) по датировке и по базовому гаплотипу - от
Англии до Урала. В Скандинавии датировка та же - 3400 лет назад, но
базовый гаплотип значительно другой. То есть в то же время I1 бежали в
Скандинавию, отдельной группой, и там начали новую ДНК-
генеалогическую линию. Откуда пошла параллельная линия других I1 с
той же датировкой, но с другим базовыи гаплотипом - никто пока не знает.
Называя вещи своими именами, 4500-4000 лет назад в Европе шел
форменный геноцид. Смуглые R1b1 уничтожали высоких, светловолосых
R1a1 и I1 c голубыми глазами. Возможно, это то, что нашел Haak et al (2008)
в Германии с датировкой 4600 лет назад, где группа R1a1 была забита
каменными топорами, это и есть маленькая часть той европейской
трагедии. Возможно, что "культура разбитых черепов" в Скандинавии тех
же времен, описанная шведскими историками, но почему-то только на
шведском языке и осталась, это отражение той европейской трагедии. А
это, по данным шведских авторов - поля черепов, раздробленных
каменными топорами.
Современные (и современные российские) историки в своих трудах это не
описывают. А стоило бы объединить усилия с ДНК-генеалогией».

П.М.Золин – вероятнее всего, по версии А.А.Клёсова,  – ныне в современные российские историки не входит. http://www.proza.ru/avtor/zolinpm&book=8#8; http://www.proza.ru/avtor/zolinpm1&book=2#2 и т.д. В данном случае, привожу пример полезности использовать данные У-ДНК-генеалогии при анализе возможности отражения реальных событий в эпосе словено-русов, сохранённом поздним летописанием.

Далее более смелые догадки А.А.Клёсова, где надо договариваться с опытными лингвистам по глубинам языков http://www.proza.ru/2011/08/21/545 (при этом игнорировать роль женских гаплогрупп невозможно)


«Некоторые соображения по ДНК-генеалогии и языкознанию
В очерке ниже Русская равнина определяется как понятие, которое шире,
чем Европейская часть России. Вот как его определяет Википедия:
Восточно-Европейская равнина, или Русская равнина — одна из
крупнейших равнин земного шара, расположенная в большей, восточной
части Европы. Является частью Европейской равнины. На севере омывается
водами Белого и Баренцева, а на юге — Чёрного, Азовского и Каспийского
морей. На северо-западе ограничена Скандинавскими горами, на западе и
юго-западе — горами Центральной Европы (Судеты, Карпаты и др.), на
юго-востоке — Кавказом и Крымскими горами, на востоке — Уралом и
Мугоджарами. Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на
восток — около 1000 км.
На территории равнины полностью либо частично расположены Россия,
Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Германия,
Украина, Молдавия, Приднестровье и Казахстан.
*****************

Я (Клёсов) с давних пор полагал, что гаплогруппа Р прибыла в Южную Сибирь с
Русской равнины, там разошлась на гаплогруппы Q и R. Тогда
естественным образом складывается, что гаплогруппа Q своей частью ушла
оттуда на север и далее в Америку, тем более что недавно опубликованы
данные о том, что она ушла (хотя сама гаплогруппа не идентифицирована)
примерно 45-40 тыс лет назад. Гаплогруппа R там же (или в том же регионе)
образовала R1 и R2, а первая - R1a и R1b. Это всё - Центральная Азия, по
географической номенклатуре.
Я пока не вижу данных, которые этому бы откровенно противоречили.
Естественно, встает вопрос, откуда на Русской равнине, или на пути с
Русской равнине в Южную Сибирь появилась гаплогруппа Р. Это,
естественно, переадресует вопрос к появлению и динамике NOP, или
сводной гаплогруппы IJKNOP (или другой сводной гаплогруппы,
охватывющей указанные гаплогруппы) и еще больше упрочняет описание
выше, потому что N и О - из тех же краев, алтайско-китайские, точнее,
алтайско-восточноазиатские.

Дальше для анализа нужно подключать антропологическую и
лингвистическую компоненты. R - европеоиды, Q, видимо, изначально
тоже, хотя потом слегка измененные монголоидами, а именно
монголоидными женщинами. Это понятно, сами мужчины друг друга
изменить не могли. Поэтому Y-хромосомальные ДНК-генеалогические
линии прямые, а антропологические варианты со временем смещаются или
расплываются. Американские индейцы - антропология, видимо,
смешанная, монголы Q - уже монголоиды, хотя тоже наверняка в разной
степени.

