31. В. И. Агошков. Дизентерия в армии

31. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)


«ДИЗЕНТЕРИЯ» В АРМИИ

Юрий Беззубцев — путивльский сотник — беспрепятственно прошёл сквозь лагерь Мстиславского и привез донским казакам обозы с продовольствием. Путивль передал «эстафету» Кромам, оставшись почти без защиты. Но риск был оправдан.

Странно, конечно, читать о том, что караулы Мстиславского приняли путивльцев за своих и беспрепятственно позволили им проскользнуть в Кромскую крепость. Странно, хотя бы потому, что к Кромам вела «узкая тропа», да и замерзшие болота не гладкая дорога. Всё это говорило об одном — об отсутствии дисциплины в армии Москвы.
Дворяне заговорили об отдыхе.

И ничто не помогало, даже стремление властей «верстать» дворян деньгами и землями. Воевода князь М. Кашин в 1605г (во 113 году) «за кромскую службу» прибавил к поместью Д.В. Хвостову в 350 четвертей ещё 100, а И.Н. Ушакову — 150 четвертей. Борис Годунов понимал, что об отдыхе дворян следует забыть, когда на юге разгорелось восстание, и запретил Мсти-славскому отпускать полки по домам. Ратники роптали.

А тут ещё по весне вспыхнула эпидемия дизентерии («мыта»). Дворяне разъезжались. Держать большие силы под стена-ми Кромской крепости было нецелесообразно. В марте Разрядный приказ начинает рассылать воевод и голов с сотнями в такие города, как Новосиль, Одоев, Тула, Епифань и др.

Видимо, царь решил не испытывать больше судьбу у Кром, оставить его «в покое», а укрепить другие города и крепости, находящиеся ближе к Москве, думая, что так будет лучше. Но, показав свою слабость, столица обрекла и себя.

Власти, делает вывод Р.Г. Скрынников, не только снимали напряжение, возникшее в армии Мстиславского, но и стремились удержать ситуацию под своим контролем. Однако подобные меры ни к чему хорошему для Москвы не привели.

31. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)

Сверено с оригиналом.
*


Рецензии