Часть восьмая

                У. МИНИАТЮРЫ,ЮМОРЕСКИ,ЗАРИСОВКИ,ЭССЕ...

    Часть восьмая
    Самое дорогое в человеке:и перед обществом,и перед самим собою,и,главное,перед при-
родною данностью на земле - выявить себя вполне в миге жизненного времени:высвобождением своей творческой энергии.В ней всё:душевное,разумное,сердечное - и окрылить мир этим совокупным человеческого - мыслью,эзотерически истекающей в океан истории человечества:и
от землепашца,и от философа!Только в любом,пусть микроскопическом,но творчестве - пред-
назначение любого и каждого - в оправдании себя в яви,в оправдании подарка неба - сво-
ей глубины:совести!

    Так попробуем же "проэкзаменовать" мудрецов и мыслителей мира,отнесясь к природе
творческого духа человека в нескольких зарисовках,представляя в них читателю лишь малую толику из кладовой афоризмов.

                ЕСЛИ  РУКА  ПИШЕТ...

    Заставить себя писать невозможно - к этому почти всегда требуется внутреннее побуждение.А оно возникает тогда,когда душа готова выказать свои чувства на листе бумаги...Да и это ли только!Впрочем,уходить слишком далеко в эту побудительную сферу
писательства нет надобности,ибо многое объясняется в лаконизме высказываний многих писавших и пишущих...

    Право,мудрёные слова родились в Древней Руси:"Мнится,писать - лёгкое дело,пишут
два перста,а болит всё тело".Но сколь трепетна отдача!Обратимся к Алексею Ремизову:"И
эта тайность письма от волшебства слова,а волшебство слова от пламенности духа,а пла-
менность духа - огонь - от дара,а дар по судьбе".

    При этом ни на секунду нельзя забывать,"что образовать в себе из даваемого жизнью нечто истинно достойное писания - какое это редкое счастье - и какой душевный труд"!
(у И.Бунина в "Жизни Арсеньева").

    Но и это не всё,ибо после выхода своего труда в свет,автору нужно будет хоть когда-то,но объясниться с общественностью,т.е.быть правдивым и откровенным до конца.У В.Ф.
Одоевского подмечено:"Покусившийся хоть раз,как говорилось в старину,предать себя тиснению, - с той самой минуты становится публичной собственностью,которую всякий мо-
жет трактовать,как ему угодно.Но этот трактамент не только даёт право публичному чело-
веку,но даже налагает на него обязанность когда-нибудь публично же и объясниться".

    Не всегда и так.Проходят,порой,годы,долгие годы,когда вдруг читательскому кругу предстанет поэт,или писатель в истинном своём свете и этот свет будет усвоен.Прав
Вадим Перельмутер,высказавший как-то мысль о К.Случевском:"Написанное терпеливо ждёт
своего часа".

                ТВОРЧЕСТВО. ЧТО   ЭТО ?

    Заранее оговорюсь:красок много,цветов - букеты,мыслей - алмазная россыпь - в до-
знании каждым выдающимся умом человечества сути самого творчества.Но универсального
ответа нет - тогда бы ничего не оставалось делать читателю! Вся яркость,глубина,вы-
сота,воздушность слов лишь даёт нам,читателям,приобщиться к размышлению,сделать эти размышления продуктивными,в общем,приобщиться к Мысли.Не в этом ли и сущностная характеристика афоризмов,где предела мыслительной потенции нет,есть приглашение в дорогу к ней!

    Историком В.О.Ключевским сказано:"Тайна искусства писать - уметь быть первым читателем своего сочинения".В согласии с ним М.Цветаева:"Творчество - общее дело,тво-
римое уединёнными".

    Более возвышенно (мы же говорим о "высоте",воздушности,так вот,возвышенно!) воск-
ликнул К.Случевский:"Людское творчество - как в небе Млечный Путь:В нём новые миры
без устали родятся!"

