Фотографии в семейном альбоме

 Часто ли в минуты одиночества,  душевного разлада, беспокойства, зыбкого состояния своей невостребованности или возвращения из поездок и гостеваний вы берете альбом с семейными фотографиями? Уж поверьте мне - это старый испытанный способ отвлечься от грустных мыслей, окунуться в свою молодость, в дни, которые теперь нам кажутся наисчастливейшими…
 Сажусь рядышком с сестричками,  и мы начинаем путешествие в прошлое. Конечно, в первую очередь раскрываем мамин альбом, в котором хранится память обо всей нашей родне. Братья и племянники, тетушки и дядюшки, соседи и дальняя родня…  Похороны и свадьбы, проводы в армию и прощание мамы с родной деревней, когда мы увозили ее к себе на городское житье. Бережно сохранила она снимки наших детских лет: на крылечке в школе, у плетня с друзьями, на речке и сенокосе, у дома, перед тем, как идти рыть картошку. Это самый хрупкий по временному отрезку и самый дорогой для воспоминаний слой нашей жизни, отраженный на черно-белом фоне. И плачем, и вздыхаем, а где и смеемся от души!
 А вот наш первенец, ему нет еще и месяца, а тебе…Боже, да всего лишь двадцать пять!  Маме, нашей маме  как раз столько, сколько тебе сейчас, и она здесь еще такая молодая! И  у тебя вся жизнь  впереди, и ты еще не знаешь, что будет  еще два сына, а потом появится  внук, затем – второй. К 35-летию супружеской жизни дождетесь появления первой внученьки. 
  Вместе  мы прошли все этапы младенчества, подросткового «крученого» периода, становления и ломки характеров, ошибок и удач, побед и поражений, радостей и огорчений, встречи ожиданий, прощаний и надежд. В судьбах наших детей, как и внуков, мы видим сегодня на склоне лет еще и свое отражение, лучшее повторение.
 Но кого повторяем  мы? Оставим ли нашим детям, взрослеющим внукам путеводную ниточку  о том, кто зачинал род наш и племя? Какими были наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки, как звали основателей нашей фамилии?   Отыщут ли они фотографии в  семейном альбоме или какие-то другие зарубочки в памяти?
Недавно в Интернете буквально наткнулась на один блог, на страницах которого опубликована документальная повесть моего земляка Николая Фирсанова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», где он  указывает родовые корни моей родной бабушки Пелагеи Никитичны Заруцкой и даже называет место, откуда по екатеринскому указу выехали на поселение ее родители. Вот отрывок из этой повести: «Все Заруцкие  в девяностых годах девятнадцатого века отправились  из деревни Спояковка  Пречисленской волости Старобельского уезда (ныне Луганская область Украины) на поселение  в Уссурийский край. Ранней весной 1892 года … на месте кладбища они остановились и решили обратиться к башкирам с просьбой дать им земли в аренду. Часть земель башкиры выделили  в долине речки Акбарда. Сюда поселилась ветвь Заруцкого Василия с сыном Федотом. Это мои прадедушки пятого и четвертого колена. Они образовали деревню Акберда. По речке Самазы поселились и образовали хутор  ветвь Заруцкого Стигнея  с  Аксиньей. Это  мои пра-пра дедушка и бабушка. Назвали хутор  русская Чумаза, в отличие от Чумазы башкирской. По речке Скалык, неподалеку от башкирской деревни Киргизбаево  поселилась  ветвь Заруцкого Парфена с Авдотьей. Это мои прадедушка и прабабушка. Позже, уже накануне Первой мировой войны один из его сыновей – Никита Парфенович с молодой женой Еленой отделился и взял землю на противоположном берегу речки Ускалык (в народе  Скалык). Так и вошло в историю это поселение под названием хутор Заруцкого Никиты».
  А теперь давайте обратимся за советом к известному академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который в своей замечательной книге «Письма о добром и прекрасном» замечает по этому поводу: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их…».
