Кто такой этот Шерлок Холмс?

     Этот случай – не вымысел. Он произошел в 2011 году в Италии во время научной экспедиции.
     Мы поднимались по живописному ущелью в Южном Тироле. Вокруг, куда ни бросишь взгляд, возвышались величественные Альпы.
     Со мной были двое моих коллег. Один – патриарх Британской биологии, восьмидесятидвухлетний доктор философии, проработавший всю жизнь в Лондоне в знаменитом Британском Музее Естественной Истории. Другой – австриец, шестидесяти лет, тоже доктор философии, директор научно-исследовательского интститута.
     Впереди раздался неясный рокот, который постепенно перерос в шум падающей воды. Вскоре показался и сам водопад. У меня как-то само собой вырвалось:
     – Какая красота! Это место похоже на то, где состоялась решающая схватка Шерлока Холмса и профессора Мориарти.
     Мои спутники никак не отреагировали на эту реплику. Ну ладно, австриец, что с него взять. Но англичанин-то должен поддержать разговор о Шерлоке Холмсе! И тогда я обратился к британцу:
     – Послушай, Джон, я говорю о знаменитом английском писателе Конан Дойле, который прославился своими историями о великом сыщике Шерлоке Холмсе.
     Ответ, который последовал, поразил меня. Убелённый сединами английский интеллигент неуверенно произнёс:
     – Да, я слышал об этой книге.
     Мне захотелось ущипнуть себя, чтобы проверить, не снится ли это мне. И тут меня огорошил своим вопросом австриец:
     – Ну и что этот сыщик и профессор делали в Альпах?
     Почувствовав себя учителем начальной школы, объясняющим маленькому ребёнку таблицу умножения, я терпеливо начал растолковывать:
     – Понимаешь, Манфред, писателю надоело сочинять рассказы о своём герое, прославившем его на весь мир. И Конан Дойл решил описать, как Холмс гибнет в смертельной схватке с главой всемирной преступной организации – профессором Мориарти. Они боролись на краю ущелья в Альпах, и сыщик сумел увлечь вместе с собой в пропасть своего врага. Так, погибая, он спас мир от страшной угрозы.
     – Неужели всё так печально закончилось?
     – Ты прав, так эта история не могла закончиться. Негодующие читатели завалили писателя своими возмущёнными посланиями, в которых, не стесняясь выражений, они называли Конан Дойла убийцей. Что было делать автору детективов? Да, ему пришлось воскресить своего героя. В следующей книге говорится, что Холмс на самом деле не упал в пропасть, а зацепился за выступ скалы…
     Манфред не дал мне закончить фразу. Он воскликнул:
     – А! Как Сильвестр Сталлоне!
     Я ещё не успел прийти в себя от этого сравнения, а он уже задал вопрос, который его очень интересовал, как человека, выросшего среди Альпийских гор:
     – А в каких Альпах это произошло? В Австрийских, Швейцарских или Итальянских?
     Я ответил:
     – Рейхенбахский водопад находится в Швейцарии, там даже есть мемориальная доска, посвящённая Шерлоку Холмсу.
     На этом наша литературоведческая беседа и закончилась.
     Англичанин тоже так больше ничего не произнёс.
     Ну что сказать в заключение? Я и раньше подозревал, что с этой Европой что-то не так, а теперь меня всё время мучает вопрос: мы стремимся быть похожими на европейцев, так неужели это наше будущее?


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.