В итоге складывается картина, что как NOP, так и IJK (а может, и все F, а
может, и DE, хотя последние - позже отошедшая ветвь) обитали на Русской
равнине, там и стали европеоидами примерно 60-50 тысяч лет назад, или те
самые 64±6 тыс лет назад, возраст "бета-гаплогруппы" (Клёсов, 2011). Оттуда
и разошлись, разнося европеоидную антропологию.
Теперь как это согласуется с лингвистикой.
То, что в лингвистике описывают как ностратическую семью языков, можно
сопоставить с основной восточно-евразийской сводной гаплогруппой NOP,
носители которой, видимо, обитали на Русской равнине примерно 50 тыс
лет назад. В ходе миграции на восток эта гаплогруппа разошлась на
гаплогруппу N, которая повела алтайскую группу языков, и затем
уральскую и финно-угорскую; гаплогруппу О, которая создала сино-
тибетскую языковую суперсемью, и гаплогруппу Р, которая в свою очередь
разошлась на гаплогруппу Q, которую сейчас имеют многие тюркоязычные
народы, а также большая группа американских индейцев, и гаплогруппу R,
которая в значительной степени охватывает современных носителей
индоевропейской языковой семьи (в значительной степени восточно-
европейская гаплогруппа R1a1 и центрально- и западноевропейская
гаплогруппа R1b1). Как известно, все эти языки находят свое отражение в
ностратической семье языков. Это совершенно логично, поскольку 50 тысяч
лет назад все эти гаплогруппы сводились к одному племени, носителям
гаплогруппы NOP, и, следовательно, к одному языку, общему для того
племени.


Удивительно, насколько долго смогли удержаться наиболее
устойчивые фрагменты лексики этого древнего языка, которые в итоге
вошли в столь разнообразные современные языковые семьи, и их
«перекличка» прослеживается и сейчас, между уральскими, тюркскими,
индоевропейскими, сино-кавказскими, сино-тибетскими, на-дене языками.
Естественно, ностратическая семья с позиций ДНК-генеалогии может
рассматриваться на разных уровнях. Если в лингвистике это весьма
условное и расплывчатое понятие, которое далеко не все лингвисты
признают, то в рамках ДНК-генеалогии возникновение и динамика
развития ностратической семьи языков имеет четкие рамки в пространстве
и во времени – естественно, при достаточном изучении соответствующих
гаплогрупп, кандидатов на носителей ностратической семьи. Ранний
ностратический (евразийский) уровень – это сводная гаплогруппа IJKNOP,
или соответствующая популяция, примерно 50 тыс лет назад, Русская
равнина (как кандидат). Следующий ностратический уровень – сводная
гаплогруппа NOP, опять предположительно Русская равнина, или на пути с
Русской равнины к Южной Сибири, примерно 45 тыс лет назад.
Следующий ностратический уровень – гаплогруппы Р, N, О, расходящиеся
по своим миграционным путям, но наследующие языки предыдущего
уровня. Это – времена примерно 40 тыс лет назад.

Гаплогруппа Р со своим
языком образовала гаплогруппы Q и R (примерно 40-35 тыс лет назад), язык
«Р» никуда не делся, он продолжал развиваться в соответствии с законами
динамики языков. Гаплогруппа R образовала гаплогруппу R1, та –
гаплогруппы R1a и R1b. Заглядывая в глубины тысячелетий, мы сейчас
имеем основания предположить, что гаплогруппа R1a повела прото-
индоевропейские языки, которые уже были таковыми на стадии миграции
по Анатолии, по Малой Азии на запад, в Европу примерно 11-10 тысяч лет
назад. Гаплогруппа R1b, по непознанному пока стечению обстоятельств,
повела язык, который развивался в ходе миграций в период 16-4 тысяч лет
назад, и у которого пока нет принятого академического названия. Это язык
«эрбин», который, видимо, был прототюркским, он же сино-кавказским,
что могут быть различные названия одного и того же древнего языка.
Возможно, что этот же язык имели древние жители Кавказа 7-6 тысяч лет
назад, древние шумеры 5500-5000 лет назад, древние мигранты в Европу
5000-4500 лет назад, древние носители культуры колоколовидных кубков,
прибывшие на Пиренеи с Ближнего Востока около 5000 лет назад, и
понесшие эту культуру на север, на Европейский континент 4800-3500 лет
назад, и на языке которых, преобразившемся за последние 4800 лет, до сих
пор говорят баски. Это все – один и тот же язык в динамике своего
развития.

