Цитаты из произведений авторов Проза. ру-4

                ЦИТАТЫ    ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ   АВТОРОВ
 
                ПРОЗА. РУ.


                ВСТУПЛЕНИЕ.



Что такое цитата, знают все со школьной скамьи,  -  точная, буквальная, дословная выдержка из какого-либо текста.   Вспомните, как оформляется цитата: открываем кавычки, пишем  фразу из первоисточника,  закрываем кавычки. Если же мы намереваемся пропустить хотя бы одно слово, будь то предлог или союз, то на месте пропуска проставляем многоточие.  Дословная передача текстового отрывка, т.е  неискажённая передача, да.

Однако с выделенным из текста отрывком неизбежно происходит некая метаморфоза  -  цитата будто превращается в выросшего ребёнка, которому пришлось покинуть отчий дом и начать жить самостоятельной собственной жизнью.

Если цитата используется нами в какой-нибудь сочинительской работе с целью  подтвердить то или иное рассуждение относительно  авторских мыслей,  идей, то такая цитата продолжает зависеть от  контекста и общего текста произведения, она не до конца отпущена  на волю.

Есть же цитаты совершенно «повзрослевшие», совершенно независимые, приобретшие полную самостоятельность, сделавшиеся самоустоявшимися. Они заключают в себе смысл не только тот, который впитан из атмосферы «родового гнезда» -  исходного текста, а смысл, составленный из множества подсмыслов, найденных, почерпнутых ими в процессе своей индивидуальной «частной» жизни.

Такая цитата крепнет, насыщаясь энергиями различных читательских эмоций, когда  читатели  её прочитывают или неоднократно  устно повторяют. Такая цитата  философски разрастается вглубь и вширь. Всякий, кто обращает на неё внимание, находит в ней своё. О такой цитате можно сказать, что она представляет из себя отдельную структуру,  отличающуюся единением своеобразной формы и определённого содержания, что она стала, даже если  и миниатюрным, но всё же отдельным произведением,  с присущими ей одной законами.

Не могу вразумительно объяснить, почему пером на бумаге я фиксирую цитаты.  Чем привлекают меня  отрывочные строчки огромного текста?
Одна цитата нравится изящностью словоформ, витиевато сплетённых в красивые синтаксические конструкции. Другая   покоряет самобытностью суждения. Третья отражает мысль или мысли, абсолютно созвучные моим. Четвёртая  является внезапным ответом на мучительный вопрос, не дающий долгое время покоя. Пятая, наоборот, зовёт поспорить, выразить несогласие. Шестая поднимает настроение  лёгкостью, свежестью, приятной текучестью языка. Седьмая говорит о любви. Восьмая будоражит разные воспоминания, от которых зайдётся сердце. Девятая успокаивает, заставляет вновь подниматься и двигаться вперёд по жизни, несмотря ни на какие невзгоды и промахи. И…   бесконечный, в сущности, ряд.

Не могу утверждать, плохо ли, хорошо ли я делаю, правильно или неправильно, но  я  коллекционирую цитаты, просто как обыкновенный книголюб. Я называю их «мудростью в портативной форме» (выражение одного лингвиста).  В моей коллекции сотни и сотни  разносортных цитат.  Некоторые из них я публиковала на своей странице, проведя предварительную их классификацию по темам. Однако хочется выставить на обозрение всю коллекцию, имеющуюся на сегодняшний день, что фактически невозможно, поэтому от  такой публикации я отказалась.

В данном сборнике  -  цитаты из произведений авторов Прозы.ру.  Цитаты не разбиты на тематические группы, идут  подряд. Порядок расположения таков: цитаты, ниже в скобках указан автор и произведение.
Планируется постоянное пополнение сборника новыми цитатами и новыми именами авторов.

Не отрицаю, что такая работа  может являться  своего рода популяризацией творчества авторов. Что ж, пусть так.  Откровенно говоря, порадуюсь за них, если к ним на страницу прибудет больше заинтересованных читателей.


                ЦИТАТЫ.


Я проснулся абсолютно счастливым. Позже... я много раз испытывал... ощущение эйфории, полного удовлетворения.
...много чего в жизни было хорошего, но это ощущение счастья было уже по поводу...
А тут... счастье без причины, просто потому, что ты есть.

***

Наверное тот, кто нас создал..., немало потрудился, чтобы мы все постоянно были счастливы: он создал прекрасную планету, где даже самый маленький уголок может осчастливить любого из нас, он дал нам повод для постоянной любви, ведь вокруг всё прекрасно и совершенно, нужно только открыть глаза. Наконец, он дал нам прекрасные тела...
Глядя на всё это великолепие, мы постоянно бурчим и критикуем. Мы убиваем, разрушаем и ненавидим.

***

... ведь давно не секрет, что злоба, недоверие и ненависть родом из страха.

                ( ЛЕВ ДОБРА. "Гитара" ).


Нефотогеничен, но собой хорош.

                ( ЮРНЕСТ АЛИН.  Из резюме. Стихи.ру )


А о мужской душе всё его тело говорит,
Чем его больше, тем мужик во всём добрее...