 Мне очень нравилось бывать в гостях у многочисленной деревенской родни. И свой визит я всегда начинала с осмотра фотографий на стенах передней избы, вставленных в  простые рамки под стеклом. Видя мое искреннее желание рассмотреть всех и обо всех расспросить, хозяева дома с гордостью и умилением поведывали такие чудесные истории, которые не каждому  расскажешь.
Сегодня стены наших домов и квартир украшают  модные эстампы, картины и редко - снимки родичей, даже детские фотографии иные  стараются упрятать подальше от общепринятого порядка в доме. Может быть, кому-то кажется, что выставлять напоказ жизнь своей семьи - это  как бы анахронизм, но вот наши родители так почему-то не считали.
Да, в годы их молодости фотография только входила в быт простого советского гражданина. Но с каким удивлением и восхищением любовались они тогда на свои изображения, отмечая, что никто из близких  не обделен красотой, умом, силой, сноровкой. Именно это фотографическое отображение их лиц и характеров было достаточным  и убедительным подтверждением того, что они ЕСТЬ, и что эта ПАМЯТЬ надолго запечатлится на маленьком кусочке бумаги или картона.
  Мне вспоминается визит в нашу деревню заезжего фотографа. Почему-то работал он только внутри помещения, хотя натура на фоне красивых холмов, поросших лесом, была замечательная! А серебристые переплетения плетневых заборов, колодезный журавль или высокая горка напиленных   поленьев у стены бревенчатого сарая. О таком экзотическом фоне мечтает каждый современный фотохудожник. А тогда… Проще было  сфотографировать всю семью,  усадив старших на табуретки или скамейки, а деток - к отцу, матери на колени. Так получилось и у нас. Просторной стены в  нашей избенке  не оказалось, так как простенки между окнами были небольшие, и фотограф попросил  маму  занавесить вход в заднюю избу светлой  простынею, после чего начал всех расставлять и рассаживать. Старшие сестры встали позади родителей, нас уместили между их колен, заодно замаскировав мамин живот- она в это время носила под сердцем нашу Любашку.  Как потом рассказывала мама, отец  непривычно для себя перекрестил ладони на коленях, прикрыв тем самым на одной из них маленький шестой палец. То ли застеснялся, то ли посчитал необязательным выставлять свою шестипалость на показ. 
 На этом единственном семейном фото нет с нами рядом Дуси, самой первой дочки супругов Барановых. Она в это время училась на каких-то курсах. Но именно она сумела сохранить в своем девичьем альбоме этот памятный и дорогой нам снимок. К ее 70-летию наш сын Антон отсканировал и отретушировал его, вставил в красивую рамку, и теперь  наша семейная реликвия занимает почетное место в ее доме. Импортную мебельную стенку сестрица превратила в фотогалерею, где красуется вся наша большая родня. И когда мы приходим в гости, я по старой привычке обращаю свой взор на милые и родные лица. Вот племянницы-красавицы Надя, Вера, Ирина, их дети и внуки, а вот и внуки, и дети  Дуси и Коли. А тут экзотические картины мирного Ирака, где три года прожили супруги Тиковцевы, помогая арабам бурить скважины в поисках нефти.
 Вы, конечно,  наверняка заметили, что  в последнее время очень мало публикуется снимков пожилых и старых людей. Молодость, красота, гламур так и брызжут со страниц глянцевых журналов и еженедельников. Людей  так называемого третьего возраста как бы не существует. И если показывают стариков, то непременно  согбенными, нищими, выискивающими в мусорных баках чужие пожитки или объедки с богатого стола «новых русских».
 Да и к чему, полагают редакторы этих изданий, напоминать молодым о том, что их ждет лет через двадцать, тридцать. Пусть они подольше пребывают в счастливом заблуждении, что золотая пора их жизни будет длиться долго-долго. Но старость по-своему красива, величественна, к тому же она обладает несравненными преимуществами перед молодостью - она мудра и бережлива, хрупка и ранима, и должна быть оберегаема детьми и внуками.