Поскольку гаплогруппы N, O, R1a, R1b начали активные и
продолжительные миграции по Евразии в разных направлениях, как
представляется, в основном из Южной Сибири - на север и далее на восток,
в Америку (Q), на север и далее на запад, через Урал до Балтики (N), на юг
и юго-восток (О), на запад по северной азиатской дуге, через Среднюю
Азию, Южный Урал, среднюю Волгу, Кавказ, Малую Азию, Ближний
Восток и до Европы (R1b1), на запад по южной азиатской дуге, через Тибет,
северный Индостан, Афганистан, Иран, Анатолию и остальную Малую
Азию и до Европы (R1a1), то именно тогда, 15-10 тысяч лет назад
происходило формирование основных языковых макросемей. Динамика
этих миграций, выявляемая ДНК-генеалогией, позволяет лучше
представить динамику формирования языковых семей и групп, начиная с
ностратической (гаплогруппы IJKNOP, затем NOP, затем Р в диапазоне 50-
35 тысяч лет назад), и до времени ее распада на макросемьи 15-10 тысяч лет
назад. По-видимому, расхождение носителей гаплогрупп и
соответствующее формирование языковых семей совпадают и с динамикой
и регионами распространения культур крашеной керамики.
В своей недавней статье (Nature, 18 августа 2011) под названием «Глубокие
взаимоотношения между языками» Даймонд (Diamond, 2011) опять
возвращается к перекличке древних языков между Сибирью и Северной
Америкой, а именно между языком кетов в центральной Сибири и языками
на-дене на Аляске и в северо-западной Канаде (и немного на юго-западе
США). Язык кетов входит в енисейскую группу языков (народности арины,
ассаны, кеты, котты, пумпоколы и юги), но из шести языков этой группы
пять – мертвые языки, кроме языка кетов. По мнению некоторых
лингвистов, кетский язык относится к сино-кавказской группе. Даймонд
описывает, что эта связка между кетским языком и на-дене была
обнаружена еще в 1923 году, но всего год назад, в 2010-м, общность корней
этих языков была обоснована. Даймонд ставит вопросы – когда существовал
их общий язык и есть ли относительно близкая генетическая связь между
этими людьми по обе стороны Берингова пролива и разделенные 5200
километрами и тысячами лет истории (и сам отвечает, что такая связь вряд
ли имеет место из-за ожидаемых бесчисленных браков с окружающими
людьми).

ДНК-генеалогия может ответить на эти вопросы, о чем Даймонд, видимо, и
не подозревает. Во-первых, по имеющимся данным кеты на 95% имеют
гаплогруппу Q, наиболее распространенную гаплогруппу среди
американских индейцев. Так что на один вопрос мы уже ответили – да, это
один и тот же род. Есть прямая генетическая связь. Второй вопрос
относится к «возрасту» этой гаплогруппы в Америке. В работе (Клёсов.
2009) было показано, что американские индейцы гаплогруппы Q, точнее,
субклада Q1a3a имеют общего предка 16300±3300 лет назад. Это означает,
что общий предок сибирских и американских носителей гаплогруппы Q
жил не менее 30 тысяч лет назад, если только намного позже не было
других мигрантов гаплогруппы Q в ту или иную сторону.
Здесь стоит подчеркнуть, что африканские языки, начиная с щелкающих,
не имеют зон соприкосновения с евроазиатскими языками, то есть не имеют
общего происхождения. Это тоже соответствует динамике эволюции
гаплогрупп, начиная с «протоальфа-гаплогруппы» более 250 тысяч лет
назад, «альфа-гаплогруппы» 85 тысяч лет назад, и неафриканских
гаплогрупп, начиная с «бета-гаплогруппы» 64 тысячи лет назад. Сам это
факт в значительной степени исключает переселение носителей
африканских языков на территории Евразии.

Итак, картина представляется следующей. Современный человек
сформировался на Русской равнине примерно 65 тыс. лет назад, оставил
после себя верхнепалеолитические культуры, которые несколькими
потоками распространились в Европу (с 45-40-го тыс. лет назад), оттуда,
предположительно, в сторону Африки, через Испанию; на Ближний Восток
(с 40 тыс. лет назад) и в Прибайкалье (с 45-40 тыс. назад). Вторая волна
расселения современного человека по Евразии с востока состоялась в
интервале 20-10 тыс. лет назад. Часть мигрантов с Прибайкалья, из Южной
Сибири, отправились в Америку между 40 и 30 тысяч лет назад, и это были
носители __________гаплогруппы Q, по крайней мере именно они выжили. Предки
современных кетов – из той же гаплогруппы, как и предки большинства
американских индейцев.

На главный вопрос Даймонда – как могли общие слова в кетском и на-дене
языках сохраниться через тысячелетия – ответ может быть приближен
только после рассмотрения гаплотипов кетов и американских индейцев в
соответствующих регионах. Если разница в мутациях между ними
соответствует 30 тысячам лет, то это будет с хорошей вероятностью
означать, что эти языки необычайно устойчивы. Если разница в мутациях
покажет только одну-две тысячи лет между ними, а то и несколько сотен
лет, то ответ будет немедленно получен.__


В принципе, такая версия возможна и интересна. Как её доказать лингвистам, лично, не знаю.
Может быть,  использовать (привлечь) талант и молодость http://www.proza.ru/2011/08/21/545    .


Рецензии
Самоназвание "кет"ов - Дың (Дене), а у индейцев атабаски, навахо, апачи, тлинкитов На-Дене, т.е. одно и то же самоназвание. И еще языки у них Агглютинативные как у Татар и вообще у семьи Урало-Алтайских языков. Вот почему языки за 30-40 лет мало изменились в этом весь секрет.

Дамир Наби   10.06.2022 14:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.