Рассеянный в израиле колено левия

                Продолжение

                БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ

   Когда Навин по жребию стал делить уделы между оставшимися девятью с половиной коленами, к Елиазару -священнику, Навину и главам поколений сынов Израилевых пришли левиты (дело было в Силоме, что окажется в земле Ефремовой;именно здесь поставят скинию с ковчегом завета) и напомнили:"Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместия их для скота нашего".
  Приход к Навину Халева или дочерей Манассииных, чтобы напомнить об обещании Моисея еще как-то понять можно:видимо, не очень-то они доверяли Навину, да и обещание вождя нигде письменно закреплено было.
  Но что касается левитов, то их права и обязанности четко оговорены в законе Моисеевом. Казалось бы, волноваться им совершенно ни к чему. Однако, судя по их приходу к главным начальникам общества, у них были достаточные основания для того, чтобы напомнить о себе. Одно дело, когда скиния находилась в общем стане, и здесь проходили традиционные установленные службы. Худо-бедно, но левиты были при деле, получали положенную им долю добычи, а что будет теперь, когда все разбредутся по своим уделам? Ведь явно видно, что обещанную десятину получить теперь будет крайне трудно, если вообще возможно. А в Силоме  не так уж много надо будет левитов, чтобы помогать священникам. Дай Бог, чтобы у них хватало работы.
  Разумеется, о ходе мыслей левитов и их беспокойстве можно только догадываться, но то, что их статус менялся в еще более худшую сторону, было очевидно. Престарелым Елиазару и Навину с трудом, но удавалось пока держать в руках всю эту разношерстную массу, поделенную на двенадцать колен. Но было ясно, что как только они отойдут в мир иной, и буйный народ, как нередко его характеризовал Господь, будет предоставлен сам себе, никто ему уже не будет указом.
  Да и Навин нередко делал что- то, как будто в соответствии с указаниями Моисея, но в то же время внося свои изменения. Достаточно вспомнить недавно проведенную церемонию "благословения и проклятия". Моисей велел, что как только Израильтяне перейдут Иордан, они должны стать на горе Гаризим и горе Гевал ( по шесть колен на каждой горе). На горе Гаризим - Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф, Вениамин, на горе Гевал - остальные главы колен.
  С горы Гаризим следовало благославлять народ, переходящий Иордан, с горы Гевал - предупреждать о том, что тот не должен делать, иначе будет проклят. Таких проклятий было одиннадцать, и среди них, в частности,- "Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость перед Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!".
  Заключительная заповедь также предупреждала:"Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!".
  Провозглашать проклятия должны были левиты.
  Навин сам исполнил роль левитов. Он, как и велел Моисей, после перехода Иордана принес жертвы Господу и написал на камнях "список с закона Моисеева". А потом "весь Израиль, старейшины его, и надзиратели его, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб Господень, благословлять народ Израилев. И потом прочитал Иисус все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона".
  Видимо, это было очень впечатляющее зрелище, несомненно произведшее огромное эмоциональное впечатление на всех присутствующих. И все  Израильтяне клятвенно пообещали, что будут верны Господу и закону Моисея, но стоило им разойтись по своим уделам, как они быстро стали забывать о данной ими клятве.
  К этому времени судьба священников и левитов определилась Каждое колено дало им для проживания по четыре города - всего сорок восемь городов. Из них шесть - по три по каждую сторону Иордана - были еще и городами-убежищами:"чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла... Пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни".
  Вероятно, под великим священником подразумевался кто-то из сыновей Аарона и его внуков, кому священство передавалось по наследству. Однако довольно скоро эта традиция была нарушена. Может быть, именно потому, что священники и левиты были разбросаны по всем уделам, и, скорее всего, между ними не было никакой координации действий.
  Потомкам Каафа по линии Аарона достались города в коленах Иуды, Симеона и Вениамина, остальным из этого племени - в уделах Ефрема, Дана и половине колена Манассии.
  Сынам Гирсона - в племенах Иссахара, Асира, Неффалима и половине колен Манассии за Иорданом.
  Сынам Мерари - в коленах Рувима, Гада и Завулона.
  Таким же образом были распределены и левиты, большинство которых влачило весьма жалкое существование. Десятину им не давали, а в городских условиях не всегда была работа. Хотя им и обещали города с предместиями, чтобы там содержать скот, но не всегда и предместия эти были, как в случае с Хевроном:они были отданы Халеву.
  К тому же, если что-то народ давал, то священнику, а не левиту, и левиты часто бродили из города в город в поисках работы, хватаясь за любую. Достаточно вспомнить левита, который поступил в услужение к некоему Михе, который создал "дом Божий" у себя дома, сделав ефод и терафим.
  Этот Миха сам посвятил левита в священники, и каждый из них был счастлив:Миха -что заполучил левита, левит - что имеет гарантированный кусок хлеба.
  Потомки же Аарона по линии первенца Елеазара, по которой и должно было передаваться священство, выпадают из поля зрения аж до времен царя Соломона, когда главным священником становится один из них - Садок.
  Он при Давиде был, но одновременно с Авиафаром из рода четвертого сына Аарона Ифамаром. А до этого, в междуцарствие, священником и судьей был некий Илий из рода Ифамара, который прожил девяносто восемь лет.
  У него было двое сыновей, "люди негодные, они не знали Господа, и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву , отрок священнический, во время варения мяса, приходил св вилкою в руке своей".
  В общем, не церемонясь, и один и второй отрок отбирали у приходящих лучшие куски, предпочитая съесть мясо самим, нежели оно достанется Господу.
  Оба бесславно погибли в битве с Филистимлянами, которые, к тому же, захватили и ковчег завета, который несли сыновья Илия.
  От такой вести старик-священник скончался, а священником и судьей над Израилем стал Самуил, отец которого был Ефремлянин.
                Продолжение следует
   


Рецензии