Визит белых медведей

ФЕЛИКС ЦЫГАНЕНКО - http://proza.ru/avtor/feliksik - ТРЕТЬЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "МИНИАТЮРА 4" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


Арктика. У борта судна.  «Сгущёнки, пожалуйста!»

Арктическая экспедиция на острова Земли Франца-Иосифа - одна из самых запоминающих страниц в книге памяти морских походов автора. Северный Ледовитый океан на поверхности высоких широт выглядел как белая безмолвная пустыня! Однако к северу от 80-ой параллели нашему взору открывались остроконечные скалы - это последние участки суши у верхушки планеты, принадлежавшие Земле Франца-Иосифа.

В период короткого лета здесь ясное голубое небо, а чистый прозрачный воздух напоен лёгким морозцем. В отличие от проходящей южнее трассы Севморпути, эти места отличались девственной чистотой природы. Вечный странник Арктики, белый медведь,  убегал в высокие широты от шума судов, виляя грязным задом, словно распутная девка. С теплохода можно было наблюдать и целое медвежье семейство, пробирающееся сквозь торосы, прочь от каравана судов с дымящими трубами.

На подходе к Земле Франца-Иосифа поражали своей хрустальной красотой айсберги светло-голубоватого цвета, ледяные горы причудливой формы. То острые, как башенки сказочного замка или столообразные, что футбольное поле. В этот момент радостно сознавал: чтобы только увидеть это чудо природы, стоило выбирать профессию арктического моряка!

В истории исследования Северного Ледовитого океана много героических страниц. Первопроходцы разных стран стремились в белые просторы, покрытые снегом и скованные вечными льдами. Одни искали неизвестные земли, другие, чтобы-то ни стало, хотели достичь Северного полюса: шли на судах, на санях-нартах, запряжённых собаками, летели на дирижаблях и самолётах. Многие экспедиции так и не вернулись из своих походов.

Теплоход мурманской приписки «Юта Бондаровская» - в плотном ледовом окружении, выгружал на припай снабжение полярникам острова Рудольфа. Этот гористый клочок Земли площадью в 297 квадратных километров и с наибольшей высотой до 461 метра почти полностью покрыт ледяным покровом. Он самый северный в архипелаге Земля Франца-Иосифа (ЗФИ) и до полюса каких-то несколько сот километров.

Первая полярная станция была создана на острове Рудольфа в 1932 году. А в конце ХХ-го столетия мурманский теплоход «Юта Бондаровская» доставил продукты, материалы и трактор ДТ-74 шести отважным полярникам, что с нетерпением ждали приход судна-снабженца. Используя ясный солнечный день, моряки быстро выгружались на лёд, а бортовой вертолёт МИ-8 с ледокола «Капитан Драницын» доставлял на подвеске грузы на станцию.

На ходовой мостик судна пожаловал гость, начальник полярной станции. Бородатый молодой  мужчина оживлённо беседовал со штурманами. Добровольный пленник Арктики спешил выговориться и его можно понять, впервые за год зимовщик увидел новые лица. А поведал он о том, что наболело:
- В нашем небольшом коллективе пятеро мужчин и одна женщина. Повар - ещё молодая женщина, умудряется выглядеть гораздо старше своих лет. Круглый год ходит в одних и тех же валенках, телогрейке и большом шерстяном платке, замотанном вокруг головы.

- А не скрывает ли она красоту, чтобы не искушать мужской пол? – пряча улыбку, предположил старпом Карый.
- Я понял, о чём вы хотели спросить. Но позвольте, мы же цивилизованные люди! - разволновавшийся полярник раскурил трубку. - Понятно, что у нас почти круглый год господствует зима, но в августе всё же солнышко пригревает. Вот я и намекнул ей, мягко, осторожно и наедине:
-  Мария Васильевна, голубушка, не могли бы вы летом, хотя бы в кают-компании сменить свой гардероб. Скажу вам по секрету, что зимовщики почувствовали бы себя мужчинами, кое-кто ведь стал опускаться.
- Ну и что же, как отреагировала ваша баба-Бабариха? - штурмана с любопытством прислушивались к рассказу полярника.

- Ни к чему это, - огрызнулась повариха и молча удалилась на камбуз.  И что вы думаете? С тех пор она второй год не разговаривает со мной!   Вот вам пример несовместимости характеров, так что это не только проблема космонавтов, моряков дальнего плавания, но и нас, зимовщиков, - посетовал бородатый полярник...

В кают-компании «Юты Бондаровской» обед, когда вбежал вахтенный штурман Иван Матийко и радостно сообщил:
- К правому борту пожаловал белый медведь, желающие посмотреть приглашаются на главную палубу!

Иван Матийко - пример многонационального экипажа судна. Вся его родня проживала в Западной Украине, а он смело покорял Арктику. Правда, когда Украина стала независимым государством, Ваня услышал зов предков и вернулся к родному очагу. Пробовал торговать импортными сигаретами, мотался в соседнюю Польшу за товаром, но, увы, на жизнь не хватало. Особенно, когда обзавёлся семьей. Патриотизм хорош на сытый желудок. Потянуло опять на Север, он же ледовый штурман! К средней мореходке прибавил диплом «Макаровки», окончил заочно морскую академию и стал одним из опытнейших в пароходстве арктических судоводителей...

Конечно же, все побросали ложки и вилки и, прихватив банки сгущённого молока, выскочили на палубу. Ничуть не смущаясь, белый великан в нескольких метрах от борта энергично мотал головой, явно выпрашивая гостинец. Удивительное зрелище, доступное лишь счастливчикам, пребывающим в высоких широтах!

Сгущённое молоко для косолапого - первейшее лакомство! Слава Богу, этого продукта на судне хоть пруд пруди, выдавали за вредную работу. Вскрытые банки мишка, урча вылизывал, но порезал язык и окропил снег алой медвежьей кровью. Пробовали бросать целые банки. Медведь разбирался и с ними: ударом лапы разбивал банки или щёлкал их,  как орехи, мощными челюстями.

Второй медведь устроил представление на корме судна. Встав на задние лапы, передними он царапал по корпусу теплохода и громко рычал, требуя подарка. На зов медведя быстро откликнулась буфетчица Нина, судовая любимица, тоненькая как стебелёк, чернобровая и кареглазая девушка с украинского города Прилуки, что в Черниговской области. Не пожалев для гостя банки домашнего варенья, она кинула её за борт. С удовольствием, урча и к восторгу собравшихся, белый мишка спешил вылизать сладкое угощение - не дай Бог отнимут!

- Признаюсь в отпуске бабушке, что её клубничное варенье слопал сам хозяин Арктики. Думаю, что Тереза Станиславовна не обидится, - так комментировала довольная Нина свой благородный поступок морякам на корме «Юты Бондаровской»...

В северной части Земли Франца-Иосифа, белые медведи чувствовали себя в безопасности. Если для Восточной Арктики родильным домом у косолапых были острова Врангеля и Геральд, то для центральной – архипелаг ЗФИ. Корреспондент пароходской газеты «Арктическая Звезда», побывавшая на ледоколе в высоких широтах и очарованная Арктикой, писала: «В снежниках  медведицы устраивали себе берлоги и залегали  в них. На границе декабря и января у них рождались медвежата. Первые три месяца семейство не выходило на свет, а малыши питались молоком матери. Но заканчивался март, медведица вскрывала берлогу и выводила своё потомство прогуляться. Это такое же  чудо природы, как весенний перелёт птиц, как солнечное затмение или как Ниагарский водопад. Длилось это явление чуть больше недели. А потом медведица уводила малышей в океан...»


Рецензии