Не оскудеет рука дающего

Брезгливо-неприязненные чувства все чаще у меня проявлялись при виде попрошаек, оккупировавших все подземные переходы возле гостиницы Москва. В основном,  они были преклонного возраста, предполагающего материальные проблемы, и естественный отклик – помочь! Когда ты их встречаешь единожды, то первым посылом, конечно же, хочется откликнуться на просьбу, бросить в подставленную ладонь монету или бумажку, а вот когда ежедневно видишь одни и те же лица с жадно протянутыми руками, чуть ли не хватающими тебя за полы одежды, то это уже вызывает вполне откровенное раздражение. Работая полтора года в Сочи, и ежедневно преодолевая на пути к морскому порту несколько подземных переходов, я встречал одних и тех же попрошаек, которые с раннего утра до позднего вечера, в дождь и жару, в холод и в хорошую погоду сидели на ступеньках, взывая к совести и милосердию прохожих. Особенно раздражала полная бабка,  ставившая посреди кошелки для денег икону Божией Матери и вопившая,  как иерихонская труба:
- Подайте Матери Божией на пропитание!
Что думали испуганные прохожие,  достававшие монетки и бумажки? Что действительно подавали Матери Божией? И что думала обнаглевшая бабка? Неужели ассоциировала себя со святым образом девы Марии?
Увы, в этот доходный и беспроблемный механизм отъёма денег у беспечных отдыхающих быстро втягиваются представители разных слоев населения и возрастов, вполне справедливо полагая, что все им обязаны. И получив желаемое, откровенно посмеиваются над доверчивыми лохами…
Как-то вечером, после прогулки на приморском бульваре, я и  коллега взяли по бутылочке  пива. Мы присели на скамье в сквере напротив «поющих» фонтанов, предвкушая удовольствие побаловать себя в жару холодным напитком. Завидев нас с бутылками, прилично одетый мужчина в пиджаке с галстуком (так показалось) решительно направился к нам:
- Жажда мучает, а деньги не взял! Дайте на пиво!
Мой коллега сунул ему в руку червонец. Вместо благодарности, мужик настолько возмутился, что  чуть ли не полез драться:
- Да ты чё, охренел! Этого на пиво не хватит! Давай полтинник!
- Сейчас получишь не полтинник, а сразу два, - приподнялся мой коллега. Угроза подействовала - наглец исчез, но  основательно испортил нам настроение.
Христианская мораль,  взывающая к милосердию, не предполагает необходимости задумываться над тем, кто просит и зачем, и действительно, есть ли у него  нужда? Раз просит - значит надо дать. Пусть у него совесть чешется, а наша будет чиста…
Увы, у них давно ничего не чешется, а само понятие совесть атрофировалось или превратилось в атавизм. Мы же, периодически сталкиваясь с подобными явлениями, мучаемся, не нарушили заповеди доброты и милосердия.
***

На подходе к хлебному киоску меня остановил взгляд мальчишки лет десяти. Он хотел что-то сказать или спросить, но передумал. Оказалось, хлебный киоск закрыт -  продавщица принимала свежую выпечку. Наверное, мальчишка пытался сказать, что тоже в очереди, но не решился, - подумал я. Вот, даже в сторону отошел.
Подождав минут пять, когда откроется киоск, я вновь взглянул на мальчишку, но он стоял в стороне. Видимо ждет, когда я уйду. Купив хлеб, и  еще не убрав в карман полученную  сдачу, я развернулся и вновь встретил взгляд мальчишки. Теперь он стоял возле меня, посматривая на зажатые в руке деньги:
- Дай, - он задумался на секунду, пытаясь определить, как меня назвать. Очевидно, на «дядю» я ещё не тянул, поэтому он продолжил:
- Дай денег на хлебушек!
Вопрос меня озадачил. Во-первых, редко кто просит именно на хлебушек. Во-вторых, я внимательнее присмотрелся, мальчишка совсем не похож на обездоленного. Одет просто, но аккуратно и чисто, взгляд совсем не голодный. Точно, на пиво сшибает деньги, - решил я. Но внутренний голос тут же взбунтовался:
- А вдруг мальчишка голоден, а ты тут раздумываешь. Не бери грех на душу!
Действительно, а вдруг? Я развернулся к киоску, намереваясь купить хлебушек. Ну, булка хлеба ему явно не нужна, размышлял я. А вот свежая сдобная булочка, пожалуй, сгодится. Я выбрал самую вкусную, на мой взгляд, с хрустящей корочкой и ароматом ванили,  и показал на неё пальцем. В глазах продавщицы, внимательно наблюдавшей за происходившим, прочитал немой укор: «Денег девать некуда. Вот и раздают налево и направо»! Но, так ничего и не сказав, чуть позже продавщица сменила выражение  лица на безразличное: «Какая мне разница?! Мне товар главное сбыть»!
Взяв булочку, я стал искать своего подопечного. Он, конечно же, понял мой манёвр, отошел метров на шесть от киоска, отвернулся, сделав вид, что занят своими мыслями. Я подошел  к нему.
- Ну, бери свой хлебушек!
Мальчишка даже не попытался скрыть своего откровенного недовольства, и даже изобразил удивление, типа – булочка, а кто её просил?
- Бери! – с напором и тоном не терпящим возражений,  я протянул ему «хлебушек».
Нехотя, с плохо скрываемым отвращением, будто брал какашку, он протянул руку и двумя пальцами взял выпеченный диск. По взгляду было видно, желание вышвырнуть булочку тут же. Но, посмотрев на мой суровый вид, он сделать этого не решился. Я развернулся, и направился домой. Через несколько шагов услышал фразу, сказанную негромко, но, явно рассчитанную на то, чтобы её услышали:
- Вот, ****ь, козёл!
- Это ты мне? – я развернулся и сделал пару шагов навстречу мальчишке.
К моему удивлению, тот абсолютно не испугался, даже не дернулся, с ухмылкой посматривая на меня. Действительно, чего бояться, если рядом масса прохожих. Кто позволит в присутствии такого количества наблюдателей обидеть ребенка? На крайний случай – есть ноги!
- Это ты мне? – я снова повторил фразу.
Мальчишка оценивающе посмотрел на мои кулаки, потом мысленно взвесил мою решительность, и кивнул в сторону:
- Вот! Им сказал!
Я посмотрел в указанном направлении и только тут заметил парочку его друзей. Они ухохатывались, с удовольствием пританцовывая от увиденного, и показывали жестами своему неудачливому напарнику: теперь жри свою булочку!
Мой подопечный, возмущенный поведением своих друзей, запустил в них, как диск, булочку. Диск был остановлен ногой одного из мальчишек, и отфутболен ногой дальше. Неожиданно для всех, он докатился до ног бредущей старушки. Старушка с трудом нагнулась, подняла хлеб.
- Вот, ироды! Ремня на вас нет!
Она обтерла булочку о полы халата, положила её в сумочку и, посылая жестами угрозы в адрес мальчишек, удалилась.
Хотел было остановить бабулю, сказать ей:
- Я вам чистую булочку возьму! – Но внутренний голос остановил меня:
- Ну ты тупой! Тебе что, одной булочки мало?
На том и порешили…


Рецензии
Интересная история, жаль, что такое в жизни бывает.
А Вы все правильно сделали, не нужно о чем то жалеть.
С уважением,

Корсакова Елена   20.10.2013 22:59     Заявить о нарушении
Спасибо:- )))))

Витас Манн   20.10.2013 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.