                ( ЮРНЕСТ АЛИН. "Где покоится душа?". Стихи.ру )
               

...почему так высок на настоящее время процент разводов? Он достиг таких высот, что честнее было бы уже говорить о проценте НЕразводов.

                ( ДМИТРИЙ СУХАРЕВ.  "Женщинам о мужчинах" ). 

...не каждый продукт с другим смешиваться способен до полного растворения. А если есть сахар и есть кофе, и способностью они смешиваться наделены, значит, грех руке обойти чашу сию.

                ( ЕЛЕНА ПАНФЕРОВА. "Растворился сахар в кофе" ).


Жизнь мы получаем авансом на очень короткое время.
***

Смерть так же естественна, как и Жизнь.
***

...нелепо бояться того, что неизбежно.

                ( ОЛЬГА  АНЦУПОВА. "О Смерти без страха" ).


Каждому дана свобода выбирать быть верующим или атеистом, но кощунствовать, попирать, оскорблять никому не должно позволяться.

***

...Пушкин как личность замечателен тем, что его невозможно запятнать, потому что ему свойственно саморазоблачение: "...в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь".
Способность сознаться в собственной глупости, признаться в опрометчивом и легкомысленном, не стирать этого из памяти и вместе с тем твёрдо стоять в вопросах принципа и чести  -  вот что отмечает Пушкина и делает его неуязвимым для разоблачений и фальсификации.

***

...Пушкин во истину "невольник чести", не способный отрекаться от своих произведений.

                ( ЭПАТОВА  НИНЕЛЬ. "Гаврилиада" ).


... я стоял в тамбуре... глядел в окно и вдруг почувствовал беспричинную тоску и волнение. Так рождаются стихи. В такие минуты нужно бросить всё, уйти на улицу и бродить в толпе, бродить, не чуя ног, пока не начнут рождаться медленные строки.

                ( ИОСИФ  ШУЛЬГИН. "Блеск и очарование  Пушкинской поэзии").
               

Единство  -  это хорошо или плохо? Если единство, то во имя чего? Единство в чём? Единство с кем? Единство на основе каких моральных, исторических ценностей. Единство во имя достижения каких целей?

***

А теперь нет у нас никакой идеи. И страна стала похожа на огромный корабль дураков. Несётся этот корабль неизвестно куда.  ... курс корабля не проложен. Земля обетованная где-то далеко за неведомыми нам горизонтами.

***

Все разбежались по разным бортам на нашем корабле и тычут в разные стороны. И с пеной у рта доказывают, что истинный путь известен только им!
И при этом нам что-то говорят про единство?

***

...стал подниматься вдоль Большого Каменного моста. Я дошёл до самой верхней точки плавного изгиба...  и вдруг почувствовал непонятную волну тревоги и беспокойства.. Что-то защемило внутри. Предчувствие ещё невидимой опасности...  В страхе я стал оглядываться, стараясь обнаружить, откуда исходила угроза моему существованию...
И тут я всё понял. Я увидел источник грозной опасности, заставившей напрячься моей душе. Да не один источник. Целых три. В этом месте в середине моста я попал как раз в перекрестие мощных силовых линий... Надо мной нависали три символа..., непостижимым образом образовавших в центре огромного города магический треугольник покруче Бермудского.  Слева -  золочёные православные кресты храма Христа-Спасителя. Справа  -  рубиновые звёзды Кремля. Позади надо мной нависла с вершины дома на набережной огромная, всем известная загогулина Mercedes-Benz. Причём последний знак возвышался и над звёздами, и над золочёными крестами.

                ( ГЕННАДИЙ  МАРТЫНОВ. " Единая Россия. А это что?" ).


...не забуду ощущения вторжения (сейчас сказал бы -  инопланетян), такое впечатление оставила эта.. цивилизация ( автор имеет в виду немецких фашистов   - И.М. ).
Тогда я понял, что на свете нет иных национальностей, как люди и нелюди.

***

Ум у нас устроен так, что в нём почти ничего не пропадает, стоит только сделать усилие, и вы видите всё, что когда-то пережили. Я, если нужно ( а это такое удовольствие ) извлекаю из памяти картины, звуки, цвет и запахи...  Пока жив.

                ( АЛЕКСАНДР БАГМЕТ. "Автобиографические заметки" ).


"Это настоящая поэзия!" -  вот лучший комплимент, который можно сделать Прозе.

***

В 1991 году КПСС понесла только одну потерю  - потеряла первые две буквы в своём названии.

***

Политкорректность: меня бьют по лицу, а я в ответ  - не ушибли ли вы руку?

***

Основной закон жизни  -  это смерть.

                ( АЛЕКСАНДР БАГМЕТ. "Мысли вслух" ).



... бездарности, которая может проявляться в любом виде и жанре искусства.  ...в массовом порядке бездарность оккупирует именно литературу. Ведь здесь она не так наглядна.

***

А главная привлекательность состоит в том, что в литературе уличить бездарность в бездарности дело очень сложное, если не безнадёжное.

