Ни богу свечка, ни чёрту кочерга

        Неутешительные жизненные итоги ))
                Относительно «карьеры».
                И это я ещё про личную жизнь не написала, о!..


Предполагается, что родительские пророчества и «обзывательства» часто сбываются.
Моя мама чуть ли не при каждой «проработке» моей персоны говорила про меня: «ни богу свечка, ни чёрту кочерга».
Так вот, в моём случае, «правило» сработало. Ругательные эпитеты материализовались.
В частности – относительно профессии.
Честно говоря, я ДО СИХ ПОР не знаю, где и кем я хотела бы работать! А в молодом возрасте и вовсе – «болталась между небом и землёй» - (это уже тётушкино изречение).

В раннем детстве я не сомневалась, что стану врачом. Причём замахивалась не на кого-нибудь, а на хирурга.
Но в третьем классе бабушка охладила мой пыл.

-  Ты не сможешь учиться в мединституте, - «с учёным видом знатока» заявила она и рассказала, якобы,  студенты-медики в обязательном порядке оперируют кошек и лягушек безо всякого наркоза.
– Сможешь ты разрезать живую лягушку или кошку? – этим вопросом бабушка добила меня окончательно. Срезала на корню любые помышления о медицинском образовании…
*     *     *
В дальнейшем, лет эдак до тридцати пяти я периодически сожалела, что послушала бабушку, а не «зов сердца».
Потом подумала, что нет, и хорошо, что не подалась в медицину – не смогла бы я там работать: или свихнулась бы от сочувствия больным, или, напротив, в конец очерствела и ожесточилась.
Спасибо бабушке, что наплела мне тогда про эти дурацкие операции…
*     *     *
Однако после отказа от «мечты» стать врачом, больше-то ничего путного в голову и не приходило…
Да и училась я так себе, еле-еле тянула на «хорошистку», без особого старания – троек нет и ладно.
Кажется, не я одна не могла определиться с постшкольным образованием – в нашем десятом классе велись бурные дебаты на эту тему, все спрашивали друг у друга: «куда ты будешь поступать?», и никто не мог ничего толком ответить.
Стал популярным такой стишок:

«Ума нет – иди в ПЕД,
Стыда нет – иди в МЕД.
Если ни туда, ни сюда не берут,
Иди в сельхозинститут»

Лично мне эти три варианта не подходили…
*     *     *
Чуть ли не единственным в классе, кто точно знал, куда будет поступать, был Апрелков Вовка, кстати, довольно посредственный ученик. Он нацелился в юристы.
Многие отговаривали его, предостерегали, что экзамены очень сложные и конкурс велик, но Апрелков упрямо пёр выбранным курсом. (Как стало известно позже, поступил-таки, только с третьего или четвёртого захода).

Я призадумалась, не податься ли и мне в юристы, но, выяснив, что надо будет сдавать экзамен по истории (самый нелюбимый после физкультуры предмет), мгновенно ретировалась.

И вообще, мне надо было больше уповать на химию, её я знала более-менее сносно, ну и литературы вроде как тоже не боялась, с остальными предметами дело обстояло не блестяще.

И вот в толстом справочнике ВУЗов я нашла практически свой идеал – Пятигорский Фармацевтический институт!
Мама от такой моей идеи «встала на уши» и сказала, что не отпустит меня в такую даль.
Я не то, что бы её послушала, а просто прикинула, что шанс на поступление в этот ВУЗ (один из всего лишь пяти фармацевтических институтов Советского Союза, да ещё и в Пятигорске!) ничтожно мал. Тут нужны были либо великолепнейшие знания, либо много-много денег плюс крутые связи. Ни того, ни другого я не имела.

И вот уже «грянул» выпускной вечер, а я всё ещё не знала, куда подамся после школы.

Одноклассники добавляли масла в огонь. Чуть ли не каждый второй объявлял, что на днях уезжает кто в Омск, кто в Коломну… Конечно, ветер странствий повеял и на меня.
Как раз в это время у нас гостил мой старший брат из Джамбула. А там, как известно, ТЕПЛО! И со «своими» мама всё-таки отпустит, а куда ей деваться-то?..
*     *     *
И вот, через неделю, попрощавшись с ошеломлёнными родителями, мы с Витей и Флорой погрузились в самолёт, а под вечер были уже в солнечном Джамбуле.
*     *     *
Мне нравилась дневная сорокоградусная жара и вечерняя свежесть этого города.
*     *     *
Я почти всё время сидела дома и тем не менее умудрилась влипнуть в некоторые приключения… Но сейчас другая тема – о будущей учёбе.

