Лена Петрякова. Нина Баич. Цирк. В школу. 1944 г

   (мемуары моей мамы Петряковой/Умарбековой Галины Александровны)

   Моя сестра Лена, живя в Ростове-на Дону, знакомила меня с подругами, которые уже чего нибудь достигли. Так Нина Байч уже выучилась танцевать и когда приехал цирк "Кио", знаменитый на весь мир, то Эмиль Теодорович Кио взял Нину Баич к себе в цирк. Я лично, сама видела ее в ансамбле, до сих пор помню песню "Фонарики":
 "У входа в цирк фонарики горят по вечерам
Они дорогу зрителям указывают там.
И вдруг один фонарик другому говорит:
"У зрителя под глазом вот такой фонарь горит!
( или) Наверно без билета он, что прячется в тени...
 Фонарики-сударики горят себе горят,
 Что видели, что слышали, о отом и говорят."
   Позже Нина рассказывала, как один лилипут влюбился  в нее и настойчиво требовал с ним гулять(раньше, тогда, говорили "гулять", а теперь без стыда говорят, открыто, без стеснения "переспать"). А когда Нина расмеялась:"Что, что ты сказал?", то в ответ получила такой удар палкой, что в глазах потемнело. Она хотела его наказать, чтоб Кио узнал об этом, но цирк уже собирался в путь дорогу, то ли в Таганрог, то ли в Сальск, и эта тайна осталась нераскрытой. Ехать с цирком ей не хотелось. У них был свой большой дом, сестры, мама. И она уволилась.
   К другой подруге водила меня Лена. Забыла, кака ее звали. Она играла на пианино. Мы познакомились и она сразу спросила, какую песню сыграть. Ей показалось, что я еще маленькая и она сыграла "Жил-был у бабушки серенький козлик". Я очень хотела, чтобы она исполнила Вертинского что-нибудь, любовную песню, но кто-то к ней пришел и она сказала мне:"Извини, Галочка, в другой раз я тебе другие песни спою, срочное дело." Другого раза уже не было.
  С сентября 1944 г. я поступила в Степнянскую неполную среднюю школу в 5-й класс. Наконец-то, через 3 военных года, я, переросток, пошла исполнять свою мечту - учиться. Пo росту я подходила для 5-го класса, а по возрасту я должна была учиться уже в 8-м классе. Я была довольна. В школу шли пешком по шпалам, 4 ученика, кто быстрей. Один раз мне надоело слушать их болтовню по дороге и я предложила считать свои шаги за 7 км. до школы. Я знала, что не менее 14000 шагов, но им не сказала. Когда дошли до школы, я спросила у них:"Ну, сколько посчитали?" Аня - 10600, Нина - 9860, а ее брат - 5000 шагов. Я их улучила в обмане:"У вас не хватило смекалки. Надо досчитать до 10000 и положить камешек в карман, еще 1000 шагов, положить в карман 2-й камешек и так, сколько будет в кармане камешков, столько тысяч шагов мы прошли. Пoнятно?" -"Как это ты догадалась?" -"Тут нечего и догадываться, ведь несколько тысяч считать трудно, обязательно собюешься, а 10 по 100 равнятся 1000, значит 1 камешек. Каждый шаг полметра, 14000 шагов значит 7 км. до школы. Если я и догадалась, как сосчитать шаги до школы, так недаром же я старше вас." Анька:" Подумаешь, на 1 год старше, я знаю побольше твоего, что тебе и во сне не снилось, да не буду же я всем подряд рассказывать." Я поняла, что мешают Mасловы. Я решила ждать того момента, когда мы останемся вдвоем. Долго пришлось ждать такого момента. Об этом опишу позже.
   Шла учеба. Нехватка книг сказалась на моей учебе. Было странно, что вместо оценок " отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо" стали ставить 5, 4, 3, 2, 1. Мы уже познакомились с учителями. Они все мне понравились. Один учитель ботаники был мужчина, остальные женщины. Звали учителя ботаники Василий Иванович. И вот на его уроке я опозорилась. У меня не было учебника, я понадеялась, что помню, как и о чем он рассклазывал об амебах. И первый раз он меня вызвал к доске. Я рассказала все, что слышала от него. Он догадался, что я не читала  учебник и задал мне вопрос, на который я не смогла ответить. Мне пришлось признаться, что у меня нет учебника:"Ладно," - сказал он, - "поставлю 3, а ты достань учебник и почитай до конца. Я не успел рассказать до конца прошлый раз." Я была в ужасе. Как же это я могла докатиться до "посредственно"? Четыре класса проучилась и кроме "отлично" и изредка " хорошо" я не знала других оценок. Это был удар. Я считала так: кто получает оценку 5 - значит это человек отличный, а 4 - это человек хороший, 3 - это человек посредственный, а 2 - это человек плохой, 1 - это человек очень плохой. Естественно, это мнение изменилось в 6-м классе. Про это я напишу позже.
   
   
   
Эмиль Теодорович Кио:
http://feeladelphia.narod.ru/pages/biogr/bio_12.html


Рецензии