***

Графоман плох не своей страстью к писательству, а плачевным результатом этого писательства.

***

Человеку, напрочь лишённому музыкального слуха, не объяснить преимущества гармонии перед какофонией.

***

Атрибуты поэзии есть, а самой поэзии нет. Но её отсутствие доказать почти невозможно. Отсутствие самой поэзии, как правило, не замечают даже постоянные читатели стихов, если не дал им Бог поэтического чутья.

***

Стихотворцы-умельцы активно публикуются... И мало кто видит, что король-то голый!
Ныне такие писаки... являют миру свои творения в лохмотьях клоунских нарядов авангардизма.

*** 

...я не люблю... эту псевдопоэзию потому, что люблю поэзию настоящую.

***

Задатки художественного чутья даются или не даются человеку природой.

***

А настоящая катастрофа разразилась с началом печатания книг за счёт автора и с появлением интернета...
Все бездари без различия пола и возраста стали упоённо печатать свою серятину, а порой и просто галиматью.

***

В конце концов графоманская стихия грозит совсем и насовсем вытеснить подлинную поэзию и (или) подменить её собою.

                ( ЮРИЙ  МИХАЙЛОВИЧ  ДЕНИСОВ. "Об опасности графомании" ).


Талантов не бывает много. И не всегда они пробиваются, в отличие от бездарностей.

                ( ЛОРА  МАРКОВА.  Из рецензии. ).


В одном сне я узнал, что покоя у меня не будет никогда...

***

.. у Книги своя логика, а у жизни -  своя.

                ( ВАЛЕНТИН  ИРХИН. "Мне приснилось, что я человек" ).


Как принимаются наши молитвы там, наверху -  сие есть тайна. Главное  -  это  верить, что тебя слышат.

***

Дилемма  -  радоваться или лезть на стенку? Я чередую эти состояния...

                ( СОФИЯ  ПАВЛОВА.  "Отданные долги" ).


Тому, что суждено войти в твою жизнь  -  входит и уже насегда остаётся с тобой...

                ( ВЛАНА  РИХАРТ. "Камушек в ладони" ).


Поступательное движение веков прервалось. И нам уже неведомо, когда, в каком веке мы живём и будет ли у нас хоть какое-то будущее.

***

Становится очевидным, что прежняя траектория развития человечества потеряла устойчивость. И надо осознанно и разумно выбирать новую траекторию, либо обстоятельства выберут её за нас.

***

И здравый смысл подсказывает, что, надеясь на лучшее, следует рассчитывать на худшее и, конечно,  всерьёз размышлять о нём.

***

Переломный период, время выбора и неуверенности в будущем переживает сейчас наша цивилизация.

                ( АЛЕКСЕЙ  ТУРЧИН. "Структура глобальной катастрофы" ).


Все наши самые разнообразные стремления  - это дороги к одной единственной цели, к счастью.

***

В нашем мире есть только одна безмерность  -  другой человек, и потому путь к счастью начинается с пути к другому человеку.

***

При рождении, делая первый вздох, ребёнок испытывает ужасную боль и поэтому кричит. Наше существование в мире начинается с крика о боли. Потом ребёнок перестаёт кричать   -  боль прошла.  ...может быть, та боль... не прошла. Просто я привык к ней... и потому не замечаю. Может быть, я не чувствую её потому, что никогда не жил без боли? И может, временами всё кажется прекрасным потому, что я не знал иного мира? Мне кажется, что причиной существовани литературы в нашем мире является тот факт, что человек несчастлив.
Читая книгу, мы погружаемся в мир вымысла и художественных образов, но мы при этом уходим из реальности и чувствуем себя от этого немного счастливее. Хоть на время.

***

 Иоанн в "Апокалипсисе" описывает мир будущего...  Но, читая о городе будущего, где человек будет счастлив, обретя и Бога, и бессмертие, я порой задумываюсь -  а будет ли там литература? Будет ли она там нужна?

***

...когда мы счастливы, мы не читаем книгу. Когда мы счастливы, мы живём.

***

...те книги, которые мы называем любимыми и к которым часто возвращаемся, не просто хороши или интересны. Главное их свойство заключается в том, что они нам нужны по какой-то жизненно важной причине. Человек ничего не делает без причины. Его мучает жажда, и он берёт стакан воды. Он хочет есть и ищет пищу. Но точно так же, как мы протягиваем руку к стакану воды, мы протягиваем руку к любимой книге. Она нужна нам. И разве нет у нас при этом чувства, что написана она специально для нас?!

                (ВИТАЛИЙ   КОВАЛЁВ. "Что такое искусство?".. ).


Рецензии
Не могу не сказать Вам спасибо, коль приютили в таком
почётном месте.
Рядом с сурьёзными и умными людьми.

Немного неловко, но - очень приятно. Благодарю.

Дмитрий Сухарев   12.03.2015 20:11     Заявить о нарушении
И Вам огромное спасибо, Дмитрий!Удачи во всём!

Ирина Муратова   13.03.2015 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.