В Джамбуле было всего три института: Педагогический («ума нет, иди в пед»), Гидро-мелиоративно-строительный и Технологический.
Мне вроде бы подходил Технологический. Однако это была не химическая технология, а технология лёгкой промышленности. И обязательным экзаменом была математика – письменно и устно. Письменно – я бы сдала, решать всякие там задачи, примеры и уравнения я умела, но вот – устно… И не геометрия! Геометрию я бы сдала. Алгебра. Устно! Я за всю жизнь не выучила ни одного правила по алгебре. Решала всё чисто по формулам да по наитию.
Наверстать такой материал было нереально. К тому же я ни разу не открывала привезённые с собой учебники.

Я решила пойти по пути наименьшего сопротивления и поступить на так называемый нулевой или подготовительный курс. Времени не жалко – мне было всего шестнадцать лет.
Но вышел «облом», необходим был двухлетний стаж работы. Витя стал кумекать, как бы сделать мне липовую справку о стаже, но не прокатило – нестыковочка по возрасту.
*     *     *
Возвращаться в холоднющий Щучинск мне не хотелось, а значит, надо было поступать хоть куда, хоть в какой-нибудь техникум, но только наверняка.
Джамбулские техникумы мне не понравились. Было, кстати, и мед. училище («стыда нет – иди в мед»), но от медицины меня уже давно отвадили…
*     *     *
В моём распоряжении был ещё город Чимкент, там жили две моих тёти, и туда мне тоже разрешалось поехать.

И вот мы с братом наметили вояж, всего на один день…
Накануне мне не спалось, я потихоньку выползла на балкон, и под шелест деревьев, доходивших до четвёртого этажа, как бы курила, а точнее только дымила «позаимствованной» у брата сигаретой.
Примерно в метре от балкона находилось кухонное окно. И вот на кухне внезапно загорелся свет, а через мгновение из окна высунулся Виктор и спросил:

-  Нервничаешь что ли? Когда ты научилась курить?

Я не призналась, что курить по-настоящему пока ещё не научилась…
*     *     *
Восьмичасовой автобус «на Чимкент» уехал у нас перед носом. Следующий отправлялся в двенадцать.
Поехали на такси.
Витька закурил и протянул мне пачку:

-  Будешь?

-  Ты что?  -  удивилась я.

Ну и ну! Обычно старшие братья отговаривают от курения.. Но, может, как раз потому, что не было никаких запретов, я совершенно не пристрастилась к этой вредной привычке.
*     *     *
Мы застали дома двоюродного брата Лёшку. Он и «протащил» нас по всему Чимкенту. Носились как лоси. Где на такси, где на троллейбусе, где на своих двоих.
Я не запомнила – ни чер-та!..
*     *     *
Попалось нам фармацевтическое училище, я обрадовалась, подумала, что после него можно будет податься и в Пятигорск.
Однако, увидев «контингент» абитуриентов (дремучие деревенские девчонки – все как на подбор), я что-то засомневалась, доставит ли мне удовольствие учёба в таком вот коллективчике.
Да и конкурс был – десять человек на место.

-  Возможно, как раз вы и поступите,  -  дама из приёмной комиссии многозначительно покосилась на Виктора…

Но Лёшка, заметив мои колебания, решительно заявил:

-  После обеда сходим в другие места, а там будет видно.
*     *     *
И снова – .галопом по… Азии.
Заскочили домой. Лёшка ловко сварил макароны, заправив их тушёнкой. Еда показалась неимоверно вкусной.
Понеслись дальше.

Политехнический техникум. Довольно много отделений. Довольно приличные лица вокруг. Вот и какая-то там «технология неорганических веществ», где нужно сдавать всего два экзамена – химию и сочинение.
Сдала документы.
Поехали на автовокзал.
А там автобус «на Джамбул» уже отъезжает от платформы.
Лёшка на бегу спрашивает, есть ли свободные места, водитель отвечает утвердительно. Двоюродный братик (бычьего телосложения) хватает меня в охапку и на ходу запихивает в автобус. Витька запрыгивает сам…
Икарус набирает ход.
После чего оказывается, что «свободные» места только «стоячие»…
*     *     *
Дальше всё шло в таком же духе.
Самостоятельный приезд в практически незнакомый Чимкент.
Не слишком усердная учёба в техникуме.
Совершенно бессмысленное поступление в институт.
И много-много жуткой работы…

Жизнь как будто зависла на одном уровне – «между небом и землёй»…
Так и хочется спросить, перефразируя Гоголя:

-  О, Жизнь, куда несёшься ты? И как сделать тебя получше? Дай ответ!..

Не даёт ответа…


Рецензии
Ирина, Привет!
Как тебе только это удается, но опять зацепила за живое своим взволнованным повествованием о "делах давно минувших дней".
Пора уже успокоиться, но червь сомнения точит...
И не только тебя.
Ольга

Ольга Бурзина-Парамонова   18.09.2011 00:37     Заявить о нарушении
Оля, спасибо! Привет!
Ну а что делать, гложут сомнения, ведь в идеале хочется ЖИТЬ, а не доживать )

Ирина Борзилова   18.09.2011 00:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.