 Одной из давних и почитаемых  и уважаемых традиций всех народов было почтительное отношение к старикам. Не может быть культурной семьи, не уважающей своих родителей. Старик…Много заключено в этом слове. Его можно произнести с издевкой, пренебрежением, но как нежно звучат привычные и такие родные: отец, мама, батя, мамуля, бабушка, дедуля, дед, если в  эти обращения вложены сыновья и дочерняя любовь, уважение и нежная трепетность внуков и внучек. И надо всегда помнить: старость - очень важный и переломный период человеческой жизни, который не минует ни одного из нас.
 Далеко не каждый молодой может представить, что человек, с трудом подбирающий слова, делающий все медленно и  неуклюже, был когда-то полон энергии и силы. А мы порой стараемся быстрее обойти старика-прохожего или старушку-соседку, не заметить их сгорбленных спин,  тяжелых сумок, оттягивающих их  ослабевшие руки. А старики очень хотят, чтобы их дети и внуки были к ним так же заботливы и внимательны, как они сами относятся к своим наследникам- с гордостью и надеждой.
 Вечный спор  между отцами и детьми, наверное, самая характерная примета нашего, столь неспокойного времени. Дети не МОГУТ навсегда оставаться  рядом с родителями. Приходит пора и они, еще такие неопытные по нашему родительскому разумению, незащищенные, уходят во взрослую жизнь. Создают свою семью, растят детей, выполняют другие гражданские обязанности, но уважение и любовь к родителям должны сохраняться в их сердцах на всю жизнь.
 Часто мы друг друга спрашиваем: как лучше жить - вместе с родителями, пока дети силенок не наберутся, или все-таки отдельно, своим углом и мирком?  Большинство считают, что, конечно, лучше и удобнее строить свои семьи отдельно. Но всегда ли это правильно? Да,  общая крыша сближает людей открытых, простых, спокойных, непритязательных, прошедших хорошую общежитскую школу. Но бывает, что общие метры отталкивают близких дотоле людей, разъединяют и делают порой непримиримыми врагами.  Но, сколько прекрасных семей сохранилось именно в те годы, когда многие не имели возможность делить метры жилья, получать отдельные квартиры. И соседство, вернее, содружество семей двух, а то и трех поколений не считалось обременительным. Материально жилось тяжеловато, но в моральном, нравственном плане куда было проще и легче, чем современным семьям молодоженов, который считают, что весь мир, а вместе  с ним и родители, вертятся только вокруг их интересов и желаний.
 Недавно я побывала на богатой и современной свадьбе. На торжество приехала из деревни мать жениха, которая среди незнакомых и чужих ей людей чувствовала себя неуютно и неловко. Невестка не проявила к ней ни малейшего внимания и чисто человеческого такта. Когда я поинтересовалась у молодой, хорошая ли у нее свекровь, она равнодушно бросила: «А что она мне? Жить будем отдельно и, к счастью, в разных местах».
 Кого из матерей не покоробит такой ответ!? И, слава Богу, что женщина не услышала слов, унижающих ее достоинство. Можно ли ожидать понимания, уважения, дружбы между двумя женщинами, любящими одного и того же человека- сына, мужа, если молодая жена не желает взять во внимание состояние матери, воспитавшей единственное свое чадо и вдруг получившей навсегда «отставку»? И пожелает ли она впоследствии помогать детям, привечать внуков?
 Соединяя свои судьбы, молодые люди должна учитывать, что им придется общаться не только с избранником или избранницей, но и с их родителями, с семьями, из которых те вышли. Пылкая на первых порах любовь, возможно, и затмит прежние привязанности, но рано или поздно они возродятся, иначе шатким окажется семейное счастье молодой семьи.
Человек не безроден, он предан своей земле, родителям, семье, своим корням и истокам. Почитание старших всегда имело высшую атрибутику: при появлении старшего младшие поднимались со своих мест, старших пропускали вперед, им старались угодить, помочь, порадовать.
  Истинная культура человека определяется его отношением к слабым - детям, женщинам, старикам. Мы много говорим сегодня, в «Год семьи» о том, как любить детей, уважать друг друга, но не менее важным в человеческих отношениях является умение уважать старость.
…Не выбрасывайте старые фотографии- свидетельства молодости ваших родителей, не отмалчивайтесь, когда дети и внуки спрашивают о том, кто изображен на снимке.


Рецензии