    Любопытное разъяснение творчества записано у сына Николая Лескова - Андрея:"Твор-
чески,как говорил Лесков,ссылаясь на Толстого,"истинно не то,что есть и было,а то,
что могло быть по свойствам души человеческой".

    "Глубокое" (тоже в нашем предисловии есть этот эпитет!) и острое замечание у А.
Горнфельда в его известной работе "Муки слова":"Творчество - восприятия или созидания,всё равно - успокаивает нас потому,что объясняет нам наше состояние; давая
выражение нашим чувствам,оно,так сказать,выводит их за пределы нашей личности;объек-
тивируя их,оно "отодвигает их в прошедшее".

    Нельзя,конечно,считать,что творческий подвиг обособлен от всего:от мира,от истории - нет! Убеждает нас в этом старая афористичная формула:"Творчество без традиции немыслимо,традиция без творчества бессмысленна".

    Одно в творении пишущего должно быть незыблемым - наличие своей мысли! -"Мысль
есть главное условие всякого создания:она определяет образ и форму,она вдыхает жизнь
в творения всякого художника,и от силы её зависит долговечность его произведений" -
заявил 150 лет назад литератор Януарий Неверов,друг Станкевича и профессора истории
Грановского.

    "Цель творчества - самоотдача,А не шумиха,не успех.Позорно,ничего не знача,Быть
притчей на устах у всех" (Б.Пастернак). но самый наиглавнейший залог успеха творче-
ского горения определён Достоевским:"Первый закон в искусстве - свобода вдохнове-
ния и творчества".Если бы всё здесь сказанное сказочным образом объявилось в одном произведении (автор не важен - имярек), тогда бы о нём или о другом каком-либо по-
добном творении оказался бы впору афоризм:"Создания искусства - это приобретённые двери в Вечность". И большей,или иной возможности у нас попасть к Ней нет,ведь сказано:"Бессмертные творят,смертные производят себе подобных" - обидно,резко,но ре-
ально.

                ВДОГОНКУ  ЗА  ТВОРЧЕСКИМ  МИГОМ

    Человечески тепло выразил свою выношенную мысль Александр Грин в новелле "Чёрный алмаз":"Искусство - творчество никогда не принесёт зла.Оно не может казнить.Оно является идеальным выражением всякой свободы".

    Русский философ и поэт Владимир Соловьёв как-то отметил:"Поэтическое творчество интуитивно и разумно одновременно". Это одно из глубинных положений о лирике.Только потом,через много лет Лидия Гинзбург скажет как бы в развитие соловьёвской мысли -
"Лирическое слово - больше самого себя".

    О практической пользе от такой счастливо созданной природы слова (а равно и краски,и звуков) высказался в давнее время Орест Кипренский:"При виде творений гения рождается
смелость,которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности".

    А бывает и так:после прочтения книги,лицезрения картин,слушания божественной музыки вдруг хочется что-то написать,сотворить.Пусть это будет минутным торжеством в человеке
чего-то упрятанного,подспудно живущего,но уже сам факт обращения мысли к себе,к своей
преступно дремлющей стихии возможного,предрасположенного к акции творчества - факт за-
мечательный!Пусть только так!Но для многих сердец это окажется пророчеством Скрябина:
"Желание создать есть уже создание".Ну,а если и останется субтильно-рождённое желание создания только желанием - оно неизбежно выродится в сотворчество - родится в душе
сотворение! "Чтение - прежде всего сотворчество" (М.Цветаева). Это в созвучии с Инно-
кентием Анненским:"Само чтение поэта есть уже творчество".

    Так в созданиях и творениях человека раскрывается непревзойдённая ничем ценность в приобщении себе подобных - всех живущих - к полноте бытия:быть на земле...Вот те-
перь,думается,что нам станет ближе и понятней высказывание некоего Морица,одобренного и поддержанного некогда гениальным Гёте:"В творческой силе заложены все побуждения и начала столь многих понятий,что наша мысль неспособна их все сразу сопоставить,а наши
чувства и того менее способны их все сразу воспринять из внешнего мира".



                -------------------


Рецензии