Воспоминания о чтице. Фрагмент 12

      




                О Д Н А Ж Д Ы  В  С У Б Б О Т У ...




        В сентябре конца 90-х она пригласила меня на свою сольную программу в музей Аксакова...
        Этот особняк я видела впервые -- в свете спокойного сумрачного дня, в упоительных ароматах ранней осени: огромное серое здание XIX века в сказочной драпировке из опавших листьев и бархатных "отрезков" яркого мха притягивало глубокой стариной. И стоило всего лишь подняться по ветхому крыльцу, чтобы оказаться в другом мире... Какой простор для воображения!
        Впечатления проникали в меня все более глубоко -- и от старинной мебели, и от картин на стенах просторной комнаты, превращенной в зрительный зал... Эти старые стены, своим резонирующим эффектом придающие особый "мистический" отзвук голосам певца и чтицы, так соблазнительно звали в прошлое!..
        И так естественно гармонировал со всей обстановкой внешний вид участников концерта! Молодой актер Артем Веселов в русском национальном костюме, аккомпанирующий на старинных гуслях, своим чистым тенором исполняющий малоизвестные народные песни, уводящие в древнюю Русь... И очень эффектна была сама Римма Петровна в строго классическом концертном наряде -- длинной узкой юбке и блузе темно-серых тонов, дополненных гирляндой длинных блестящих бус, вдохновенно читающая стихи своего любимого Есенина...
        Концерт показался мне на редкость коротким -- в значительной мере из-за моего существенного опоздания. Но и немногочисленная публика не спешила уходить. Тогда Римма Петровна предложила ПРОДЛИТЬ выступление.
        Позже -- за кулисами -- ее партнер указал ей на БЕСТАКТНОСТЬ такого предложения, о чем мне рассказала на обратном пути сама Римма Петровна. Но, видимо, настолько сильным было ОЩУЩЕНИЕ МОМЕНТА, что предложение было охотно принято слушателями, и она исполнила еще несколько стихов Есенина, а Артем Веселов -- песни на стихи Есенина и его продолжателя -- современного поэта Турапина... Я слушала с неподдельным удовольствием -- ведь Есенин входил в число и моих любимых поэтов...
        После концерта я подошла к каждому из участников, сказала приветственные слова... Артем Веселов скромно поблагодарил, а Римма Петровна обеспокоенно расспрашивала, что мне ОСОБЕННО ПОНРАВИЛОСЬ или не понравилось в ее исполнении. И я заметила, что ее тонкой, хрупкой натуре нужно было едва ли не БЕЗОГОВОРОЧНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ...
        Перед уходом из особняка мы неторопливо прошли почти весь лабиринт комнат, рассматривая картины на стенах, предметы быта в этом старинном интерьере, слушая увлекательные рассказы сотрудниц музея о его знаменитых обитателях; и я снова погрузилась в такое очаровательное ПРОШЛОЕ, которое было совсем РЯДОМ С НАМИ -- в самом центре Москвы...
        Я была глубоко признательна Римме Петровне за этот оригинальный, красивый концерт в таком интересном месте, открытом ею для меня; но меня ждали в этот день (субботу) и ДРУГИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ!
        Поэтому, когда она предложила мне прогуляться вдвоем по центру столицы, я вежливо отказалась: ведь именно в середине дня по телевизору должен был идти известный сериал "Спрут", который с момента выхода на экран показывали крайне редко, и мне не хотелось его пропускать. Реакция Риммы Петровны была НЕОЖИДАННОЙ. Она сказала мне: "А может быть, не будешь смотреть эти "изгоевские" фильмы, а лучше прогуляешься со мной"? У меня возникло ДВОЙСТВЕННОЕ чувство.
        Во-первых, меня слегка задело такое определение моего любимого фильма и удивила позиция Риммы Петровны. Тогда, во второй половине 90-х, уже шли ожесточенные споры о проникновении на кино- и телеэкраны иностранных боевиков, дурно влияющих на молодежь... Но ВСЕ ЛИ художественные фильмы НА ТЕМЫ, ОТРАЖЕННЫЕ В "СПРУТЕ", следовало рассматривать как БЕЗДУМНЫЕ БОЕВИКИ? Я НИКОГДА НЕ СОГЛАШУСЬ с подобной оценкой сериала "Спрут" -- фильма с СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМИ ДИАЛОГАМИ, ВЫСОКИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, проникновенной драматической музыкой, обаятельными актерами. В чем же ВРЕД этого сериала?! Неужели в том, что картина проникнута темой НЕРАВНОЙ БОРЬБЫ с всесильной итальянской мафией, терроризирующей страну, мешающей людям жить?! Но и обратившись к ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, можно поразиться, сколько произведений мировой классики посвящено борьбе ДОБРА И ЗЛА! Ведь люди НЕ ОЖЕСТОЧАЛИСЬ, постигая книги Некрасова, Достоевского, Гюго, Салтыкова-Щедрина, Шекспира, Шиллера, Горького! Напротив, сочинения названных и многих других авторов учат ГУМАНИЗМУ, который состоит вовсе НЕ В ТОМ, чтобы ОТВОРАЧИВАТЬСЯ от ужасов жизни.
        А разве в данном художественном фильме УТВЕРЖДАЕТСЯ культ насилия и жестокости? -- Напротив, там действуют благородные герои, которые наперекор всему сражаются со злом, и хочется переживать и бороться вместе с ними!.. И этой радости от встречи с любимыми киногероями я не хотела лишать себя в тот день. И я сказала об этом своей старшей подруге.
        Во-вторых, я подумала, что моя ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ принадлежит мне самой. К этой жизни относятся все мои вкусы, увлечения, тайные желания -- МЫСЛИ и ЧУВСТВА. И эта скрытая жизнь требует УЕДИНЕНИЯ. Разглядела ли во мне этот внутренний резерв Римма Петровна? Скорее всего, разглядела, но не сразу и не в тот осенний день.
        А в тот день она внезапно изменила свои планы: решила сразу ехать домой. Я удивилась, что она -- с ее ПОЭТИЧЕСКОЙ НАТУРОЙ, столь ярко проявившейся в недавнем концерте -- не любила ПРОГУЛОК В ОДИНОЧЕСТВЕ...
        Этот эпизод вновь обнаружил РАЗЛИЧИЕ наших ХАРАКТЕРОВ.
       


Рецензии